Билеты. Вариант 8.
13. Героические песни "Старшей Эдды"

13. Героические песни «Старшей Эдды» (цикл о Сигурде): происхождение сюжетов и своеобразие их трактовки. Особенности героического идеала. «Старшая Эдда» и «Песнь о Нибелунгах» (сопоставление).

Основные памятники древнеисландской художественной литературы распадаются на 3 группы: песни «Эдды», поэзия скальдов и прозаические саги.

«Старшая Эдда», сохранились в рукописи, которая датируется второй половиной XIII века. Неизвестно, была ли эта рукопись первой, либо у нее были какие-то предшественники. В целом же все эддические песни подразделяются на песни о богах и песни о героях. Песни о богах содержат богатейший материал по мифологии, это наш важнейший источник для познания скандинавского язычества (правда, в очень поздней, так сказать, «посмертной» его версии).

– песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

нет. До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на дном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

Песни о богах и о героях – 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников.

«Цикл песен о сигурде и бургундских конунгах»– молодой конунг, мстит за смерть отца. Девушка Брюнхильд, которую полюбил сигурд. Гуннар- друг сигурда, военный союз, обряд побратимства. Сигурд женился на гудрун, т. к. она опоила его зельем. Гуннар и сигурд убивают дру друга изза брюнхильд. Брюнхильд покончила с собой. Атли- второй муж гудрун, его исторический прототип – отилла. Гудрун мстит своему мужу атли за смерть братьев. Перед нами — яркие, сильные натуры, способные на самые крайние, решительные поступки, которые определяют все развитие событий. Роль женщины в героических песнях «Эдды» не меньшая, чем мужчины. Мстя за обман, в который она была введена, Брюнхильд добивается гибели любимого ею Сигурда и умерщвляет себя, не желая жить после его смерти: «…не слабой была жена, если заживо // в могилу идет за мужем чужим…» («Краткая Песнь о Сигурде»). Вдова Сигурда Гудрун тоже охвачена жаждой мести: но мстит она не братьям — виновникам гибели Сигурда, а своему второму мужу, Атли, который убил ее братьев; в этом случае родственный долг действует безотказно, причем жертвой ее мести падают прежде всего их сыновья, кровавое мясо которых Гудрун подает Атли в качестве угощения, после этого она умерщвляет мужа и погибает сама в запаленном ею пожаре. Эти чудовищные поступки тем не менее имеют определенную логику: они не означают, что Гудрун была лишена чувства материнства. Но дети ее от Атли не были членами ее рода, они входили в род Атли; не принадлежал к ее роду и Сигурд. Поэтому Гудрун должна мстить Атли за гибель братьев, своих ближайших сородичей, но не мстит братьям за убийство ими Сигурда, — даже мысль о подобной возможности не приходит ей в голову! Запомним это — ведь сюжет «Песни о нибелунгах» восходит к тем же сказаниям, но развивается совсем иначе.

«Эдды» посвящена сказаниям и загфриде, о гибели нибелунгов (атилла и гунтер), об эрманарике и сванхильде, т. е. эпическим сюжетам, сложившимся у континентальных германцев в эпоху великого переселения народов. В песнях «Эдды» об их первоначальной родине свидетельствуют упоминания о франкских и готских- витязях, о горах рейна и гуннских степях, хотя в то же время появляется и новый, скандинавский пейзаж. Имена эпических героев получили скандинавскую форму: гунтер- гуннар, хаген- хогни, атилла-атли, эрманарик- иорменрек, зигфрид-сигурд, кримхильда- гудруна. Появляются новые действующие лица, известные только скандинавской эпической традиции, например Олдруна, сестра Атли и возлюбленная гуннара.

«эдды» расположил собранные им исландские героические песни в последовательности развития сюжета, рассматривая их, по-видимому, как эпизоды одного сказания, охватывающие юношеские подвиги сигурда, сватовство гуннара, смерть сигурда, гибель нибелунгов.

«ПОН» - кримхильда мстит за мужа- личная месть. Меняется роль этцеля (прототип атиллы) в «ПОН» этцель не имеет отношения к замыслам своей жены, его спасают из пиршественной залы, хороший человек.

Образ зигфрида так же изменется- в «СЭ» у него был один подвиг, а в «ПОН» 2- с драконом и великанами.

Отсутствует мотив измены- не рассказывается о прежних отношениях зигфрида и брюнхильды, он изначально был поклонником кримхильды. В повести о нибелунгах появляется больше описаний, подробностей. Герои не одиноки а показаны на фоне своего рода, страны, воинов.