Билеты. Вариант 8.
8. Творческий путь Дж. Боккаччо. Основные периоды творчества. Место «Декамерона» в творчестве Боккаччо.

8. Творческий путь Дж. Боккаччо. Основные периоды творчества. Место «Декамерона» в творчестве Боккаччо.

Основные тематические группы новелл, подвижность границ между ними. Анализ нескольких новелл.

Джованни Боккаччо (Giovanni Boccaccio) родился в июне-июле 1313 г. от внебрачной связи между богатым торговцем Боккаччино ди Келино и женщиной, о которой ничего не известно. Богатый купец собирался направить сына по стопам собственных занятий, и поэтому дал ему сначала образование по торговой части во Флоренции. В 1327 г. он переехал в Неаполь(1327-1340). Знакомится с гуманистами, Марией Д Аквино, которую в поэзии будет называть Фьячеттой. Естественная любовь, земная, она его отвергла.

Произведения Боккаччо неаполитанского периода есть отражение любовных отношений между автором и его героиней, избранной из числа других “любезных” женщин.

Произведением, получившим европейскую известность, стал роман в пяти книгах “Филоколо” (Filocolo), имевший широкое рукописное хождение и вышедший сразу двумя изданиями в 1472 г. Окончен он был, вероятно, в 1336 г. Он якобы написан по просьбе возлюбленной автора Фьямметты (которая в самом произведении указывается как дочь короля Роберта Анжуйского): услышав историю о Флорио и Бьянкафьоре, она якобы попросила автора написать по этому поводу. Поэма “Филострато” (Filostrato) состоит из девяти частей, написана октавами, датировка ее неясна: одни литературоведы считают ее более ранней, чем роман “Филоколо”, другие относят к концу неаполитанского периода. В ней Боккаччо пробует свои силы в недавней традиции народных былин (cantari). Вместе с “Тезеидой” и “Фьезоланскими нимфами” это произведение становится моделью повествовательного использования октавы, которое будет иметь очень важное значение для итальянской литературы вплоть до 17 века. Сюжет поэмы заимствован из романов троянского цикла, однако ограничивается лишь одним эпизодом, в котором рассказывается о любви юного Троила, сына Приама, к прекрасной вдове-гречанке Кризеиде, находящейся в плену у троянцев.

. Вернувшись во Флоренцию зимой 1340-41 гг., Боккаччо пытается связать куртуазную традицию, которой он отдал дань во время пребывания в Неаполе, и традицию, столь глубоко развитую в его родном городе, - т. е. с флорентийской прозой и новеллой в частности. Тесной оказывается связь со средневековой аллегорией в поэме “Любовное видение” (Amorosa visione), написанной терцинами в 1342-43 гг. и состоящей из 50 песен. Автор использует здесь дантовскую схему. Позднее, в 1355-1360 гг., произведение было переработано, была усложнена его образная структура и внесены новые этические оттенки. В форме сна и аллегорических “триумфов” (как позднее Петрарка и многие авторы 15 века) Боккаччо представляет читателю своего рода энциклопедию типов человеческого поведения и целую галерею исторических и мифологических персонажей. В финале поэмы автор встречается с возлюбленной Фьяметтой.

Главным произведением Боккаччо, обессмертившим его имя, был его прославленный и ославленный «Декамерон» (10-дневные рассказы) — собрание 100 повестей, рассказанных обществом из 7 дам и 3 мужчин, которые во время чумы переселились в деревню и там коротали время этими рассказами. «Декамерон» написан частью в Неаполе, частью во Флоренции. Прозаическая повесть-новелла, жанр идет из легенд, сказок.

«Новеллино» в 12 веек, Боккаччо взял оттуда анекдотическую фабулу и реализм. Сто новелл. Скреплены рамкой как в восточных сказках, то же делал в филоколо и амето. Участники рамки – рассказчики новелл. Десять новелл – десять дней. Декамерон – греч десятидневник. Источники декамерона – фаблио, романы, сказания, новеллы, хроники, анекдоты. Моральный смысл. Группы: 1)о остроумном изречении, которое помогает герою выйти из из затруднения (1 и 6 день, новелла «О трех кольцах» - принципиальное равенство трех основных религий, тем самым выступая против претензий христианской религии на единственную истинность) 2)об удивительных добродетелях и глубоких движениях дущи (10 день, прославление рыцарских добродетелях, о бедном рыцаре Федерио дельи альбериги (день 5, новелла 9) – заколол сокола для дамы; испытание Грезильды – последняя) 3)об удивительных превратностях судьбы(2 и 5 день) 4) об добродетелях 5) об проделках шутников-буффонные новеллы(Бруно, Буффальмако, Нелло – 8, 9 день). Разоблачение духовенства. Антиклерикальная сатира, но не антирелигиозная: исправление изъянов церкви.