Билеты. Вариант 8.
Литература средних веков и Возрождения.
- 1. Средневековая литература и духовный облик Средневековья. Периодизация и жанровый состав средневековой литературы.
- 2. «Книга песен» («Канцоньере») Франческо Петрарки: история создания, композиция и состав, соотношение с предшествующей традицией, основные темы.
- 3. Проблема перехода от античности к Средневековью. Раннехристианская литература: Новый Завет как литературный памятник (происхождение, состав, стиль, традиции).
- 4. Культурное своеобразие эпохи Возрождения. Гуманизм и studia humanitatis. . Национальные и региональные особенности развития ренессансной литературы и культуры (итальянский Ренессанс и Северное Возрождение).
- 5. Западноевропейская литература раннего Средневековья: культурные основы, хронологические границы, принципы классификации литературных памятников, важнейшие жанры.
- 6. «Декамерон» Боккаччо как классический образец ренессансного новеллистического сборника.
- 7. Западноевропейская литература зрелого Средневековья. Общая характеристика средневекового романа
- 8. Творческий путь Дж. Боккаччо. Основные периоды творчества. Место «Декамерона» в творчестве Боккаччо.
- 9. Западноевропейская литература позднего Средневековья: культурные основы, хронологические границы, важнейшие персоналии.
- 10. Культурная роль кружка Лоренцо Великолепного во Флоренции конца XV в. Творчество Луиджи Пульчи и его связь с традициями флорентийских кантасториев.
- 11. Стадиальные разновидности эпоса в мировой литературе (по Е. М. Мелетинскому).
- 12. Жанр рыцарской поэмы в итальянской литературе эпохи Возрождения
- 13. Героические песни "Старшей Эдды"
- 14. «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле: источники сюжета и образов
- 15. «Песнь о Роланде» как вершина средневекового французского эпоса.
- 16. Периодизация творчества У. Шекспира. Жанровое своеобразие шекспировских комедий.
- 17. «Песнь о моем Сиде» как вершина средневекового испанского героического эпоса: сюжет, композиция, образы, стиль.
- 18. П. Ронсар и Плеяда.
- 19. «Песнь о Нибелунгах»: происхождение сюжета, композиция, образы, типы художественного пространства, «прерывистость» времени. «Песнь о Нибелунгах» и «Старшая Эдда» (сопоставление).
- 20. Пьесы Шекспира на сюжеты из национальной истории (пьесы-хроники)
- 21. Общая характеристика куртуазной поэзии европейского Средневековья.
- 22. Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта»
- 23. Роман и легенда о Тристане и Изольде как часть бретонского цикла
- 24. Сонеты Шекспира: основные темы и образы, соотношение с предшествующей европейской и национальной традицией
- 25. Поэзия вагантов: происхождение, среда бытования, основные темы, стиль
- 26. Жизнь и творчество Франсуа Вийона в контексте литературы позднего Средневековья
- 27. Трагедия У. Шекспира «Отелло»: источник сюжета, своеобразие трактовки темы семейной чести, жанровое своеобразие. Образы центральных персонажей. Концепция зла.
- 28. «Кентерберийские рассказы» Джеффри Чосера: источники сюжетов, жанровое своеобразие, стиль, связь с традициями Средневековья и Ренессанса
- 29. Трагедия У. Шекспира «Макбет»: тема ренессансной «доблести», образы Макбета и леди Макбет, функции сверхъестественных мотивов.
- 30. «Божественная комедия» Данте: жанровая уникальность поэмы и ее символическая структура, универсализм мышления.
- 31. Трагедия У. Шекспира «Король Лир»: проблема смысла жизни, мотив испытания
- 32. Важнейшие темы «Божественная комедии» Данте
- 33. «Дон Кихот» Сервантеса: замысел и композиция, переосмысление рыцарской «авантюры», мотив «большой дороги», «вставные новеллы»
- 34. Жанр «Божественной комедии» Данте. Мировоззренческое своеобразие поэмы.
- 35. «Дон Кихот» Сервантеса: образы Дон Кихота и Санчо, их взаимодействие и эволюция. Гуманистические мотивы в романе. Русские писатели о героях Сервантеса.