Статьи на букву "А"
АВТОРСТВО (authorship) - Впервые вопрос о том, Шекспир ли автор приписываемых ему пьес, поставил в 1785 г. преподобный Джеймс УИЛМОТ, выдвинувший предположение, что настоящим автором этих произведений был Фрэнсис Бэкон. Выводы Уилмота не были опубликованы. Дальнейшие сомнения высказаны в "Романе о прогулке на яхте", напечатанном в 1848 г. эксцентричным нью-йоркским юристом, полковником Джозефом Хартом. На автора оказало влияние клеветническое жизнеописание Шекспира в "Кабинетной энциклопедии" Дионисия Ларднера, где утверждалось, что шекспировские пьесы "изобилуют грубейшими непристойностями - более грубыми, нежели у любого из современных драматургов". Харт предположил, что Шекспир "покупал или добывал тайком" пьесы других авторов, которые впоследствии "приправлял непристойностями, сквернословием и грязью". Кандидата в подлинные авторы рассматриваемых произведений Харт так и не выдвинул. В 1856 г., в статье американки Делии Бэкон настоящим автором шекспировских произведений был назван Фрэнсис Бэкон. В конце того же года исследовательница провела ночь в церкви Святой Троицы с намерением вскрыть могилу Шекспира, но в конце концов отказалась от этой идеи. Свою теорию она изложила в книге "Раскрытая философия пьес Шекспира" (The Philosophy of the Plays of Shakespeare Unfolded, 1857). Движение, получившее название "антистратфордианское" ("нестратфордианское"), крепло. В 1885 г. было основано Английское Бэконовское общество, издававшее журнал, а в 1892 г. аналогичное общество было создано в США. Немало интеллектуальных усилий было приложено для того, чтобы попытаться отыскать криптограммы и другие ключи к разгадке авторства в текстах и иных источниках - таких, как, например, гравюра Дройсхута. К антистратфордианскому движению примкнули многие выдающиеся люди, в том числе Марк Твен и Зигмунд Фрейд. Позднее группы "раскольников" пытались приписать авторство отдельных произведений разным людям, в том числе - графу Дерби, графу Эссексу, королеве Елизавете, Кристоферу Марло, графу *Оксфорду и графу Рэтленду. Эта тема прекрасно отражена в шестой части "Жизнеописаний Шекспира" С. Шенбаума (1970, переиздано в 1991 г.). Все нестратфордианские версии опираются на теорию заговора: например, существует предположение, что смерть Кристофера Марло - пожалуй, наиболее полно реконструированный эпизод в истории литературы - является не более чем ширмой, так как на самом деле драматург еще двадцать лет писал пьесы, тщательно скрывая существование своей, до той поры весьма заметной, персоны и благородно отказываясь от авторства в пользу Шекспира (чьи предположительно ранние произведения нуждаются в передатировке). Шекспир, таким образом, участвовал в заговоре, признавая себя автором произведений, созданных другим человеком, и каким-то образом скрывая их истинное авторство от всех своих театральных и литературных собратьев, равно как и от издателей. Доказательств того, что пьесы были написаны человеком по имени УИЛЬЯМ Шекспир (в ряде случаев при участии, например, Джона Флетчера), очень много: титульные листы, опубликованные панегирики и ссылки, рукописи, не предназначенные для публикации, и т.д. Доказательствами того, что Шекспир, создавший эти произведения, был Шекспиром из Стратфорда-на-Эйвоне, служат: упоминаемые в его завещании имена Хемингса и Конделла, имевших прямое отношение к изданию Первого фолио; надписи на стратфордском монументе, одна на латыни, сравнивающая Шекспира с великими деятелями древности, другая на английском, в которой он превозносится именно как писатель; *строки "Джонсона в Первом фолио, в которых Шекспир назван "сладостным лебедем Эйвона"; текст из той же книги, в котором Леонард Дигтз говорит о "стратфордском памятнике". Доказательства авторства могут быть как объективными, так и субъективными, лежащими в самих текстах. На объективные доказательства нельзя полностью положиться. На титульных листах "Йоркширской трагедии" и "Лондонского повесы" (первая публикация и перепечатка в 1619 г.) стояло имя Шекспира, а теперь это доказательство признано недостоверным, поскольку вышеупомянутые пьесы не были включены в Первое фолио. Другой тип доказательств, основанный на стилистическом анализе, в последнее время особенно усовершенствованном при помощи компьютерных технологий, достиг определенных успехов. Отдельные фрагменты пьес "Два благородных родича" и "Все истинно" ("Генрих VIII") подтверждают авторство Шекспира и Флетчера соответственно, а вот стилистический анализ "Эдварда III" и "Траурной элегии" не принес определенных результатов. Сомнения в авторстве Шекспира кажутся либо основанными на консерватизме - отрицании того, что человек относительно скромного происхождения, без университетской степени мог создать столь гениальные произведения, либо на жажде дурной сенсации или элементарной зависти. |
АЙРЛЕНД, УИЛЬЯМ ГЕНРИ (Ireland, William Henry, 1775 -1835) - помощник лондонского юриста, уличенный в подделке документов, связанных с Шекспиром. В числе его "шедевров" - письмо к Анне Хетеуэй с локоном ее волос. Он также являлся истинным автором пьесы "Вортиджерн", которую приписывал Шекспиру. "Находки" были опубликованы в 1795 г. (в издании проставлен 1796 год) и сумели ввести в заблуждение многих ученых того времени. Однако в марте 1796 г. Эдмонд Мэлоун опубликовал свое "Расследование", доказывающее, что документы были сфальсифицированы. Несколькими днями позже в "Друри-Лейн" было дано единственное представление "Вортиджерна". В том же году Айрленд опубликовал "Подлинный перечень шекспировских рукописей", ручаясь за его достоверность. Уникальная постановка "Вортиджерна" была осуществлена в лондонском театре "Брайдуэлл" в 1997 г. |
АКТ О БОГОХУЛЬСТВЕ (Profanity Act) - См. Цензура. |
АКТРИСЫ (actresses) - Впервые профессиональные актрисы появились на английской сцене в эпоху Реставрации - в 1660 г. Женские роли в пьесах Шекспира предназначались для исполнителей мужского пола - как правило, мальчиков (см. Мальчики-актеры). |
АКТУАЛЬНЫЕ АЛЛЮЗИИ (topical allusions) - В шекспировских пьесах есть несколько явных аллюзий на современность (см. Эссекс, Роберт Девере; Марло, Кристофер; Мальчики-актеры. Не поддающиеся объяснению пассажи в некоторых пьесах, в особенности в "Бесплодных усилиях любви", во времена Шекспира, возможно, обладали некоторой злободневностью. Было предпринято немало попыток продемонстрировать, что драматург говорил о современных событиях, личностях и проблемах, используя для прикрытия исторические и фантастические элементы (см. Лопес, Родриго; Яков I). |
АКТЫ И СЦЕНЫ (act-and-scene divisions) - Ни одно издание пьес Шекспира в кварто до появления Первого фолио в 1623 г. не содержит деления на сцены; и только одна пьеса, "Отелло", опубликованная в 1622 г., разделена на акты. В Фолио шесть пьес не имеют деления; "Гамлет" содержит лишь частичное деление; одиннадцать пьес разделены только на акты; остальные восемнадцать поделены на акты и сцены. Некоторые из этих пьес до 1623 г. публиковались в кварто без какого-либо деления. По-видимому, при постановках труппа Шекспира большей частью не соблюдала деления на акты, хотя они могли быть введены после приобретения театра "Блэкфрайерс". Доказательством того, что Шекспир имел представление о традиционной пятиактной структуре, служат Хоры в "Генрихе V" и "Перикле". В современных изданиях в основном соблюдаются деления, которые были введены Николасом Роу и Александром Поупом, издававшими Шекспира в начале XVIII в. |
АЛЕКСАНДР, БИЛЛ (Alexander, Bill, р. 1948) - британский режиссер, в 1980-1992 гг. поставивший в Королевском Шекспировском театре следующие пьесы Шекспира: "Генрих IV, Части первая и вторая" (1980), "Ричард III" (1984), "Виндзорские насмешницы" (1985), "Сон в летнюю ночь" (1986), "Двенадцатая ночь", "Венецианский купец", "Цимбелин" (1987), "Много шума из ничего" (1990), "укрощение строптивой" (1992). Поработав некоторое время в США, в 1992 г. стал художественным руководителем Бирмингемского репертуарного театра, где поставил "Отелло" (1993), "Бурю" (1994), "Макбета" (1995) и "Венецианского купца" (1997). |
АЛЕКСАНДР, ПИТЕР (Alexander, Peter, 1894-1969) - британский ученый, выпустивший собрание сочинений Шекспира в 1951 г. |
АЛЛЕН, ЭДУАРД (Alleyn, Edward, 1566-1626) - ведущий актер труппы "слуги лорда-адмирала" и основатель Даличского колледжа. Наибольшую известность ему принесли роли Фауста, Тамерлана и Вараввы в пьесах "Марло. Прервал сценическую карьеру в 1597 г., вернулся в 1600 г. и выступал до 1605 г., после чего стал театральным менеджером. Был женат на падчерице Филипа "Хенслоу - Джоан, а затем (с 1623 г.) на дочери Джона Донна - Констанс. |
АНГЛИЙСКИЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ТЕАТР (English Shakespeare Company) - Основан в 1985 г. Майклом Богдановым и Майклом Пеннингтоном с целью создания крупномасштабных передвижных постановок. Первым проектом стали амбициозные двадцатитрехчасовые "Войны Роз" (1986-1989), куда вошли восемь исторических пьес. В числе других постановок: "Комедия ошибок", "Кориолан", "Зимняя сказка", "Венецианский купец" (все в 1990 г.), "Двенадцатая ночь" (1991), "Макбет", "Буря" (обе в 1992 г.), "Ромео и Джульетта" (1993). В 1994 г. труппа приостановила постановочную деятельность, чтобы сосредоточиться на образовательных программах, но вернулась на сцену в 1997 г. с постановкой "Сна в летнюю ночь" для детей (см. книгу Майкла Богданова и Майкла Пеннингтона "Английский Шекспировский театр: история "Войн Роз" 1986 -1989", 1990). |
"АНТОНИЙ И КЛЕОПАТРА" (Antony and Cleopatra) - трагедия Шекспира из римской истории; впервые напечатана в Первом фолио (1623). Внесена в Регистр Гильдии книгопечатников и издателей в 1608 г. и обычно датируется 1606 -1607 гг. Основным источником являются "Жизнеописания благородных греков и римлян" Плутарха. Редакция Шекспира во многом близка переводу Норта. Сведений о ранних постановках не сохранилось. Драйден использовал сюжет "Антония и Клеопатры" в пьесе "Все за любовь" (1678), многое позаимствовав у Шекспира. Возможно, по этой причине шекспировская пьеса была надолго вытеснена со сцены. В 1759 г. Дэвид Гаррик возобновил ее постановку в редакции, подготовленной Эдуардом Кэпеллом, однако спектакль успеха не имел. Версию Дж.Ф.Кембла (1813), включавшую фрагменты из пьесы "Все за любовь", также постигла неудача, равно как и в 1833 г. спектакли У.Ч.Макриди. В целом в XIX в. пьеса не имела удачных сценических воплощений. Бирбом Три вновь вернул ее на сцену в 1906 г. Роберт Аткинс в театре "Олд-Вик" (1922) отказался от реалистических декораций, с успехом используя совершенно пустую сцену. За пьесой сохранялась репутация сложной, несмотря на то что стратфордские постановки Глена Байема Шоу (1953) с Майклом Редгрейвом и Пегги Эшкрофт, Тревора Нанна (1972) с Ричардом Джонсоном (Richard Johnson) и Джанет Сюзман, а также спектакль лондонского театра "Сент-Джеймс" (1951) с Лоуренсом Оливье и Вивьен Ли имели успех, успешной была и нью-йоркская постановка (1947) с Годфри Тирлем и Кэтрин Корнелл. Хелен Миррен была прекрасной Клеопатрой в спектакле Адриана Ноубла в театре "Другое место" (1982). В постановке Питера Холла (Националъный театр, 1987) играли Джуди Денч и Энтони Хопкинс, а Ричард Джонсон вновь появился в главной роли в 1992 г. в спектакле Джона Керда в Стратфорде-на-Эйвоне. Тому обстоятельству, что пьеса так и не достигла уровня театральной популярности "великих" трагедий, можно найти немало объяснений. Это и структурные особенности, и непростая режиссерская задача найти эффектное сценическое воплощение, и все те сложности, которые таит в себе роль Клеопатры. Трагедия представляет большой интерес для историков литературы: в ней есть образцы величайшей драматической поэзии и тонкие психологические характеристики персонажей. |
АПОКРИФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШЕКСПИРА (Apocryphal works) - Некоторые произведения, приписываемые Шекспиру в его эпоху и позднее, сегодня не считаются таковыми. В этот список входят шесть пьес, добавленных ко второму изданию Третьего фолио (1664): "Лондонский повеса", "Томас, лорд Кромвель", "Сэр Джон Олдкастл", "Пуританка", "Йоркширская трагедия" и "Локрин". Другие пьесы, приписывавшиеся Шекспиру в XVII и XVIII вв., включают: "Рождение Мерлина", "Веселый дьявол Эдмонтона", "Муседор", "Вторая трагедия девушки", "Fair Em" и "Арден из Фавершема". В последнее время повод для сомнений дали стихотворение "Умру ли я?", рукопись пьесы "Эдмунд Айронсайд" и "Траурная элегия". Долгое время считалось, что пассажи пьесы "Сэр Томас Мор" (в рукописи) принадлежат Шекспиру, равно как и некоторые сцены из "Эдварда III". С недавних пор последнюю пьесу считают целиком принадлежащей Шекспиру. Она напечатана в Новом Риверсайдском (1997) и будет включена в Новое Кембриджское издание. Апокрифические пьесы на сцене можно увидеть нечасто. С успехом ставился "Арден из Фавершема" (спектакль Терри Хэндса, 1982) и оперная версия "Арден должен умереть" Александра Гера (Alexander Goehr, Arden Muss Sterben, 1967). |
АПОЛЛОНИЙ ТИРСКИЙ (Apollonius of Tyre) - герой романтической легенды, которая была широко распространена в Средние века и эпоху Ренессанса. Шекспир использовал ее в сюжете "Комедии ошибок". Эта же легенда легла в основу пьесы "Перикл". |
АРДЕН, МЭРИ (Arden, Mary, ум. 1608) - мать Шекспира, младшая дочь Роберта Ардена из Уилмкоута (место неподалеку от Стратфорда-на-Эйвоне). Вышла замуж за отца Шекспира Джона около 1557 г. (См. также Дом Мэри Арден). |
АРДЕНОВСКОЕ ИЗДАНИЕ (Arden edition) - многотомное издание Шекспира, выходившее сначала под общей редакцией У.Дж.Крэга (W.J. Craig, 1891 - 1906 гг.), а затем Р.Х.Кейса (R.H.Case, 1906 - 1924 гг.). Замысел переиздания первоначальных томов вскоре уступил место идее совершенно новых изданий, выпуск которых начался в 1951 г. под общей редакцией Уны Эллис-Фермор (Una Ellis-Fermor), в 1958 г. уступившей место Хэролду Ф. Бруксу (Harold F.Brooks) и Хэродцу Дженкинсу (Harold Jenkins). Вскоре к ним присоединились Брайен Моррис (Brian Morris) и Ричард Праудфут (Richard Proudfoot). В это издание, неофициально именуемое "Новым Арденов-ским" (New Arden), вошли такие заметные и весьма значительные тома, как "Макбет" и "Король Лир" под редакцией Кеннета Мюира, "Гамлет" под редакцией Дженкинса и "Кориолан" под редакцией Филипа Брокбэнка. Новое издание, известное как "Третий Арден" (Arden 3), выходит с 1995 г. под общей редакцией Энн Томпсон (Ann Thompson) и Дэвида Скотта Кэстэна (David Scott Kastan). Тома всех этих изданий содержат обширные предисловия, варианты фрагментов текста, подробные примечания и список источников. |
АРМИН, РОБЕРТ (Armin, Robert, 1568-1615) - актер и литератор, по-видимому принятый в труппу Шекспира "слуги лорда-камергера" до 1599 г. Автор книги "Дурак о дураке" (Foole upon Foole, 1600), он был исполнителем комических ролей и, возможно, занял место Уилла Кемпа. Ни одна из шекспировских ролей не может быть с уверенностью ему приписана, хотя вполне вероятно, что он играл Кизила, Оселка, Фесте и Шута короля Лира. |
АРН, ТОМАС (Arne, Thomas, 1710-1778) - композитор, создавший великолепную музыку к песням из нескольких пьес Шекспира и к оде Гаррика для юбилея 1769 г. |
АТКИНС, РОБЕРТ (Atkins, Robert, 1886-1972) - английский актер и режиссер, известный в связи с постановками пьес Шекспира в "Олд-Вик", в Стратфорде-на-Эйвоне, в театре под открытым небом "Риджентс-парк" и других театрах. |