Шекспировская энциклопедия
Статьи на букву "О"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "О"

"ОБЕСЧЕЩЕННАЯ ЛУКРЕЦИЯ"

"ОБЕСЧЕЩЕННАЯ ЛУКРЕЦИЯ" (Rape of Lucrece, The) - Поэма Шекспира впервые опубликована в 1594 г. Ричардом *Филдом из Стратфорда-на Эйвоне, скорее всего, по собственной рукописи драматурга. Этот же издатель годом раньше опубликовал *"Венеру и Адониса".

Обе поэмы содержат посвящение Генри *Ризли, 3-му графу Саутгемптону. "Обесчещенная Лукреция" написана Королевской рифмой (строфа из семи строк, рифмующихся abab-bcc) и содержит 1855 строк. К 1640 г. поэма выдержала 7 изданий. В "Обесчещенной Лукреции", равно как и в *"Венере и Адонисе", Шекспир во многом следует Овидию. Утонченный стиль и риторические пассажи поэмы, несомненно, создают трудности для современного читателя, но следует помнить, что картина хаоса, воцарившегося в душе Тарквиния в результате мучительных раздумий, приводящих к саморазрушению героя, предвещает основную идею главных трагедий Шекспира, в особенности *"Макбета".

ОБРАЗНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШЕКСПИРА

ОБРАЗНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ШЕКСПИРА (imagery) - И стихи, и проза в шекспировских пьесах насыщены образами, визуальными и слуховыми, которые могут служить различным целям. К изучению шекспировской образности литературоведы обратились еще в начале XVIII в. (см. Уайтер, Уолтер), но первые серьезные результаты были достигнуты в 1930-е гг. под влиянием движения, известного как "новая критика". Это было оппозиционное движение, оно стало альтернативой так называемой "критике персонажей" - направлению, где при анализе пьесы проводился только критический разбор действующих лиц. В новаторской книге "Образы в произведениях Шекспира и то, о чем они нам говорят" Кэролайн *Спэрджен (Shakespeare's Imagery and What it Tells Us, 1935) определила основные модели образов в пьесах Шекспира, но с меньшим успехом ей удалось применить полученные результаты для характеристики индивидуальности и темперамента самого драматурга. Книга В. *Клемена "Развитие образности в произведениях Шекспира" (The Development of Shakespeare's Imagery, 1951) представляет собой более строгое и научно обоснованное исследование. Автор продемонстрировал, как повторяющиеся образы могут передавать смысл, а также показал, что в поздних пьесах Шекспира метафора становится мощным средством создания образов.

Многие литературоведы при критическом разборе пьес делают акцент именно на исследовании образов. См. Найт, Джордж Уилсон.

ОБРАЗОВАНИЕ ШЕКСПИРА

ОБРАЗОВАНИЕ ШЕКСПИРА (education, Shakespeare's) - См. Грамматическая школа, Стратфорд-на-Эйвоне.

ОБРАЗЧИК ТЯГОСТНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ

ОБРАЗЧИК ТЯГОСТНЫХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ (Pattern of Painful Adventures, The) - См. Твайн, Лоуренс.

ОБРИ, ДЖОН

ОБРИ, ДЖОН (Aubrey, John, 1626-1697) - В его посмертно опубликованных "Кратких жизнеописаниях" (Brief Lives) есть разные сведения о Шекспире. Некоторые из них принадлежат Уильяму Бистону, сыну Кристофера - актера, игравшего в труппе Шекспира. Он отзывается о драматурге как о "красивом, хорошо сложенном мужчине и отличном собеседнике, у которого всегда найдется приятная острота" и говорит, что Шекспир "вызывал у него особое восхищение, поскольку не был заводилой... не был охотником до разгульной жизни и, даже когда его приглашали, сказывался больным". Именно Обри утверждал, что Шекспир "в молодые годы был деревенским учителем". Ему же принадлежит предположение о том, что Уильям *Давенант был родным сыном Шекспира.

ОВИДИЙ

ОВИДИЙ (Публий Овидий Назон) - (Publius Ovidius Naso, 43 до н. э. - 18 н. э.) - римский поэт. Шекспир был прекрасно знаком с его творчеством и при создании своих произведений использовал его "Метаморфозы" как в оригинале, так и в переводе Артура Толдинга. Источником *"Обесчещенной Лукреции" послужили "Фасты" Овидия, тогда еще не переведенные на английский. "Метаморфозы" появляются на сцене в *"Тите Андронике" (IV.i). Образцовым исследованием на тему влияния Овидия на творчество Шекспира является "Шекспир и Овидий" Джонатана Бейта (Jonathan Bate, Shakespeare and Ovid, 1993).

ОГОРАЖИВАНИЕ В УЭЛКОМЕ

ОГОРАЖИВАНИЕ В УЭЛКОМЕ (Welcombe enclosures) - В 1614 г. была начата деятельность по огораживанию общинных земель в Уэлкоме (приход Стратфорда-на-Эйвоне), где у Шекспира была доля дохода от *десятин. Он и его двоюродный брат должны были получить возмещение всех убытков. Община Стратфорда-на-Эйвоне выразила несогласие с предложенной схемой. Конфликт вяло тянулся несколько лет, но об отношении к нему Шекспира ничего не известно. Возможно, он отстаивал схему, как это предположил Эдвард *Бонд в пьесе "Бинго" (1973).

ОКСФОРДСКИЙ ШЕКСПИР

ОКСФОРДСКИЙ ШЕКСПИР (Oxford Shakespeare) - В 1978 г. издательство Оксфордского университета учредило специальный шекспировский отдел под руководством Стэнли Уэллса с целью выпуска многотомного собрания сочинений Шекспира (т. наз. Оксфордский Шекспир). Предполагалось, что данное издание будет снабжено подробными филологическими комментариями, туда должны были войти заново отредактированные тексты всех произведений, представленные как в современной, так и в первоначальной, шекспировской орфографии. Первые тома многотомного собрания вышли в свет в 1982 г. Теперь тома выходят в мягком переплете в Оксфордской серии мировой классики.

Выпуск полного собрания сочинений (под общей редакцией Стэнли Уэллса и Гэри Тейлора) был завершен в 1986 г. Издатели на этот раз отошли от традиции, основанной на том, что, поскольку многие пьесы дошли до нас в нескольких вариантах, предпочтительными для собрания сочинений являются те версии, которые были предназначены для сцены. Поэтому в издание включены две версии *"Короля Лира": из *кварто 1608 г. и из Первого *фолио; редакции Фолио были взяты за основу при подготовке к печати *"Гамлета" и *"Отелло". В 1-й части *"Генриха IV" "Фальстаф" везде заменен на "Олдкастла"; радикально переработан текст *"Перикла"; серьезно пересмотрены сценические ремарки. Кроме того, в этом издании была разработана система последовательного приведения шекспировской орфографии в соответствие с современными нормами. В 1987 г. вышло "Приложение к Собранию сочинений" (Textual Companion), объясняющее научную позицию издателей. Оксфордские варианты текстов пьес легли в основу *Нортоновского издания.

ОКСФОРД, ЭДУАРД ДЕ ВЕР, 17-Й ГРАФ

ОКСФОРД, ЭДУАРД ДЕ ВЕР, 17-Й ГРАФ (Oxford, Edward de Vere, 17th Earl of, 1550-1604) - блестящий придворный и писатель, которого безосновательно называли соавтором, а иногда и автором пьес Шекспира. Впервые эту точку зрения высказал Томас Луни в книге *"Шекспир" опознан в Эдуарде де Вере, 17-м графе Оксфорде" (Т. Looney. "Shakespeare" Identified in Edward de Vere the Seventeenth Earl Oxford, 1920). Среди других приверженцев этой идеи был Перси Аллен, изложивший в своей книге "Беседы с елизаветинцами, раскрывающие тайну "Уильяма Шекспира*" (Percy Allen. Talks with Elizabethans Revealing the Mystery of "William Shakespeare", 1947) результаты спиритических сеансов с участием Оксфорда, Бэкона и Шекспира

(см. Авторство).

ОКТАВО

ОКТАВО (octavo) - книга, размер страницы которой составляет 1/8 часть листа газетного формата. Во времена Шекспира отдельные пьесы, как правило, издавались в *кварто, но "Подлинная трагедия..." (1595, см. Пьесы "борьбы"), равно как и *"Страсгный пилигримм" и многочисленные переиздания *"Венеры и Адониса" и *"Обесчещенной Лукреции", изданы форматом октаво. Для удобства (напр., в списках переизданий) издания октаво иногда именуются кварто.

"ОЛД-ВИК"

"ОЛД-ВИК" - театр

(Old Vic Theatre)

театр, выстроенный в 1818 г. в непрестижном квартале Лондона, к югу от реки, и изначально названный "Роял-кобург", в 1833 г. был переименован в "Викторию". В театре ставились в основном мелодрамы, пока в 1880 г. он не оказался во владении Эммы Коне, оборудовавшей там скромный мюзик-холл "зал королевы Виктории" и кафе-бар. В 1914 г. ее племянница Лилиан *Бейлис сделала это здание "домом Шекспира". К 1923 г. там были сыграны все его пьесы. Театр стал главной шекспировской площадкой в Лондоне, где осуществлялись выдающиеся постановки Роберта *Аткинса (1919-1925), Харкорта Уильямса (1929-1933) и Тайрона *Гатри (1933-1934, 1936-1943), в которых участвовали такие актеры, как Эдит *Эванс, Лоуренс *Оливье, Джон *Гилгуд, Ральф *Ричардсон, Дональд *Вулфит, Пегги *Эшкрофт.

Здание театра пострадало во время войны, но труппа продолжала работать, в основном на сцене Нового театра. В 1950 г. "Олд-Вик" вновь распахнул свои двери зрителям. В1953 г. под руководством Майкла *Бентхолла было намечено поставить все пьесы Шекспира в течение 5 лет; кульминацией этой программы должен был стать *"Генрих VIII" (1958) с Гилгудом и Эдит Эванс.

Труппа "Олд-Вик" распалась в 1963 г., ее площадка перешла в распоряжение труппы "Национального театра. Здание также некоторое время использовалось в качестве центра для театральной труппы *"Перспектива" (1977-1981). В 1997 г. в театр пришел новый художественный руководитель - Питер *Холл, включивший в репертуар классические и современные пьесы, в том числе *"Короля Лира".

ОЛДКАСТЛ, СЭР ДЖОН

ОЛДКАСТЛ, СЭР ДЖОН (Oldcastle, Sir John, ок. 1375-1417) - лоллардский мученик, ставший лордом Кобэмом. Шекспир вслед за своим источником - пьесой *"Прославленные победы Генриха V" - изначально дал это имя *Фальстафу в 1-й части *"Генриха IV". Возможно, из-за протестов потомков Кобэма Шекспир изменил имя до того, как пьеса была напечатана, но следы Олдкастла в тексте остались, ср. цитату из эпилога ко 2-й части "Генриха IV": "Фальстаф умрет от испарины, если его уже не убил ваш суровый приговор; как известно, Олдкастл умер смертью мученика, но это совсем другое лицо". *"Слуги лорда-адмирала", конкуренты шекспировской труппы, осуществили постановку имевшей успех пьесы в 2-х частях, названной "Истинная и благородная история жизни сэра Джона Олдкастла, доброго лорда Кобэма" (The True and Honourable History of the Life of Sir John Oldcastle, the Good Lord Cobham, игралась в 1599-1600). Вторая часть пьесы утрачена, а первая, опубликованная анонимно в 1600 г., была в 1619 г. переиздана с ложным указанием Шекспира в качестве автора, а затем включена во второе издание Третьего *фолио (1664).

См. Олдридж, Аира.

ОЛДРИДЖ, АИРА

ОЛДРИДЖ, АИРА (Aldridge, Ira, 1807-1867) - первый выдающийся чернокожий актер США, получивший международное признание. Удостоен звания "африканского Росция". Прославился исполнением ролей Отелло, Аарона, Ричарда III, короля Лира и Макбета.

ОЛИВЬЕ, ЛОРД

ОЛИВЬЕ, ЛОРД (Лоуренс Оливье) (Olivier, Lord (Layrence Olivier), 1907-1989) - один из величайших актеров Англии и значительная фигура в истории английского театра. Директор-основатель *Национального театра (1963-1973). Среди его шекспировских ролей: Ромео и Меркуцио (*"Олд-Вик", 1935; Нью-Йорк, 1940), Гамлет, сэр Тоби Белч, Генрих V ("Олд-Вик", 1937), Макбет ("Олд-Вик" и Новый театр, 1937; Стратфорд-на-Эйвоне, 1955), Яго ("Олд-Вик", 1938), Кориолан ("Олд-Вик", 1938; Стратфорд-на-Эйвоне, 1959), Ричард III (Новый театр, 1944 и т. д.), Хотспер, судья Шеллоу (Новый театр, 1945-1946), король Лир (Новый театр, 1946, телеверсия - 1983), Антоний в *"Антонии и Клеопатре" ("Сент-Джеймс", 1951), Тит Андроник (Стратфорд-на-Эйвоне, 1955), Мальволио (Стратфорд-на-Эйвоне, 1955), Отелло (Национальный театр, 1964, киноверсия - 1965), Шейлок (Национальный театр, 1970). Он снял киноверсии (и сыграл в них главные роли) *"Генриха V" (1944), *"Гамлета" (1948) и *"Ричарда III" (1955), а также осуществил ряд театральных постановок шекспировских пьес.

ОПЕРЫ НА СЮЖЕТЫ ПЬЕС ШЕКСПИРА

ОПЕРЫ НА СЮЖЕТЫ ПЬЕС ШЕКСПИРА (operas based on Shakespeare's plays) - Множество опер было написано на сюжеты пьес Шекспира. Этой теме посвящено замечательное исследование Уинтона Дина (Winton Dean) в сборнике "Шекспир в музыке", вышедшем под редакцией Филлис Хартнолл (Shakespeare in Music, 1964). В настоящем издании информация по этой теме содержится в статьях об отдельных композиторах, см., например: Бриттен, лорд; Верди, Джузеппе.

ОРЕГОНСКИЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ

ОРЕГОНСКИЙ ШЕКСПИРОВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ (Oregon, Shakespeare Festival) - Основан Ангусом Баумером (Angus Bowmer) в 1935 г. в Эшленде, штат Орегон. Здесь осуществляют шекспировские постановки на сцене, выстроенной в соответствии с параметрами, обозначенными в контракте на постройку театра *"Фортуна". В спектаклях театра участвуют и любители, и профессиональные актеры.

ОРФ, КАРЛ

ОРФ, КАРЛ (Orff, Carl, 1895-1982) - немецкий композитор; автор музыки к *"Сну в летнюю ночь" (1939).

ОСОВРЕМЕНЕННЫЕ ПОСТАНОВКИ

ОСОВРЕМЕНЕННЫЕ ПОСТАНОВКИ (modern-dress productions) - Во времена Шекспира и до конца XVIII в. пьесы драматурга игрались в основном в костюмах шекспировских времен. *"Цимбелин" Барри *Джексона (1923) был, по-видимому, первым спектаклем, где костюмы и декорации были современными. Главным аргументом в пользу такого приема может служить то обстоятельство, что современная одежда более красноречиво говорит, например, о социальном статусе, нежели старинные костюмы, которые зритель зачастую воспринимает просто как карнавальную одежду.

"ОТЕЛЛО"

"ОТЕЛЛО" (Othello) - Трагедия Шекспира впервые вышла изданием *кварто в 1622 г. Несколько иной и более длинный вариант пьесы был опубликован в Первом *фолио (1623). Происхождение и взаимосвязь этих двух редакций до сих пор являются предметом научных споров. Пьеса была сыграна при дворе в ноябре 1604 г. и написана, вероятно, в том же году или на год раньше. Источником пьесы стала одна из новелл *Чинцио. Трагедия была одной из самых популярных пьес Шекспира в XVII и XVIII вв., но ставилась со значительными отступлениями от оригинального текста. Томас *Беттертон, Джеймс *Куин и Спрэнджер *Барри с успехом исполняли роль Отелло, а Чарльз *Маклин и Дэвид *Гаррик - роль Яго. С 1785 г. Дж. Ф. *Кембл и Сара *Сиддонс были блистательными Отелло и Дездемоной на протяжении двадцати лет. Роль Отелло оказалась одной из величайших ролей Эдмунда *Кина, с которой он не расставался с 1814 по 1833 г. Как известно, актер скончался, исполняя именно эту роль. у. Ч. *Макриди, знаменитый Яго, играл также и Отелло, хотя и с меньшим успехом. Сэмюэл *Фелпс исполнял обе роли на протяжении практически всей своей долгой карьеры, снискав наибольшую славу в роли Отелло.

Первым выдающимся темнокожим Отелло стал Айра *Олдридж, несколько раз сыгравший эту роль в Англии в период с 1826 по 1865 г. В Америке ведущим Отелло того времени был Эдвин *Форрест. Генри *Ирвингу не далась роль Отелло, но Яго оказался одной из его величайших ролей; иногда он исполнял обе роли в дуэте с Эдвином *Бутом. Поль Робсон с переменным успехом играл Отелло в различных постановках с 1930 по 1959 г. Фрейдистское прочтение пьесы Тайроном *Гатри на сцене *"Олд-Вик" в 1938 г. с Ральфом *Ричардсоном (Отелло) и Лоуренсом *Оливье (Яго) постиг провал. Однако Ричардсон с успехом сыграл Яго в "Олд-Вик" в 1932 г., а Оливье впоследствии дал блестящую индивидуальную трактовку образа Отелло в *"Национальном театре в 1964 г. (киноверсия - 1965). Джанет *Сюзман поставила провокационный политический спектакль в Южной Африке ("Театр Рынка", 1988). Камерная атмосфера театра *"Другое место" побудила Тревора *Нанна создать свой эмоциональный и знаменательный с точки зрения проработки мельчайших деталей спектакль с Иэном *Маккелленом в роли Яго.

"Отелло" - одна из наиболее востребованных театром пьес Шекспира. Трагедия таит в себе огромные возможности для исполнителей и редко оставляет публику равнодушной. Тем не менее стратфордская постановка *Дзефирелли (1961) страдала избыточной зрелищностью, а многие актеры порой вызывали у зрителей изумление сверхчестолюбивыми попытками с успехом сыграть и Отелло, и Яго.

Пьесу нередко экранизировали (Орсон *Уэллс (1951), Сергей Юткевич (на русском языке, 1955) и Оливье Паркер (1995) с Кеннетом *Браной в роли Яго). Трагедия также легла в основу одного из величайших музыкальных произведений - оперы "Отелло" *Верди.

Предыдущая страница Следующая страница