Шекспировская энциклопедия
Статьи на букву "У"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "У"

УАЙТЕР, УОЛТЕР

УАЙТЕР, УОЛТЕР (Whiter, the Revd Walter, 1758-1832) - английский священник, филолог, чей "Образец комментария к Шекспиру" (Specimen of a Commentary on Shakespeare, 1794) предвосхищает исследования по шекспировской *образности в XX в. На полтора столетия о работе Уайтера забыли, но в 1967 г. она была переиздана с поправками самого автора под редакцией Алана Овера (Alan Over) и Мэри Белл (Mary Bell).

УАНАМЕЙКЕР, СЭМ

УАНАМЕЙКЕР, СЭМ (Wanamaker, Sam, 1919-1993) - американский театральный и киноактер. Прославился благодаря центральной роли, которую он сыграл при возведении нового театра "Глобус", точной копии старого, на его историческом месте в районе Саутуарк. В 1970 г. стал исполнительным директором Фонда театра "Глобус" и на протяжении двух десятилетий, по сути, руководил постройкой и поиском средств. Театр открылся в 1997 г.

УИВЕР, ДЖОН

УИВЕР, ДЖОН (Weever, John, 1576-1632) - английский поэт, автор сонета, восхваляющего Шекспира (опубликован в 1599), а также высказывания о *"Юлии Цезаре" (опубликовано в 1601 г.).

УИЛЕР, МАРГАРЕТ

УИЛЕР, МАРГАРЕТ (Wheeler, Margaret) - См. Шекспир, Джудит.

УИЛКИНС, ДЖОРДЖ

УИЛКИНС, ДЖОРДЖ (Wilkins, George, работал в 1603-1608 гг.) - малоизвестный писатель, автор "Тягостных приключений Пе - рикла, принца Тирского" (1608), прозаического произведения, источниками которого послужили *"Перикл" Шекспира и "Образчик тягостных приключений" Лоуренса *Твайна. Делались предположения о том, что УИЛКИНС участвовал и в создании самого "Перикла".

"УИЛЛОУБИ. ЕГО АВИЗА"

"УИЛЛОУБИ. ЕГО АВИЗА" (Willobie his Avisa) - поэма Генри Уиллоуби (р. ок. 1575), опубликованная в 1594 г. В стихотворных строках этой поэмы присутствует первое в литературе упоминание о Шекспире:

Блестящий плод сорвал Тарквиний, словно вор;

Шекспир запечатлел Лукреции позор.

Поэма повествует о том, как Авиза, жена хозяина постоялого двора, отвергла множество поклонников, и среди них - "Энрико Уиллобего", который поведал о своей любви "близкому другу "W.S.*", едва оправившемуся от подобного же недуга. W. S., "наблюдая издали за действием этой любовной комедии... должен увидеть, ожидает ли нового актера конец более счастливый, чем тот, что постиг старого лицедея". Жена Уиллоуби была родственницей друга Шекспира, Томаса *Расселла, а сам драматург, возможно, скрывается под инициалами "W. S.".

УИЛМКОУТ

УИЛМКОУТ (Wilmcote) - деревня в двух с половиной милях к северо-западу от Стратфорда-на-Эйвоне. Дед Шекспира, Роберт Арден, завещал два поместья в этом районе матери Шекспира - Мэри *Арден.

См. Дом Мэри Арден.

УИЛСОН, ДЖОН

УИЛСОН, ДЖОН (Wilson, John, 1595-1674) - музыкант, профессор музыки в Оксфорде с 1656 г. Руководитель Королевской певческой капеллы с 1662 г. В его "Светлых мелодиях баллад" (1660) присутствует музыка на тексты "Take, О take those lips away" (*"Mepa за меру") и "Lawn as white as driven snow" (*"Зимняя сказка"). Возможно, именно он был тем самым "Джеком Уилсоном", о котором упоминается в ремарке *"Много шума из ничего" (версия *Фолио, II.i). Вероятный исполнитель роли Бальтазара, которая, безусловно, требует от актера вокальных данных.

УИЛСОН, ДЖОН ДОУВЕР

УИЛСОН, ДЖОН ДОУВЕР (Дувр) - (Wilson, John Dover, 1881-1969)

английский литературовед и критик. Среди его работ: "Шекспир для всех" (Essential Shakespeare, 1932), написанный как "биографическое приключение", "Рукопись шекспировского "Гамлета" и проблемы ее передачи" (1934), "Что происходит в "Гамлете*" (1935), "Судьбы Фальстафа" (1953), "Веселые комедии Шекспира" (1962) и "Столбы на Дуврской дороге", (1969).

Совместно с сэром А. Т. Куиллером-Каучем был главным редактором *Нового Кембриджского издания Шекспира, выпуск которого начался в 1921 г. *"Бурей".

УКАЗАНИЕ В ЗАГЛАВИИ СЦЕНЫ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ

УКАЗАНИЕ В ЗАГЛАВИИ СЦЕНЫ ВСЕХ ЕЕ УЧАСТНИКОВ (massed entries) - См. Крейн, Ральф.

"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ"

"УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ" (Taming of the Shrew, The) - Комедия Шекспира, написанная, скорее всего, в начале 1590-х, была впервые напечатана в Первом *фолио (1623). Пьеса, опубликованная под заголовком *"Укрощение (одной) строптивой" в 1594 г., некогда считавшаяся источником шекспировской пьесы, ныне рассматривается как ее *"плохое" кварто. В нее включены продолжение и завершение сюжетной линии Кристофера Слая, не вошедшие в фолио, но, возможно, имеющие отношение к шекспировскому оригиналу и порой включаемые в сценические постановки и отдельные издания этой пьесы. Сюжетная линия Бьянки и ее поклонников была заимствована Шекспиром из *"Подмененных", перевода из Ариосто, выполненного Джорджем *Гаскойном.

Долгое время после Реставрации пьесу ставили в адаптированном виде. Наибольшей популярностью пользовались спектакли "Сони-шотландец" Джона Лейси (1667), "Сапожник из Престона" Кристофера Буллока (1716), одноименная версия Чарльза "Джонсона (1716), а также переделка Дэвида Таррика *"Катарина и Петруччо" (1754), не сходившая со сцены до конца XIX в. Первое возобновление оригинальной пьесы было осуществлено в 1844 г. под руководством Бенджамина Уэбстера и Дж.Р. *Планше. В спектакле была сделана редкая по тем временам попытка возрождения традиции театральных постановок елизаветинской эпохи. Сэмюэл *Фелпс ставил и оригинальную пьесу, и переделку Гаррика. В постановке Августина *Дейли (1887), тепло принятой и в Англии, и в Америке, шекспировский текст был сокращен и перекомпонован, а роль Катарины великолепно исполнила Ада *Реган. В дальнейшем пьеса интерпретировалась сценаристами и режиссерами либо как шумный фарс (фильм Франко *Дзефирелли, 1966), либо как история о мужской жестокости (переделка Чарльза *Маровитца, 1973, и новаторская постановка Майкла *Богданова, Стратфорд-на-Эйвоне, 1978). Питеру *Холлу и Джону *Бартону, однако, удалось продемонстрировать в их постановке в Стратфорде-на-Эйвоне в 1960 г., что комедия может быть по-своему увлекательной и трогательной. Роли Петруччо и Кэт в этом спектакле блестяще исполнили Питер О'Тул (Peter O'Toole) и Пегги *Эшкрофт. Огромным успехом пользовался также спектакль с участием Дерека Годфри (Dereck Godfrey) и Ванессы Редгрейв.

"Укрощение (одной) строптивой"

(Taming of a Shrew, The)

пьеса неизвестного автора, зарегистрированная и опубликованная в 1594 г.; ее считают *"плохим" кварто *"укрощения строптивой" или еще более раннего произведения, легшего в основу и данной пьесы, и комедии Шекспира.

"УМРУ ЛИ Я?"

"УМРУ ЛИ Я?" (Shall I die?) - приписываемое Уильяму Шекспиру лирическое стихотворение, состоящее из девяти строф, по десять строк каждая. Это одно из стихотворений собрания поэтических рукописей библиотеки Бодлея, датируемое 30-ми годами XVII в. Другой вариант, уже без подписи, находится в библиотеке Бейнеке, в Йельском университете. Стихотворение было впервые включено в шекспировское издание в 1986 г. (*Оксфордское полное собрание сочинений). Вопрос об авторстве этого произведения так и остался открытым.

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УМЫ

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ УМЫ (University Wits) - Так обычно называли самых видных драматургов 1580-х, получивших университетское образование: Роберт *Грин, Кристофер *Марло и Томас *Нэш (Кембридж); Джон *Лили, Джордж "Пиль и Томас *Лодж (Оксфорд).

УОЛТОН, СЭР УИЛЬЯМ

УОЛТОН, СЭР УИЛЬЯМ (Walton, Sir William, 1902-1983) - английский композитор; автор замечательной музыки к фильмам Лоуренса *Оливье *"Генрих V" (1944), *"Гамлет" (1948) и *Ричард III" (1955). Также сочинил музыку к киноверсии *"Как вам это понравится" (1936) и к спектаклю *"Макбет" в постановке Джона *Гилгуда (1942).

УОРБАРТОН, УИЛЬЯМ

УОРБАРТОН, УИЛЬЯМ (Warburton, William, 1698-1779) - священник и исследователь. В 1747 г. издал произведения Шекспира в 8 томах, взяв за основу издание *Поупа, чьим литературным агентом и редактором он был. Некоторые изменения, внесенные в текст самим Уорбартоном, впоследствии стали нормой.

УОРД, ДЖОН

УОРД, ДЖОН (Ward, John, 1621-1681) - викарий Стратфорда-на-Эйвоне (1662-1681). В его записных книжках содержится несколько фактов и легенд о Шекспире, в том числе такая: "Шекспир, Дрейтон и Бен Джонсон хорошо повеселились и, видимо, выпили слишком много, поскольку Шекспир умер от лихорадки, подхваченной им накануне".

УОРЛОК, ПИТЕР ФИЛИП ХЕЗЕЛТАЙН

УОРЛОК, ПИТЕР ФИЛИП ХЕЗЕЛТАЙН (Warlock, Peter Philip Heseltine, 1894-1930) - английский композитор, автор популярной музыки к нескольким лирическим стихотворениям Шекспира.

УОРНЕР, ДЕБОРА

УОРНЕР, ДЕБОРА (Warner, Deborah, p. 1959) - британский режиссер; известны ее эмоциональные камерные постановки с труппой театра "Кик" (1980-1986) и успешные масштабные версии сравнительно непопулярных *"Тита Андроника" и *"Короля Иоанна" в "Королевском Шекспировском театре (1987-1988). В числе других ее шекспировских постановок: *"Король Лир" (1990), *"Ричард II" с Фионой Шоу в главной роли (1995, оба спектакля - в *Королевском Национальном театре) и *"Кориолан" (1993, Зальцбургский фестиваль).

УОТТОН, СЭР ГЕНРИ

УОТТОН, СЭР ГЕНРИ (Wotton, Sir Henry, 1568-1639) - поэт, дипломат, переводчик. В письме от 2 июля 1613 г. своему племяннику сэру Эдмунду Бэкону он описал пожар, уничтоживший театр *"Глобус" 29 июня во время спектакля "Генрих VIII" ("Все истинно"), на котором он сам не присутствовал.

УЭБСТЕР, ДЖОН

УЭБСТЕР, ДЖОН (Webster, John, 1580-1634?) - английский драматург; в обращении, предпосланном его пьесе "Белый дьявол" (1612), есть упоминание о "счастливом и плодовитом промысле мистера Шекспира, мистера Деккера и мистера Хейвуда".

УЭЛЛС, ОРСОН

УЭЛЛС, ОРСОН (Wells, Orson, 1915-1985) - американский актер и режиссер; среди его шекспировских ролей: Меркуцио (1933), Гамлет (1934), Брут (1938, в собственной *осовремененной версии) и *Фальстаф (в адаптированной версии, 1939).

В Лондоне первой ролью актера стал Отелло (1951). Он сыграл короля Лира в собственной постановке в Нью-Йорке (1956) и Фальстафа в своей адаптированной версии "Полночные куранты" в Дублине (1960, киноверсия - 1966). Также создал киноверсии *"Макбета"(1949), *"Отелло" (1951) и начал работу над *"Венецианским купцом", которую не завершил.

УЭТЛИ, АННА

УЭТЛИ, АННА (Whateley, Ann) - См. Брак Шекспира.

УЭТСТОН, ДЖОРДЖ

УЭТСТОН, ДЖОРДЖ (Wetstone, George, 1554?-1587?) - английский писатель. Его пьеса в двух частях "Промос и Кассандра" (1578) стала основным источником шекспировской *"Меры за меру". Уэтстон пересказал эту историю в прозе в "Гептамероне учтивых рассуждений" (1582), с которым Шекспир также мог быть знаком.

Предыдущая страница Следующая страница