Шекспировская энциклопедия
Статьи на букву "Ч"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч"

ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ

ЧАЙКОВСКИЙ, ПЕТР ИЛЬИЧ (Tchaikovsky, Peter Ilyich, 1840-1893) - великий русский композитор; создал симфоническую фантазию по мотивам *"Бури" (1873), фантазию-увертюру по мотивам *"Гамлета", музыку к той же пьесе (1891) и фантазию-увертюру по мотивам *"Ромео и Джульетты" (1869, переработана в 1870, окончательная версия - 1880).

ЧАНДОССКИЙ ПОРТРЕТ

ЧАНДОССКИЙ ПОРТРЕТ - Шекспира

(Chandos portrait of Shakespeare)

Создан в начале XVII в. Считается, что его первым владельцем был Уильям *Давенант, затем - Томас Беттертон; впоследствии портрет принадлежал герцогам Чандосским. В 1856 г. граф Элсмер принес картину в дар только что основанной Национальной портретной галерее. Возможно, это подлинное изображение Шекспира. Портрет неоднократно копировался, одна из копий была выполнена сэром Годфри Неллером по заказу Джона *Драйдена. Он также нередко воспроизводился в гравюрах и считался самым достоверным изображением Шекспира в XVIII в.

ЧАПМЕН, ДЖОРДЖ

ЧАПМЕН, ДЖОРДЖ (Chapman, George, ок. 1560-1634) - английский поэт, драматург, переводчик Гомера. Существует предположение, что именно к нему как к *поэту-сопернику обращался в своих *сонетах Шекспир.

ЧАРЛЬКОУТ-ХАУС

ЧАРЛЬКОУТ-ХАУС (Charlecote House) - См. Люси, сэр Томас.

ЧАСОВНЯ ГИЛЬДИИ В СТРАТФОРДЕ-НА-ЭЙВОНЕ

ЧАСОВНЯ ГИЛЬДИИ В СТРАТФОРДЕ-НА-ЭЙВОНЕ (Guild Chapel, Stratford-upon-Avon) - Часовня Гильдии Святого креста (XV в.), основанной в XIII веке и прекратившей свою деятельность в 1547 г. Часовня расположена напротив участка, где находится *"Нью-Плейс", рядом с "грамматической школой.

Частные театры (private theatres) - крытые, огороженные театры шекспировской эпохи, которые изначально строились для трупп *малъчиков-актеров. Они были меньше, а плата за вход в них выше, чем в обычных театрах, но тем не менее они пользовались успехом у широкой публики. Основным таким театром при жизни Шекспира был *театр "Блэкфрайерс", в котором с 1600 по 1608 г. играла труппа "Дети часовни", а с 1609 по 1642 г. - шекспировские *"слуги короля".

ЧЕМБЕРС, СЭР ЭДМУНД КЕРЧЕВЕР

ЧЕМБЕРС, СЭР ЭДМУНД КЕРЧЕВЕР (Chambers, Sir Edmund Kerchever, 1866-1953) - английский ученый, автор книг "Средневековый театр" (в 2 т., 1903), "Елизаветинский театр" (в 4 т., 1923), "Уильям Шекспир: Исследование и факты" (в 2 т., 1930) и других работ. Его "Уильям Шекспир..." - авторитетное собрание сведений о Шекспире, который в дальнейшем послужил одним из источников книги С.*Шенбаума "Уильям Шекспир: Жизнеописание в документах" (1975, компактное издание - 1977).

ЧЕРНОВИКИ

ЧЕРНОВИКИ (foul papers) - черновые рукописи драматурга.

См. Чистовая рукопись.

ЧЕСТЕРФИЛЬДОВСКИЙ ПОРТРЕТ

ЧЕСТЕРФИЛЬДОВСКИЙ ПОРТРЕТ - Шекспира

(Chesterfield portrait of Shakespeare)

ранняя вариация *Чандосского портрета, выполненная, возможно, голландским художником Питером Борселером (Peter Borseler), работавшим в Англии в 1660-1670-е гг. Хранится в "Шекспировском центре в Стратфорде-на-Эйвоне.

ЧЕТЛ, ГЕНРИ

ЧЕТЛ, ГЕНРИ (Chettle, Henry, ок. 1560 - ок.1607) - английский книгопечатник и писатель. В книге "Сон Добросердечного" (Kind-heart's Dream, 1592) Четл сожалел о том, что, для печати памфлет *Грина "На грош ума, купленного за миллион раскаяний" он не "умерил гнев" нападок Грина на Шекспира: "Я сожалею об ошибке [Грина], как если бы сам совершил ее, ибо его [Шекспира] поведение столь же достойно, сколь и его деяния на избранном им поприще. Кроме того, многие уважаемые люди отмечают его прямоту в обращении, служащую доказательством честности, и живое изящество стиля, говорящее о его мастерстве".

Существует гипотеза, что в действительности Четл сам написал памфлет "На грош ума...", чтобы развязать дискуссию.

"ЧИК БАЙ ДЖАУЛ"

"ЧИК БАЙ ДЖАУЛ" ("Щека к щеке") (Cheek by Jowl) - театр, основанный в 1981 г. Декланом Доннелланом (р. 1953) и Ником Ормеродом (р. 1951). Малобюджетные постановки, с которыми он гастролировал, отличаются динамизмом и новаторской режиссерской интерпретацией. В числе спектаклей театра: *"Отелло" (1982), *"Перикл" (1984), *"Сон в летнюю ночь" (1985), *"Двенадцатая ночь" (1986), *"Макбет" (1987), *"Буря" (1988), *"Гамлет" (1990), *"Как вам это понравится" (в мужском составе, 1991, 1994), *"Мера за меру" (1994) и *"Много шума из ничего".

ЧИНЦИО, ДЖОВАННИ БАТТИСТА ДЖИРАЛЬДИ

ЧИНЦИО, ДЖОВАННИ БАТТИСТА ДЖИРАЛЬДИ (Cinthio, Giovanni Battista Giraldi, 1504-1573) - итальянский писатель, наибольшую известность которому принес сборник новелл "Сто рассказов" (Hecatommithi, 1565). Одна из этих новелл легла в основу *"Отелло". Шекспир, по-видимому, читал ее в оригинале, поскольку сведений о переводах того времени нет. Другой сюжет Чинцио был использован *Уэтстоном при создании им "Промоса и Кассандры" - основного источника *"Меры за меру".

ЧИСТОВАЯ РУКОПИСЬ

ЧИСТОВАЯ РУКОПИСЬ (fair copy) - окончательная, правленая (не всегда полностью) рукопись, которую автор мог, к примеру, передать для постановки театральной труппе (в отличие от *черновиков).

ЧУМА

ЧУМА (plague) - В периоды вспышек чумы власти Лондона вынуждали театры закрываться, чтобы снизить риск массовых заражений. Театральные труппы в это время обычно отправлялись на гастроли по провинции. На протяжении жизни Шекспира было несколько вспышек чумы - в 1593-1594,1603 и 1609 гг.

Предыдущая страница Следующая страница