Джеймс Б., Рубинстайн У.: Тайное станет явным. Шекспир без маски
Глава 1. Шекспировский вопрос.
Аргументы в пользу Фрэнсиса Бэкона

Аргументы в пользу Фрэнсиса Бэкона

Как уже говорилось, долгое время основным кандидатом антистратфордианцев был Фрэнсис Бэкон (1561—1626). На первый взгляд в пользу Бэкона действительно говорит многое: он получил образование в Кембридже, с 1584 года был членом парламента и, в отличие от Шекспира, прекрасно разбирался в политике и во многих науках. Бэкон, всеобъемлющий гений Возрождения, был самым выдающимся английским мыслителем и философом своего времени. Он также считается одним из величайших юристов эпохи. Как служитель закона Бэкон занимал самые разные должности и в 1617 году получил, наконец, пост лорда-канцлера вместе с титулом лорда Веруламского, а немного позже стал еще и виконтом Сент-Олбанс. Но в 1621 году парламент обвинил его в коррупции и лишил всех постов. Умер Бэкон, находясь в довольно бедственном положении.

Бэконианцы утверждают, что пьесы Бэкона-Шекспира — составная часть его замысла «великого взаимонасыщения», цель которого — всеобъемлющее слияние наук и искусств. Они говорят, что Бэкон, осветивший в ученых трудах все темы, кроме психологии, восполнил пробел своего всеохватного замысла в пьесах, которые издавал под псевдонимом, так как придворным и членам парламента было ни к лицу сочинять пьесы1.

— лондонской резиденции герцога Нортумберлендского — нашли что-то вроде папки, в которую было вложено несколько литературных произведений. Верх обложки испещряли надписи, среди них были имена Бэкона и Шекспира и даже вот такая странная запись: «М-р Ффрансис Бэкон /эссе того же автора / Уильям Шекспир» (By mr. Ffrauncis Bacon / Essaies by the same author / William Shakespeare)2«Нортумберлендский манускрипт» так никогда и не был как следует растолкован, а ведь там имеются и другие важнейшие имена.

В 1985 году неподалеку от Сент-Олбанс (графство Хертфордшир), где находилось поместье Бэкона, рабочие реставрировали обшивку в «Белом олене», старинной гостинице елизаветинских времен, и обнаружили настенную роспись. Она явно изображала сцену охоты из шекспировской поэмы «Венера и Адонис», а вепрь на картине напоминал кабанью голову, украшавшую герб Бэкона. Бэконианцы ликовали! Впрочем, ничего удивительного: если бы такая роспись была обнаружена в гостинице неподалеку от Стратфорда-на-Эйвоне, стратфордианцы возликовали бы тоже, поскольку сочли бы находку верным свидетельством того, что поэмы и пьесы написал актер Шекспир, выходец из Стратфорда; впредь этот факт включался бы во все его биографии. Возникает вопрос: как объяснить эту загадочную роспись в «Белом олене»? Так или иначе, это еще одно очко в пользу Бэкона. Его сторонники составили длинный список произведений елизаветинской эпохи, в которых, по их словам, есть намеки на авторство Бэкона3.

Но имеются факты, которые говорят против Бэкона. Первый и основной — тяжеловесный, помпезный философский стиль Бэкона совсем не похож на поэтический слог Шекспира. Бэконианцы парируют: изредка под своим именем он писал и стихи4— как ни странно, он никогда, даже в юности, не бывал в Италии. Его сторонники полагают, что Бэкон почерпнул необходимые сведения об этой стране от брата, Энтони, который прожил в Европе двенадцать лет, или же от многочисленных друзей, путешествовавших по Италии5. Он наверняка знал графа Саутгемптона (ему Бэкон писал после его освобождения из Тауэра в 1603 году); впрочем, особенно близки они не были — Саутгемптон почти не упоминается в новой подробнейшей биографии Бэкона «Заложник фортуны» (1998) Лайзы Джардин и Алана Стюарта6— надев личину Шекспира — посвятил ему две длинные поэмы? И предпослал каждой полное лести обращение к графу?! И еще. Бэкон в девяностые годы оказывал Эссексу немалую поддержку, но после рокового восстания в феврале 1601 года отвернулся от него, выступив на процессе против участников заговора. Вряд ли мятеж Эссекса мог столь же серьезно, как он повлиял на творчество автора поэм и пьес, приписываемых Шекспиру, сказаться на творчестве Бэкона. Кроме того, Бэкон был гомосексуалистом и долгое время оставался холостяком. В сорок пять лет он женился на четырнадцатилетней наследнице богатого состояния, но детей у них не было. Этим, наверное, можно объяснить, казалось бы, явный гомосексуальный подтекст в сонетах; однако «Смуглая леди» и большинство произведений Шекспира имеют ярко выраженную традиционную ориентацию. Авторство самых последних пьес, написанных в 1612—1614 годах, хронологически весьма подходит Шекспиру, но никак не согласуется с Бэконом, прожившим еще целых двенадцать лет. Бэконианцы говорят, что после 1613 года он был очень занят по службе. Но должность генерального стряпчего, которую он занимал с 1607 по 1613 год, наверняка отнимала у него не меньше времени, а ведь именно в эти годы создавались последние романтические комедии. Шекспир умер в 1616 году, и, значит, бэконианцам следовало бы подыскать для псевдонима новое «подставное лицо», но такового как будто нет.

И наконец, отсутствие достоверных свидетельств, что именно Бэкон написал произведения Шекспира. Впрочем, это относится и к другим претендентам. Если бы что-то имелось, то непременно всплыло за более чем стопятидесятилетнюю историю бэконианства. Добавим, что сами бэконианцы многие годы делали все для дискредитации собственной гипотезы, выискивая в произведениях Шекспира, мягко говоря, абсурдные коды, анаграммы и шифры, якобы доказывающие, что их автор — Бэкон. Криптограммы были главным оружием бэконианцев с начала восьмидесятых годов

—1901), известный американский радикальный политик, автор первой современной книги об Атлантиде, и его соотечественница Элизабет Уэллс Гэллап. Именно они, как никто другой, дискредитировали антистратфордианцев. Потребовалось несколько десятилетий, чтобы вернуть право голоса тем, кто не считает Шекспира истинным автором, и свести на нет вред, причиненный чрезмерной активностью шифровальщиков; это признают и многие нынешние бэконианцы. Немало времени понадобилось шекспироведам-криптографам, чтобы оправиться от удара, нанесенного попытками доказать, будто закодирован весь корпус шекспировских произведений. Приходится сожалеть об этом — ведь не исключено, что в криптограммах заключен некий смысл.

Примечания

1. См.: Michell J. Op. cit. Pp. 113—160.

—134.

4. Ibid. Annex I.

5. Ibid. Pp. 89—90.

6. Jardine L., Stewart A. Hostage to Fortune, the Troubled Life of Francis Bacon. London, 1998. В этой биографии Бэкона на 637 страницах Шекспир упомянут всего один раз. А о Шекспировском вопросе вообще нет ничего.