Джеймс Б., Рубинстайн У.: Тайное станет явным. Шекспир без маски
Глава 4. Становление Уильяма Шекспира, 1582—1594

Глава 4. Становление Уильяма Шекспира, 1582—1594

Годы по возвращении Невилла из Европы нельзя назвать столь же темными, как «утраченные годы» Уильяма Шекспира, и все же документальных свидетельств о том времени осталось очень немного. В частности, мы можем только гадать, как Генри Невилл стал Уильямом Шекспиром. И пусть это всего лишь догадки, некоторые эпизоды видятся достаточно ясно.

Действительно, в общественной и личной жизни Невилла тех лет есть несколько важных событий, которые хорошо документированы. В 1583 году он ездил в Шотландию в компании графа Эссекса и сэра Фрэнсиса Уолсингема. Эта поездка Эссекса и его сторонников описана в малоизвестной поэме на латинском языке Ричарда Идса Iter Boreale («Путь на Север»). В ней он называет Невилла человеком «исключительной книжной образованности». Это первое появившееся в печати упоминание сэра Генри Невилла. Ему тогда был двадцать один год, но его эрудиция уже поражала окружающих.

В ноябре 1584 года Невилла — ему всего двадцать два — избирают членом парламента от Нью-Виндзора. В дальнейшем, не считая трехлетнего перерыва, он всю жизнь будет членом палаты общин. В 1586 году Невилл опять избран от Нью-Виндзора, затем четыре года, с 1589-го по 1593-й, он парламентарий от Сассекса, с 1593-го по 1597-й — от Виндзора и с 1597-го до 1601-го — от корнуэллского округа Лискерд. В 1601 году сэра Генри на два года заключили в Тауэр за участие в восстании Эссекса; естественно, что в парламенте он в это время не заседает. Но в 1604 году, вскоре после освобождения, его снова избирают, на этот раз от Беркшира. В 1614 году он опять становится членом парламента и остается им до самой смерти1. В общей сложности Невилл заседал в парламенте двадцать восемь лет; из них пятнадцать он был Рыцарем графства, то есть избирался от графства, что куда почетнее, чем представлять в парламенте небольшой округ. В 1600-е годы Невилл весьма активный парламентарий, но в восьмидесятые его почти не было слышно, он не произносил речей на заседаниях и не работал в комиссиях2. В это время «Уильям Шекспир» Вестминстер своим красноречием не баловал.

В 1589 году Невилл был избран в парламент и от Нью-Виндзора и от Сассекса, но предпочел представлять Сассекс. Этот, казалось бы, странный выбор объясняется тем, что в промежуток между 1586 и 1588 годами он с женой Энн Киллигрю живет не в Биллингбере, а в Мейфилде, что в Восточном Сассексе; это поместье он унаследовал в 1579 году от двоюродного деда, сэра Томаса Грешема3. Этот дворец принадлежал когда-то кардиналу Вулси, затем владельцем стал Генрих VIII, а в середине XVI века его купил Грешем. В 1571 году поместье посетила королева Елизавета. Вместе с дворцом Невилл унаследовал обширные земельные угодья и несколько железорудных шахт; в то время металлургия уже становится доходной отраслью4. В шекспировских произведениях много образов, связанных с литьем металла и кузнечным делом. Возможно, одиннадцатая строка знаменитого сонета 146 «часы окалины [dross] на вечность не меняй» (dross — шлак, который снимают с поверхности расплавленного металла) как раз и объясняется причастностью Невилла к металлургии. Хотелось бы знать: имел ли стратфордский Шекспир какое-то отношение к литью металлов? Чугуноплавильный завод Невилла изготовлял пушки, которые иногда экспортировались вопреки существовавшему запрету на вывоз артиллерийских орудий, если их вес превышал установленный законом предел5.

Примечания

1. См.: Hasler P. W. The House of Commons, 1558—1603. Vol. III: Members M—Z. Pp. 122—123.

3. Ibid. Pp. 64—65.

4. Ibidem. Данкен цитирует кн.: Victoria County History: Sussex. Vol. 2. Pp. 68—70.

5. См.: Duncan O. L. Op. cit. Pp. 68—70.