А.К.Дживилегов. Избранные статьи по литературе и искусству.
Примечания

ПРИМЕЧАНИЯ

Аквинский Фома (1225 –1274) – первый схоластический учитель церкви, признан официальным католическим религиозным философом, связал христианское вероучение с философией Аристотеля. Вступил в орден доминиканцев, занимался преподаванием. Вел полемику с парижскими аверроистами относительно интерпретации аристотелевского учения о бессмертии активного интеллекта.

Альфьери Витторио (1749 – 1803). Написал автобиографическую книгу «Жизнь Витторио Альфьери из Асти, рассказанная им самим», создатель итальянской национальной трагедии классицизма, связанной с идеологией Просветительства. Автор большого числа трагедии. Почти все трагедии А. утверждают идею тираноборчества, проповедуют патриотизм. Оказал большое влияние на итальянскую трагедию конца 18 – 1-й четверти 19 вв.

Аннибале Каро (1507 –1566) – итальянский писатель, один из основателей Academia della virtu. Перевёл «Энеиду» белыми стихами, написал комедию «Gli Straccioni», «Rime», «Lettere familiari»; последние, как и «Lettere inedite di Annibale Caro» и «Lettere» –образцы прекрасной итальянской прозы.

Аретино Бруни Леонардо (1370– 1444), итальянский гуманист, писатель и историк. В основе его мировоззрения – вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. В своих трактатах отстаивал идею всестороннего развития личности и осуждал аскетизм. Автор «Жизнь Данте», «Жизнь Петрарки» и новелла «История Антиоха, сына Селевка», комедия «Поликсена» и «Речь Гелиогабала». Переводил на латинский Платона и Аристотеля. Его «О правильном переводе» – одна из первых попыток создать теорию перевода. Подчёркивал значение гражданских свобод в истории Флоренции, Б. видел в последней наследницу республиканских традиций Древнего Рима.

Ариосто Лудовико (1474–1533) – итальянский поэт. Провел всю жизнь на службе у герцогов д'Эсте, считается, что поэма Неистовый Роланд была написана во славу их рода и в ней наиболее полно отразился дух итальянского Возрождения. Для придворного театра Феррары Ариосто, следуя римским образцам, написал насколько комедий. В 1525 был признан величайшим итальянским поэтом современности.

Асколи Чекко (Франческо Стабили) родился во второй половине XIII столетия в г. Асколи. Профессор астрономии. Обвиненный инквизицией в колдовстве, был лишен кафедры, поступил на службу герцогу Карлу Калабрийскому. Инквизиция продолжала преследовать его, осудила и он умер на костре. Им оставлен комментарий о сфере Сакробоско и дидактическое стихотворение «L'Acerba» .

Биббиена (Бернардо Довици) (1470-1520) – итальянский церковный деятель, кардинал. Автор одной из первых в Италии комедий «Каландро» (по образцу «Менехм» Плавта), оказавших влияние на шекспировские комедии.

Бут Эдвин (1833-1893). Впервые вышел на сцену в г. Бостон. Главный его триумф пришёлся на начало 60-х гг. В 1864 Бут сыграл роль Гамлета. Спектакль не сходил со сцены сто вечеров подряд. Всем драматургам Бут предпочитал Шекспира, придерживался романтической манеры игры. Последний великий американский трагик XIX в.

Вентиньяно Чезаре (1777–1860) – итальянский драматург, автор трагедий «Медея», «Ипполит», «Ифигения», «Иоанна Грей», «Ромео и Джульетта». Обратили на себя внимание изящным стилем и простотой. Большой успех его комедии, осмеивающие пороки высших классов итальянского общества («Два века», «Столица и провинция», «Общественное мнение» и др.). Автор ряда статей по политической экономии и философии истории; неоконченный комментарий в двух томах к знаменитому сочинению Вико «Scienza nuova».

Виклиф (Уи?клиф) Джон (около 1330 – 1384) – английский реформатор, идеолог бюргерской ереси. Требовал секуляризации церковных земель, отвергал необходимость папства, а также ряда обрядов и таинств.

Виктор Эммануил II (1820–1878) – король Сардинского и Итальянского королевств. Способствовал сохранению независимости Сардинии, что позволило в дальнейшем развить парламентские формы правления и вернуть Сардинскому королевству лидирующие позиции в освободительной борьбе Италии против Австрии. Итальянский парламент провозгласил его королем Италии.

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ), (1694-1778) – писатель, философпросветитель, символ Просвещения. Родился в семье богатого нотариуса. С юности вращался в литературной среде, прошел в ней школу вольнодумства, писал дерзкие и остроумные стихи, за что был заключен в Бастилию. Подвергся гонениям со стороны церкви и французского двора. Последние годы жизни провел на территории Женевской республики. Оказывал огромное влияние на всех не только как писатель, но и как личность. Творчество В. необычайно широко и по тематике, и по жанрам, и по стилю.

Гольдони Карло (1707–1793) – итальянский драматург. В четырнадцатилетнем возрасте убежал из Римини, где обучался философии и разъезжал с труппой бродячих актеров. Получил степень доктора, но не занимался адвокатурой. В 1738. появляется пьеса «Momolo cortesan». В 1748 стал присяжным драматургом труппы Медебака Автор таких комедий, как «Лжец», «Кофейня», «Семейство антиквара», «Бабьи сплетни» и т.д. Для антрепренера Вендрамина он написал около 60 комедий, в том числе трилогию «La Villegiatura», знаменитую «Baruffe Chiozzote» и обошедшую все европейские сцены «Трактирщицу». Г. провел реформу в жанре комедии – сохранив наиболее популярные маски комедии импровизации, давал им свои характеристики.

Д'Анкона Александро (1835) – итальянский писатель, профессор литературы; принимал участие в освободительном движении 50-х гг. Автор большого числа литературоведческих трудов, а также работ, посвященных театру.

Джамбаттиста Джиральди Чинтио (1504-1573) – ученый гуманист и писатель. Преподавал философию и медицину. Проявил себя в области поэтики, поэзии, драматургии и новеллистики. В книге «Сто сказаний» показаны нравы итальянского общества. В духе «кровавого жанра» написана новелла о венецианском мавре, вероятно послужившая источником трагедии Шекспира «Отелло». Новеллы Джиральди были весьма популярны в Англии во времена Шекспира.

Жодель Этьен (1532-1573) – французский драматург, член «Плеяды». В первой трагедии «Cleopatre captive» возродил традиции античной трагедии. Создавал сценарии для придворных балетов и дивертисментов. Трагедии Ж. являются первыми опытами французской классической драмы – они представляют слепок с греческих произведений, без самостоятельного развития характеров и положений. Язык – высокопарен. Кроме пьес, написал много од, элегий, посланий и т. д., в которых обнаруживаются все особенности школы Ронсара.

Ирвинг Генри (Джон Генри Бродрибб) (1838–1905) – английский актер. Дебютировал в театре г. Сандерленда. Его первый столичный успех – роль в пьесе «Две розы». И. получил признание, исполнив роль Гамлета. Знаменит трактовкой шекспировских образов – Макбета, Ричарда III, Отелло, способствовал популяризации Шекспира на сцене.

Кардуччи Джозуэ (1835 – 1907) – итальянский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Происходит из древнего флорентийского рода, образование получил во Флоренции, университетское – в Пизе; был преподавателем риторики, профессором греческого языка и классической литературы. Первый сборник стихов К. прошёл незамеченным. Известность приобрёл под псевдонимом Enotrio Romano. Стихотворением «A Satana», возбудив негодование консерваторов и клерикалов. Пытался ввести в итальянское стихосложение классическую версификацию с ударениями.

Клементина Каццола (1832–1868), вошла в историю итальянского и мирового театра как романтическая актриса, прославилась в роли «Дамы с камелиями», была первой исполнительницей этой роли на итальянской сцене.

Кин Эдмунд – Выступал на театральных подмостках с четырех лет. Наследник традиций шекспировского театра «Глобус», играл в классических трагедиях.

снискало ей популярность среди прогрессивной общественности. В 1904 открыла в Санкт-Петербурге собственный театр. Экспериментировала с новыми художественными формами, сыграла около тысячи ролей в классических и современных пьесах.

Ласки Гарольд Джозеф (1893 – 1950) – английский социолог, деятель Лейбористской партии, реформист. Образование получил в Оксфорде. В 1914–20 преподавал в университетах Канады и США. С 1926 – профессор Лондонской школы политической экономии. Один из теоретиков демократического социализма, идейные истоки которого пытался найти в христианстве; полагал, что преобразование общества должно быть осуществлено не революционным путём, а в результате нравственного совершенствования индивидов. Отрицал классовый характер государства.

Льюис Джордж Генри (1817 – 1878), английский журналист, литературный критик и философ-позитивист, последователь О. Конта. Основатель журнала «Fortnightly Review». Большое распространение получила его «История философии...», где Л. рассматривает историю философии как историю заблуждений. В английской литературе 19 в. его идеи способствовали утверждению натурализма 1840. Издал серию очерков о европейской литературе и драме, которые имели большое значение для развития литературной критики в Англии. Л. осуждал крайности романтизма и превозносил французскую классическую литературу.

Макиавелли Никколо (1469 – 1527) – итальянский политический мыслитель, писатель, историк, военный теоретик. Был секретарём Совета десяти Флорентийской республики, впоследствии сослан. Наиболее значительные сочинения: «Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции». Считал, что бедствия Италии – результат политической раздробленности, создал теорию государства. Подходил к проблеме государства со светских позиций: пытался раскрыть законы развития общества, считал, что сильная личность способна противостоять стеченьям обстоятельств. Лучшей формой государства считал республику. Его симпатии – на стороне средних и высших слоев общества. Важнейшей движущей силой истории считал политическую борьбу. М. – автор карнавальных песен, сонетов, новелл и других литературных произведений. Наиболее выдающееся – комедия «Мандрагора». М. обогатил итальянскую литературу ясной, лаконичной, лишённой риторических украшений прозой.

Маджи Андреа (1855) – известный итальянский трагик. Начал выступать с восемнадцати лет и за короткое время приобрёл известность даже за пределами Италии. Играл рядом с Росси и Сальвини. Его лучшие роли – Гамлет, Кин, Отелло и др. Мандзони Алессандро (1775–1863) – итальянский писатель. В первой поэме М. «Торжество свободы» выступают аллегорические фигуры французской революции. Идиллия «Адда» посвящена памяти Парини, борца с тиранией. В отрывке «Урания» под маской мифологических образов сквозят христианские идеи всепрощения и милосердия, «Священные гимны» посвященны отдельным церковным праздникам. В них евангелизирована знаменитая триада Великой французской революции – свобода, равенство и братство. Драматические произведения М. («Граф Карманьола» и «Адельгиз»), – первые опыты итальянской романтической драмы Италии. В романе «Обрученные» дана яркая картина быта и нравов Италии XVIIв.

Маренко – два итальянских поэта: 1) Карло Маренко (1800-1843), драматург; лучшие трагедии его: «Pi a de'Tolome i», «Corso Donati», «Arnaldo da Brescia», «Corradino» и «Il conte Ugolino». 2) Леопольдо (род. в 1831 г.) – профессор итал. литературы, написал идиллию «Celeste», трагедии: «Piccarda Donati» , «Saffo» , «Rosalinda», драмы «Lo Spiritismo» (1869), «Il ghiaccio di Monte Bianco» (1870), «Quel che nostro non e « (1877), «Giorgio Gandi» (1882), «Bice» (1884).

Муне-Сюлли Жан (1841 – 1916), французский актёр, выступал в театре «Одеон», «Комеди Франсез». Всемирное признание получил за роли Нерона («Британник» Расина), Эдипа («Царь Эдип» Софокла), Гамлета («Гамлет» Шекспира), Рюи Блаза («Рюи Блаз» Гюго) и др. Обладал виртуозным мастерством, пластикой; в его творчестве подчёркнуто эффектный внешний рисунок роли преобладал над раскрытием глубины переживаний героя.

Метастазио Пьетро (1698–1782), итальянский поэт и драматург- либреттист. Создал литературные основы жанра лирической трагедии с патетическим, чаще любовно-сентиментальным сюжетом в духе поэтики классицизма и галантной поэзии рококо. Его канцонетты «Свобода» и «Разлука» пользовались популярностью у современников. Первым успехом М. стал музыкальный спектакль «Сады Гесперид». М. в области теории драмы исходил из рационалистических требований поэтики классицизма.

Мольца Франческо-Мария (1489-1544) – итал. поэт; вел жизнь, полную приключений. М. считается одним из значительнейших лириков 16 в. В итальянских песнях он подражал Петрарке; гораздо совершеннее его латинские стихотворения, в которых отражается оригинальное, вдумчивое настроение.

Модена Густаво (1803- 1861), итальянский актёр. С 1824 выступал в различных труппах, был организатором собственных трупп. Искусство М. сложилось под влиянием идей национально-освободительного движения в Италии. М. стремился сделать театр орудием борьбы за свободу и независимость родины. Способствовал созданию итал. реалистической школы актёрского искусства.

Новелли Эрмете (1851 – 1919), итальянский актёр. С 10 лет выступал в театре. В 1884 создал собственную труппу, которую возглавлял до конца жизни. Особое признание получил как комедийный актёр, исполнитель ролей в пьесах К. Гольдони, Дж. Джакозы, Э. Скриба, Шекспира и др. Обладал сценическим обаянием, мощным темпераментом, выразительной мимикой.

Оккам Уильям (1285- 1349) – английский философ, логик и теолог, монах-францисканец. Представителя схоластической традиции, а также ее разрушитель. Считал, что сфера разума и область веры должны быть разграничены. Реформация использовала его идеи в борьбе с католической церковью. Распространение идей О.У. в средневековых университетах Европы способствовало оформлению направления терминизм («оккамизм»).

Occиан – герой цикла кельтских сказаний. Управлял постоянной армией (фианну), финия должен был обладать не только военной доблестью, но и быть поэтом, знать все «12 книг поэзии». Ирландский король Карб вступил в борьбу с фианной, что изменило строй древнеирландской жизни. О. любимейший герой народных песен и сказаний.

работал в армянском теаре Константинополя. В 1922 переселился в Армению. Исполнитель шекспировских ролей. Образ Отелло созданный П. – уникален. Роль Гамлета была самой большой и слож-ной из его ролей. П. довел до совершенства искусство монолога.

Панцакки Энрико – (1841) - итал. поэт был профессором в Сассари и Болонье, затем профессором и директором Академии изящных искусств; известен как лирик и новеллист.

Пеллико Сильвио (1789–1854) – итальянский писатель, автор трагедии из греческой жизни «Laodicea» и «Франческа да Римини», написанной по всем требованиям романтизма. После раздел Италии и восстановления абсолютизма, П. присоединился к движению карбонариев, став главным редактором журнала «Conciliatore» (Примиритель), за что был арестован. За годы тюрьмы из борца-революционера превратился в смиренного католика. В книге «Le mie prigioni» («Мои темницы») повествует о годах, проведенных в заточении. П. создал ряд художественных произведений, проникнутых мистицизмом.

Плавт Тит Макций (ок. 250 – 184 до н.э.) – римский комедиограф. Из 130 его работ сохранились 21, построены по образцам греческой «новой комедии». Взяв за основу греческие произведения, перерабатывал их, приспосабливая к требованиям римского времени. По сюжетам сочинения П. подразделяют на комедии характеров («Хвастливый воин», «Горшок»), комедии из семейной жизни («Пленники», «Три монеты»), комедии интриг («Куркулион», «Пуниец») и комедии-фарсы («Ослы», «Перс»), П. – первый латинский писатель, у которого сохранилось столь богатое творческое наследие. Комедии П. имели большое влияние на драматургию эпох Возрождения и Просвещения.

Ристори Аделаида (1822- 1906), итальянская актриса. Родилась в актерской семье, с раннего детства выступала на сцене. Играла преимущественно в комедиях. Расцвета искусства Р. связан с образом Марии Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера). Создавала образы сильных, мятежных женщин, погибающих, но не сломленных: Франческа («Франческа да Римини» Пеллико), Юдифь («Юдифь» Джакометти), Медея («Медея» Легуве), леди Макбет «(«Макбет» Шекспира) и др. Утвердила традиции героического стиля исполнения, добилась мирового признания итальянского театра.

Одна из лучших ролей – Гамлет, исполнял также роли Отелло («Отелло»), Макбета («Макбет»), Ромео («Ромео и Джульетта») и др. Его игра отличалась простотой, правдивостью переживаний, выразительностью.

Руццанте (Анджело Беолько) (1500–1542) – итальянский актер и драматур, много сделал для рождения профессионального театра – его деятельность подготовила появление комедии дель арте. Его пьесы «Анконитанка», «Москета», «Диалоги» входят в репертуар итальянского театра и в настоящее время

Скот Иоган Дунс (1266-1308) – крупнейший представитель средневековой схоластики. В 1282 г. вступил во францисканский орден. Получил образование в Оксфорде и Парижском университете. Преподавал философию и теологию в Оксфордском и Парижском университетах. Важное произведение С. «Оксфордское сочинение» – комментарий к четырем книгам «Сентенций» Петра Ломбардского. Стремился к точной логико-гносеологической терминологии. Четко различает теологию и философию, рассматривая последнюю в качестве высшего знания. Философия занимается изучением бытия – абсолюта, в который включается все существующее, в том числе Бог.

Теренций (190-159 до н.э.) – римский комедиограф, выходец из Ливии, вольноотпущенник римского сенатора Гая Теренция Лукана. Творил исключительно в жанре комедии. Сохранилось шесть его произведений: «Андрианка» («Девушка с Андроса»), «Самоистязатель», «Евнух», «Формион», «Братья» и «Свекровь». Созданные Т. образы уступают в свежести и яркости красок действующим лицам комедий его предшественника Плавта, однако более жизненные. Публика не всегда принимала комедии Т., однако они способствовали улучшению римских нравов и формированию художественного вкуса.

крещения. Славился ораторским талантом, оригинальностью и силой речи.

запечатлены в летописях Рима. Все члены фамилии собирали экземпляры и коллекции разного рода произведений искусства. История рода Ф. – яркая страница из истории образованности, политики и нравов в эпоху «позднего Ренессанса».

Хуан дель-Энсина (1469–1539), один из крупнейших испанских мастеров, подготовивших наступление «золотого века». Окончил университет в Саламанке, бывал в Риме, где познакомился с итальянской музыкальной жизнью и творчеством. Разносторонне образованный и одаренный человек – был композитором, поэтом, драматургом, теоретиком искусства, актером, руководителем театральной труппы. Среди его произведений знаменитый Песенник (Cancionero, 1516), эклоги, являвшиеся первыми опытами профессионального музыкально- драматического искусства в Испании.

Экк Иоганн (1486-1543) – немецкий католический теолог. В 24 года получил степень доктора теологии. Вошел в историю благодаря полемике с Лютером, защищал римско-католические вероучения. В 1537 опубликовал собственный перевод Св. Писания на немецкий язык для нужд немецких католиков.

Яблочкина Александра Александровна (1866 -1964), актриса. Училась у Г.Н.Федотовой и у отца – режиссёра и актёра А.А.Яблочкина. С 1886 актриса московского Театра Корша. С 1888- в труппе Малого театра. Высокий вкус, исключительное внимание к чистоте русской речи отличали искусство Я. Превосходная исполнительница ролей классического репертуара, выступала и в пьесах современных русских и западноевропейских авторов. Обладала тонким комедийным мастерством.