Французская литература. «Классический век».

«Классический век».

Начало «Классического века» знаменуется тремя событиями: оглашением Нантского эдикта, коронацией Генриха IV в 1598 и открытием первого профессионального театра в Париже (Бургундский отель, 1599). «Классический век», растянувшийся в истории французской культуры на два столетия, характеризуется соседством барочных и классицистических традиций на раннем этапе, господством классицизма в царствование Людовика XIV, деятельностью энциклопедистов и философов эпохи Просвещения в 18 в. – вплоть до Великой французской революции.

К концу 16 в. трагедия вытесняет мистерии со сцен театров. Основой сюжетов барочного театра А.Арди (ок. 1579–1632), ведущего драматурга 1610– 20-х гг., была древняя история и мифология. Среди написанных им в разных жанрах пьес (всего около 700) особенный успех имели трагикомедии. Однако лидирующее положение в литературе театр занял позже – с созданием Французской академии (1635) и утверждением эстетики классицизма; первая половина 17 в. знаменуется также расцветом поэзии (М.А.Сент-Аман, 1594–1661; А.Годо, 1605–1672; Ж.Ф.Сазарен, 1615–1654). Светские салоны, ставшие важнейшим фактом литературной жизни 17 в., устанавливающие литературную моду и определяющие стиль культурного общения, способствовали успеху поэтического творчества В.де Вуатюра (1598–1648).

Салон маркизы де Рамбуйе (осн. в 1608) повлиял на становление прециозной культуры, культуры утонченного светского досуга, предполагающей особые свойства сердца и ума, благородные манеры. В прециозности старались соединить традиции куртуазной культуры с современным хорошим вкусом. Расцвет ее происходит в сер. 17 в. в салоне мадемуазель Мадлен де Скюдери (1607–1701). Прециозной литературной школы не существовало, но прециозницы установили в придворной, дворянской и даже буржуазной среде моду на чтение романов (самый известный – пасторальный роман О.д"Юрфе (1568–1625) Астрея, 1607–1618), романических трагедий Т.Корнеля (1625–1709) и особенно Ф.Кино (1635–1688). Прециозные произведения отличались изощренным остроумием; причем предпочитались жанры, приспособленные для исполнения в светских салонах, – письма, диалоги, короткие эпиграммы, мадригалы. Предпринимались попытки возрождения героической эпопеи: Аларик..,1654, Ж.Скюдери (1601–1667); Хлодвиг,1657, Д.Де Сен-Сорлена (1595–1676). Галантный роман, характерный для прециозного направления, оказал влияние на становление комического (Сумасбродный пастух, 1627–1628, Ш.Сореля, 1602–1674) и психологического романа (Принцесса Клевская, 1678, М.М.де Лафайет, 1634–1693). Противопоставлением галантному роману стали бурлескные романы Ш.Сореля (Комическое жизнеописание Франсиона, 1623, 1626, 1633), П.Скаррона (1610–1660) (Комический роман, 1651–1657), обнаруживающие в себе следы влияния плутовского и раблезианского романа. В пародийном Буржуазном романе (1666) А.Фюретьера (1620–1688) классицизм одерживает победу над барокко.

до первых десятилетий 19 в. «Эпохой классицизма» считают 17 в. Французскую литературу этого времени оценивают чрезвычайно высоко, признавая ее значение для становления немецкой, английской и других европейских литератур. Ранние попытки реформировать французский язык в духе классицизма принадлежат поэту Ф.Малербу (1555–1628). Язык, по его мнению, должен был стать более точным, очищенным и абстрактным. Против реформы, сковывающей свободу поэтической фантазии, выступил в своих Сатирах, 1600–1609, М.Ренье (1573–1613), творчество которого также сыграло роль в формировании классицизма. Однако главными предтечами новой эстетики были философия Р.Декарта (1596–1650) (Рассуждение о методе, 1637) и драматургия П.Корнеля (1606–84).

Классицистический театр основывается на традициях Ренессанса и полемизирует с ними, создавая собственную, нормативную, эстетику. Наиболее влиятельным эстетическим манифестом направления стала поэма Никола Буало Поэтическое искусство (1674), в которой жанры классифицируются в соответствии со специфической тематикой, стилем, системой персонажей, делятся на высокие (эпопея, трагедия, ода) и низкие (комедия, сатира, басня). Важнейшим законом классицизма объявляется закон художественного правдоподобия, замещающего частную правду. Основы классицизма формулировались также в работах Ф. д"Обиньяка (Практика театра, 1657), П.Корнеля (Рассуждение о трех единствах – действия, времени, места, 1660), Ж.Б.Мольера (Критика «Школы жен», 1663), Ж.Расина (Предисловия к трагедиям «Андромаха», «Британник», «Береника», 1668–1671). Первой «правильной» классицистической трагедией считается Софонисба (1634) Ж.Де Мере (1604–86). Вражда театра Маре, где была поставлена пьеса Мере и все ранние пьесы Корнеля, и театра Бургундского отеля во многом определила направление полемики о правилах трех единств, разгоревшейся в 1630-е. Барочные вольности раннего творчества Корнеля вызвали отрицательное Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» (1637), составленное по указание Ришельё и отредактированное Ж.Шапленом, одним из главных теоретиков классицизма. Академики нашли сюжет и героиню пьесы Корнеля безнравственными, а «три единства» (действия, места, времени) нарушенными. (Кстати, «три единства» – изобретение не французское; приглашенный на службу к Франциску I итальянский филолог Ю.Ц.Скалигер сформулировал их в своей Поэтике (1561), опираясь на Поэтику Аристотеля). Расцвет классицистической трагедии связан с творчеством Ж.Расина (1639–1699). Если в трагедиях Корнеля (Гораций, 1641; Цинна, 1643; Полиевкт, 1643) борьба в душе героев происходит в основном в форме столкновения гражданского долга и личного чувства и обычно заканчивается победой разума, то в пьесах Расина любовная страсть, как правило, держит верх над моральными обязательствами (Андромаха, 1667; Британник, 1669; Федра, 1677).

1666). Известнейшие пьесы Мольера (Мещанин во дворянстве, 1670; Мнимый больной, 1673 и др.) написаны также в новаторском жанре комедии-балета. Опираясь на традиции фарса и итальянской комедии дель арте, он создал новый тип пьес, непохожий на пьесы Корнеля или Расина, но соответствующий классицистическому идеалу (поучать, развлекая).

В 1660-е в прозе происходит поворот от большого героического романа к романизированной новелле; с другой стороны, роман начинает пониматься как история в частных, «человеческих» аспектах. С этими процессами связана популярность жанров писем (напр., письма М.де Савиньи, 1626–1696) и мемуаров (кардинал де Рец, 1613–1679; Ф.де Ларошфуко, 1613–1680; позднее – Л.де Сен-Симон, 1675–1755). Обращением к опыту Монтеня знаменуется творчество моралистов, которые анализировали нравственно-психологическую природу человека в жанрах максим, афоризмов, эссе и писем (Размышления о духе римского народа…,1663, Ш.де Сент-Эвремона; Максимы,1665, Ф.де Ларошфуко; Характеры, или Нравы нынешнего века,1688, Ж.де Лабрюйера). Идеи моралистов проникли в романы мадам де Лафайет, Мариво (см. ниже) и др. Ж.де Лафонтен (1621–1695) возродил жанр басни, а также создал целую систему повествовательных жанров (от басни, новеллы, до поэмы, повести-сказки). Обращение к «низким» жанрам (басня, сказка), интерес к фольклору и активное использование мотивов и сюжетов литературы Возрождения дают основание считать творчество Лафонтена особым явлением в классицизме 17 в.

Вехой в развития культуры 17 в. стал 1685, год отмены Нантского эдикта. В Истории оракулов (1687) Б.Фонтенеля (1657–1757), с его критикой суеверий, берет начало философский 18 в. (М.Блок). Ш.Перро (1628–1703), опираясь на идею прогресса, провоцирует литературно-эстетическую дискуссию – «спор о древних и новых». В поэме Век Людовика Великого (1687) обосновываются преимущества современной цивилизации (воплощенной в достижениях французов) перед античной. В поддержку «древних» выступили Буало, Расин, Лафонтен, Лабрюйер и др. Перро ответил прозаическим трактатом (Параллели между древними и новыми в вопросах искусства и наук, 1688–1697). Писатель утверждал, что «наш век в некотором роде достиг вершины совершенства», – подвергая таким образом сомнению прежние авторитеты. Принцип авторитета в политике, религии, науке и в сфере морали был оспорен учеными и мыслителями конца 17 в. Со смертью великих творцов классицизма произошла стагнация «высших» его жанров: трагедии, поэмы и комедии. Вплоть до Новой Элоизы (1761) Ж.-Ж.Руссо самой читаемой книгой был роман Приключения Телемака (1699) Ф.Фенелона (1651–1715), предвосхитивший философский роман 18 в. (Его Письмо о занятиях Французской академии, 1714, стало компромиссным разрешением «спора».)

новости двора и небольшие стихотворные произведения. Д.Де Салло основал «Журналь де саван» (с 1665), первый в Европе научно-литературный журнал. П.Бейль издает с 1684 «Нувель де ля републик де летр» (до 1718). Основанный Ж.Леклерком литературный журнал «Библиотэк универсель э историк» (1686–1693) продолжал выходить под названием «Библиотэк шуази» (1703–1713).