Французская литература. Век философов.

Век философов.

В 1690-х роман начинает испытывать влияние новой эстетики – рококо. В последней снимаются классицистически-барочные антиномии возвышенного-низменного, трагического-комического и проч., в основе рококо лежит идея эстетического компромисса. Психологизация повествования в этой поэтике (выражавшаяся, в частности, в предпочтении формы романов-мемуаров) сопровождалась ее гибким взаимодействием с разными жанрово-стилевыми началами. Основная жанровая коллизия романа рококо заключается в столкновении «романических представлений» с «естественными» потребностями человека, с одной стороны, и с нормами общества, с другой. Роман А.-Р.Лесажа (1668–1747) История Жиль Бласа из Сатильяны (1715–1735) восходит к плутовскому роману 17 в. Однако в нем преодолеваются характерные для последнего элементы гротеска, характер героя эволюционирует, а счастливый конец истории предвосхищает просветительский роман. К середине 18 в. противостояние комического и психологического романов оборачивается их взаимодействием в творчестве А.Ф.Прево д"Экзиля (1697–1763) (История кавалера Де Гриё и Манон Леско, 1733) П.Мариво (1688–1763) (Жизнь Марианны, или Приключения графини де***, 1731–1741). С рококо связано творчество А.Гамильтона (1646–1720), К.-П.-Ж. Кребийона-сына (1707–1777), Ж.Казота (1719–1792). Поэтика рококо повлияла на прозу Просвещения (повести Монтескьё, Вольтера), сентименталистский роман (Монахиня, 1760, изд. 1796, Д.Дидро).

Традиции французского театра 17 в. (драматургии Мольера) продолжали Ж.Ф.Реньяр (1655–1709), Ш.Дюфрени (между 1648 и 1654–1724), Данкур (1661–1725), Лесаж. Однако особой популярностью пользовались пьесы Мариво, во многом отошедшего от мольеровской традиции (Игра любви и случая, 1730). С преобладанием морально-дидактического, сентиментально-патетического связана поэтика слезной комедии, создателями которой во Франции были Детуш (1680–1754) и Нивель де Лашоссе (1692–1754). Слезная комедия подготовила развитие серьезной комедии (мещанской драмы), пропагандируемой Дидро.

Наиболее значительным произведением 18 в. считается Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел… (т. 1–35, 1751–1772), в создании которой приняли участие такие просветители, как Монтескьё, Вольтер, Ж.Л.Даламбер, К.А.Гельвеций, П.А.Гольбах, Ж.Л.Л.Бюффон, Руссо. С ней же связан культ философа (приравненного к ученому) в литературе и культуре 18 в. Предтечами философского 18 в. считаются П.Бейль (1647–1706), известный политическими памфлетами и Историческим и критическим словарем (1697) и Б.Фонтенель, один из участников «спора о древних и новых», поддержавший Ш.Перро (Свободные рассуждения о древних и новых, 1688).

и социальное устройство страны кажется абсурдным. Поиску идеального государственного строя посвящен трактат Монтескьё О духе законов (1748). В 18 в. повесть становится наиболее популярным повествовательным жанром. Вслед за романом Монтескьё она также обретает философское содержание (Задиг, или Судьба, 1748; Кандид, или Оптимизм, 1759, Вольтера); развитие сюжета в ней определяется логикой философских положений. Повесть Д.Дидро (1713–1784) Белая птица (1749) и его роман Нескромные сокровища (1748) продолжают традицию использования восточного антуража для воссоздания нравов французского общества. В прозаических сочинениях Дидро велика роль диалога (Племянник Рамо, 1762–1779; Жак-фаталист, 1773–1774). Во втор. половине 1750-х Дидро создал новую концепцию драматического искусства (Рассуждения о драматической поэзии, 1758; Беседы о «Побочном сыне», 1758; позднее – Парадокс об актере, 1773–1778), его главным проявлением он считал мещанскую драму (Побочный сын, 1757; Отец семейства, 1758). Просветитель призывал выводить на сцене такого героя, которому зритель мог бы подражать в обыденной жизни. Жанр получил развитие в творчестве М.Ж.Седена (1719–1797), Л.С.Мерсье (1740–1814), П.-О. К.де Бомарше (1732–1799). Однако наиболее известные пьесы последнего (Севильский цирюльник, 1775; Женитьба Фигаро, 1784) обычно относят к комедии нравов. Вольтер (1694–1778) использовал в драматургии классицистическую форму (Эдип, 1718), преобразовав ее под влиянием Шекспира (Брут, 1730; Смерть Цезаря, 1731; Заира, 1732). В его пьесы вложена просветительская идеология, направленная, в частности, против религиозного фанатизма (Фанатизм, или Пророк Магомет, 1742).

Именно различие взглядов на современный театр, высказанное в Письме Даламберу о зрелищах (1758) Ж.-Ж. Руссо (1712–1778) стало причиной разрыва между автором и просветителями. Руссо полагал, что театр должен быть национальным и народным. В самом начале своего творчества Руссо отвергает идею прогресса, по его мнению, расцвету наук и искусств соответствует развращенное состояние общества (Трактат о науках и искусствах, 1750), а цивилизация встает на пути природной добродетели «естественного человека», «благородного дикаря» (Рассуждение о происхождение неравенства между людьми, 1754). Концепция «естественного человека» стала предметом спора Руссо и Вольтера, державшихся полярных мнений. Вольтер утверждал, что «естественное» начало в человеке – основа современных социальных бедствий. Эти позиции воплощают два главных направления французской мысли эпохи Просвещения: рационализма и сентиментализма. В 1760-х руссоизм произвел переворот во французском романе (Юлия, или Новая Элоиза, 1761; Эмиль, или О воспитании,1762, Руссо), а в 1778–1789 сформировалась литературная школа Руссо: Н.Леонар (1744–1793), С.Мерсье, Н.Ретиф де ла Бретонн (1734–1806). Сентименталисты в своем творчестве особенно внимательны к природе (ее внешнему облику и процессам, происходящим в ней) и эмоциональной жизни человека. Возвышенное начало, доминирующее в практике классицизма, сменяется категорией трогательного. Наиболее крупные французские руссоисты 18 в. – Ж.Бернарден де Сент-Пьер (1737–1814) и А.П.Шенье (1762–1794). Бернарден де Сент-Пьер – автор весьма популярного в 18 в. романа Поль и Виргиния (1788), прославившийся художественными описаниями экзотической природы. Эти писатели предвосхищают романтизм, а сам Руссо считается предшественником романтического движения.

Излюбленную сентименталистами эпистолярную форму романа использует А.Ф.Шодерло де Лакло (1741–1803) в Опасных связях… (1782). Маркиз де Сад усугубляет эротизм Шодерло де Лакло, венчая 18в., эпоху расцвета эротизма в литературе. В его произведениях (Новая Жюстина, 1797 и др.), созданных после Великой французской революции, полемически преображена концепция «естественного человека».

предпринимают попытку создания официального литературного издания («Газетт литтерер де л"Эроп», 1764–1766). Журнал «Библиотек ансьен э модерн» (1714–1727) знакомил публику не только с произведениями современных авторов, но и с писателями предыдущих эпох. Основанный Прево журнал «Лё пур э лё контр» (1723–1740) уделял немало внимания литературе. Публиковал литературные новинки журнал «Лё нувеллист дю Парнас» (1730–1732). Издававший его аббат Дефонтен предпринял издание «Обсервасьон сюр лез экрит модерн» (1735–1743), направленное против энциклопедистов. Блестящий критик Э.К.Фрерон выпускал журнал «Аннэ литтерэр» (1754–1776). Журнал «Л"Эспри де журно франсе э этранжер» (1772–1818) давал обозрение французской и зарубежной периодики.