Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Чего добиваемся

Чего добиваемся

Отказаться от соблазна пожертвовать независимостью ради того, чтобы преуспевать потакая начальству - многие ли отваживаются на это при любых режимах? "Я спросил у М., почему он отказался от многих предложенных ему мест. "Хочу быть человеком, а не действующим лицом", - отметил он. Из рубрики "Характеры и анекдоты" Шамфора, ХVIII век. Но освободиться, хотя частично, от подобной зависимости - высокомерного, подозрительного, непостоянного - и на своём месте и - ещё хуже - в своих помыслах и поступках начальства можно в роли игрока в нечто - не то, чтобы виртуальное, однако подвластное только твоим желаниям - хоть самым странным, потайным, захватывающим. Таков ли один из способов самоутверждения - так живу, как хочу - трудно сказать. Это особый мир - фанатиков избранной веры, меломанов, платонически влюбленных, схимников - по современному отшельничеству, коллекционеров всех мастей. Впрочем, и представители этой разновидности современных людей, и те, которые представлялись на предыдущих страницах - простые труженики, талантливые творцы, высокое начальство и послушно-хитроумные бюрократы, правонарушители и одинокие романтики - похоже редко встречаются, можно сказать, в чистом виде; можно только говорить о пропорциях отражений этих категорий на характерах и склонностях каждой человеческой сигмонады, и, главное, о совместимости в данной личности всего такого, что в конце концов определяет и самочувствие, и судьбу.

А что объединяет, пожалуй, людей, что преимущественно могут быть зачислены в вышеназванные категории граждан - это отличающее от "братьев меньших" гомо сапиенс, особенно, как мне представляется, нового времени, хотя зачатки присущи были и нашим далёким предкам. Снова рискну прибегнуть к аналогии - актерским ролям, играющий артист - в главной роли или во второстепенной готовится и ждёт того момента, когда сможет проявить свой талант перевоплощения во всём блеске убедительности, раскрытия глубинной сущности, характера, душевного состояния персонажа, и сверх заложенного в пьесе, сценарии. Подобно этому кто из нас не рассчитывает на свой "звёздный час" в том или другом выигрышном варианте? И мой внук загорается, когда ему дарят новую игрушку - из тех, которые ему нравятся. Но вскоре к ней охладевает и ждет очередную, правда, есть излюбленные почти неизменно, как и у большинства детей. Не напоминает ли это сцены с участием воспитанников сексуальной революции? Но - авось судьба преподнесёт сногсшибательный сюрприз - почему бы нет? Колесо фортуны отчего бы не обернётся ко мне внезапной и, может быть, заслуженной удачей. И Сальери, трезво оценивая свои творческие возможности - нет, он не Моцарт, и всё же: "... Я мнил: быть может, жизнь мне принесёт внезапные дары; быть может посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновенье…" А я сам - в свои почти 82 года - разве не надеюсь на что-то для меня почти несбыточное - а вдруг? Нет-нет, а ведь приносит жизненная рулетка мимолётные радости. Остыл я, например, к коллекции почтовых марок - собирал советские ещё до войны, и много лет спустя - когда сын был школьником, заинтресовав его представительством географии и отчасти истории на этих крохотных, но столь разнообразных кусочках бумаги, и теперь лишь изредка вспоминаю, что и это хранится на полке в шкафу. Однако при случае приобретаю у давнего знакомого оригинальные, отражающие первые десятилетия - прошлого века, а то последние позапрошлого, и с удовольствием любуюсь таким приобретением, пополнением коллекции. Правда, недолгая радость по этому поводу вскоре сменяется совсем другими заботами, волнениями, удовольствиями...

в сновидениях причудливым образом. Но - уже не о себе, а о тех, кому, как говорится, судьба улыбнулась, иной раз даже сверх ожиданий, вполне заслуженно или - счастливый жребий. Классический пример - в казино, поставил всю наличность на приглянувшуюся почему-то цифру, и в одночасье - миллионер. Или - победа и в финале престижного теннисного турнира с солидным призовым фондом; лауреат конкурса скрипачей, победительница конкурса красоты; нобелевский лауреат или разнообразных премий не мирового масштаба, но тоже - есть чем гордиться; а ещё - твоя книга стала бестселлером, признано научное открытие, сорван куш в лотерею, удалось наконец-то переспать со вроде бы недоступной, повысили в должности, выбрали президентом - хотя бы более или менее солидной фирмы, сделана чрезвычайно удачная покупка и так далее. Особняком от такого благоволения волею судеб - самоудовлетворение плодами своего творчества - "но ты доволен ли, взыскательный художник? Доволен? Так пускай..."

ворота забивается такой важный гол; в результате соревнований у тебя первое место на пьедестале почёта; профессиональному карманщику удалось вытащить туго набитый валютой бумажник; такая желанная сдалась и горячо отвечает на твои ласки; тебе вручают награду - в коробке с приложением или на лацкан; пополнил коллекцию раритетом; оглашаются результаты выборов - твоя победа; злейшего врага настигла заказанная тобой пуля; ты только что стала матерью, и как обрадуется отец этой крохи; состояние жестокой абстиненции прекращено - уколом наркотика... И без строгого хронометража нетрудно представить, сколько длятся такие разные, но в каждом варианте счастливые минуты. Да, минуты, считанные минуты - из многих, многих тысяч минут - и радостных, и горестных, но по яркости переживаемого в эти минуты им весьма уступающие.

Но главное в том, что эти вроде бы навсегда уходящие минуты на самом деле никуда не деваются бесследно - они остаются в памяти, и эта доминанта человеческой эволюции воспринимается нами как само собой разумеющееся, как до Ньютона тяжесть - свойство всего материального на Земле, - и лишь теория всемирного тяготения раскрыла космическую природу гравитации, и в обращении Луны вокруг Земли, и в движении планет, и в бесконечно далёких созвездиях, - может стоит напомнить, что ньютонову гравитацию не хотели признавать и великие его современники - об этом уже как-то говорилось. Так же, как известное высказывание Ньютона, что свои открытия он сделал "стоя на плечах предшественников". О феномене памяти в наше время немало интереснейших исследований, публикаций, гипотез. О том, что такое свойство присуще такой субстанции как вода, и возможно это активная составляющая памяти в мозгу; встречаются люди, способность которых к запоминанию слово в слово только что прочитанных страниц или мелькнувших чрезвычайно многозначных чисел, не может не изумлять, впрочем, так же некоторые могут наизусть целый вечер тешить слушателей поэзией.

Но, если люди с необыкновенной памятью - можно причислить к ним дирижеров, которым не нужно заглядывать в отпечатанные партитуры симфоний; или таких, чья зрительная память опознает любого случайного попутчика в общественном транспорте месяцы спустя; или дегустаторов, по запахам различающих любую из сотен разновидностей духов, - представляются остальным лишь просто наделёнными такого рода исключительными способностями, - то кое-что, связанное опять-таки с феноменом памяти, своей непостижимостью уводит предположения чуть ли не в сверхъестественное. Прапамять, архетипы по Юнгу - это ещё куда ни шло - как-то через поколения какими-то атомными сочетаниями не выветривалось из генов - что ни говори - реальных материальных носителей. Однако - когда, скажем, индусская девочка, попав в совершенно незнакомый для неё город, чувствует себя в нём, как дома, то есть свободно ориентируется, точно знает, что её ждёт за углом и дальше; когда легендарная, но вполне земная наша современница в Болгарии Ванга рассказывает впервые пришедшему посетителю, которого она, кстати, будучи слепой не видит, - о его прошлом, его родных, причём порой в подробностях, неведомых и самому визитёру; когда в последнее время на телеэкране под рубрикой "Битва экстрасенсов" - я исключаю подтасовки - люди, в частности, подростки, с ярко выраженными экстрасенсорными (такой условный термин, обозначающий возможности, по старой терминологии - сверхчувственного восприятия происходящего - вне пространства и времени, в том числе улавливаемых настроений и мыслей других, и незнакомых) способностями - подробно рассказывают о скрытых от них за непроницаемой перегородкой; или картину, эпизоды, событие, которое произошло в данном месте - спустя годы, - когда всё подобное было в действительной жизни; и при личном общении с проницательными выразителями того, что знаете только вы о себе, и то, что может быть скрывается и от себя самого, и так же, о том, что за повороты случались в вашей судьбе - всё это сметает скептическое "не может быть" - остаётся недоумение, может быть, с мистическим оттенком.