Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Да ради какого выигрыша?

Да ради какого выигрыша?

В XXI веке - с какой лёгкостью можно путешествовать по всем континентам и даже побывать в космосе, переключать телепрограммы, находить в Интернете нужные сведенья. А особое значение приобрела ёмкость и, следовательно, многозначность информации за счёт совместимости составляющих и оптимальной их структуризации, что не исключает решающей роли какой-либо, вроде бы второстепенной составляющей - слова в стихотворении, оттенка цвета в живописном полотне, звучания одного из струнных или духовых инструментов в симфонии. Эта же тенденция присуща науке - законы Кеплера о планетных орбитах, Ньютона о следствиях всемирного тяготения, Эйнштейна - Е= мc?, хотя в целом теория относительности достаточно объемна, так же как "Анна Каренина", репинские "Запорожцы", девятая Бетховена, но - ничего лишнего, и "какая глубина, какая смелость и какая стройность!" - если отжать чрезмерно разбухшее "третьеспиральное" - то наверное не так уж много окажется, как говорится, в сухом остатке.

Очередное "лирическое отступление". "Я знаю - век уж мой измерен", даже если доживу до ста лет, то более трёх четвертей жизни позади, и оставшаяся - нет, не выйдет "лет до ста расти нам без старости" - неприятности - дай Бог, чтобы ограничивались только меня касающимися. Одним словом, в один, что называется, прекрасный день, придётся распрощаться с земным существованием, и... Полное личное небытие, а "весь я не умру..." - останется, в лучшем случае, сохранится память младших современников; может быть, кто-то заинтересуется моим интеллектуальным дневником с девяностых годов прошлого, XX века до… Конечно, и прежде всего, мои дети, внук, жена Саша - всё-таки лучше, если она, будучи помоложе, меня переживёт; достаточно ли всего этого, чтобы мужественно смириться с окончательным и бесповоротным небытием? И самый материалистический скептик в глубине души лелеет мыслишку: а вдруг... Правда, когда мне, например, знакомые верующие начинают вещать о царствии небесном, я начинаю задавать бестактные вопросы: если в аду грешные души претерпевают муки вечные - и сто, и тысячу лет - ну сколько можно - так или в конце концов привыкнешь, или спятишь и в совершенно бесплотном образе. А в раю? Среди таких же, если не совсем безгрешных, то во-время покаявшихся, и с перевесом при жизни добрых дел - но без всего земного привычного - тоже с ума сойти от тоски - кажется у Константина Симонова об этом стихи, весьма прямолинейные, но хоть не столь поганые как его "политическая лирика"...

И вот я придумал и представил - из всех земных радостей у меня там, растворенном в Окине, остаётся одно - бесконечно черпать из ее "третьей спирали" накопленное в ней за века великими творцами - поэзию, мифы, скульптуры, оригинальные шахматные партии, философские системы, головоломки математики - смог бы разобраться, постичь за век-другой; а музыку - куда больше, чем на тех грампластинках, что в последние годы почти ежедневно прослушиваю... И наново вчитываться в того же Мишеля Монтеня... А, может, такая моя фантазия не так уж бессмысленна - с оговоркой - не для меня. А для кого же, или верней - для чего? В одном из опусов я высказывал предположение - может высший смысл существования человечества в конечном счёте - для того, чтобы в Окине навечно этим, и этим "третьеспиральным" обогащенным, оно сохранялось и как-то передавалось каким-то неведомым существам во вселенной? Но как же - с человеческой любовью, страданиями, надеждами, мыслями - миллионов и миллионов, что и следа не оставили в "третъеспиральном" - надо с этим тоже смириться?..

И в каких только ролях не доводится выступать людям: добросовестных тружеников и жуликов, благодетелей и прихлебателей, вождей и посредников между представляемым Всевышним и верующими, воина и отшельника, творца шедевров и мракобеса, кумира толпы и изгоя, варвара и мыслителя - этому я посвятил отдельный опус. Но не на этих различиях, более чем радикальных, хочу остановиться, а на том, о чём шла речь выше, до вклинившегося "лирического отступления". Как игрок воспринял человеческое - минимально возможными средствами достичь наиболее выгодного для себя результата.

Наглядные примеры - из области так называемых азартных игр: карточных, или рулетка в казино, лотерея - в случае удачи рискнув немногим сорвешь изрядный куш. И что-то в этом зависит от тебя самого: выбор счастливых цифр, их сочетаний. Игры, в которых умение значит больше или гораздо больше, чем везение - шахматы, бридж, хоккей, теннис, бильярд, но и в этих играх "чуть-чуть", как отмечалось в "Ранней ягоде", может оказаться решающим для выигрыша, и аналогично - для победителя музыкального конкурса или признания выдающимся мастером сцены, корифеем экрана. Но - получить выигрышную роль - разве не зависит от режиссера? И у нас, может, по наследству от иерархий в сообществах "братьев меньших" - гипертрофировано значение такой зависимости для успешного выполнения выпавшей на мою долю роли. Отчасти я коснулся этой проблемы в опусе "парадоксы иерархии", но давайте со всей откровенностью - о стоящих над нами распределителях жизненных ролей.

Ну, Всевышний, Творец, Всемогущий - контролер и распорядитель судеб - понятно, что иной роли, чем "раб Божий" быть не должно; и, если перевести это нененавязываемое естественное стремление быть самим собой - без поползновений играть несвойственную твоей сущности роль, то такое, в любом случае достойное звания человека, на мой взгляд - самое главное в жизни, независимо от достигнутого - оцененного другими или нет, будь ты гений или простой пахарь. Совсем другое дело, когда, по известному выражению, "короля играет свита". Как отмечалось выше, рудимент иерархического построения стаи, стада. Авторитет власти - и только. Добро бы лишь рядовой в армии - может не повсюду - не смел хоть в чём-то осмелиться возразить сержанту, но и ничтожный чиновник - хорошо, если не хамит - допущенному в его кабинет бесправному ветерану или безропотной старушке.

существенные коррективы, так же, как, скажем, кино, телеэкран по отношению к театральным постановкам на Западе два-три века назад, или ещё разительнее - мультипликация против вертепа кукольного. Прежде всего, изменилось соотношение тех, что на первых, на вторых ролях, мимолётном появлении в общественном сознании, и - по той же театральной аналогии - участников массовок, правда, последнее скорее атрибут кино, а заметнее - в иных оперных постановках. Тут мне вспомнилось, застряло в памяти - из студенческих лет, чуть не две трети века назад. Однокурсником был такой видный хлопец по фамилии Квашенко. На лекциях по математике преподаватель рассказывал о рядах убывающих дробей, в числителе которых единица, а в знаменателе - последовательно - 2,3,... 6,7... и так далее. Квашенко тянул руку и требовал объяснить, почему - когда числа в знаменателе возрастают, ряды дробей называются убывающими, намекая, что лектор некоренной национальности нарочно морочит студентам голову, но он, Квашенко, этот обман раскусил, и готов вывести, как говорится, на чистую воду; мужик не спросит: "Почему треть больше четверти, если четыре больше трех, как спрашивает одна ученая барышня". Слова Толстого в очерке Максима Горького "Лев Толстой". И ещё Квашенко гордился тем, что подрабатывая в оперном театре играет "толпу", которая в драматических эпизодах не остаётся безучастной к происходящему, и что-то - как видит зритель, бурно обсуждает. В отечественном театральном фольклоре неслышное для зрителей, замечавших лишь открывающиеся рты, - было дружно "что говорить, если нечего говорить", а Карел Чапек упоминает в таких ситуациях бессмысленное "реборбора"...

К тем, чья роль в происходящих на планете событиях в какой-то мере может быть приравнена к присутствующим в кадре, но не более того, участникам массовки. Это: труженики, непосредственно создающие материальные ценности - земледельцы, скотоводы, шахтёры, металлурги, работники множества разнообразных предприятий - выпускающих ширпотреб - от игрушек, канцелярских принадлежностей, кухонной и обычной посуды до телевизоров, компьютеров, автомашин, самолётов. Но - все эти люди, работники физического труда - по казенному выражению, включая, должно быть, и тех, кто за пультами управления, компьютерами - верней говорить о работниках не творческих - банковских клерках, таксистах, наборщиках в типографиях, строительных рабочих, фрезеровщиках и так далее, хотя высококлассный профессионализм - гарантия сотворения по-настоящему необходимого. Так что в категорию "не творческих" могут попасть, допустим, журналисты, умело подающие текущую информацию; оркестранты - безукоризненные исполнители - на отлично освоенных ими тех или других музыкальных инструментах; предприниматели, торговая публика, сотрудники развлекательных учреждений.

справедливом, причём не каком-то конкретном знакомом, но типичном представителе народа. В человеческих сигмонадах - в масштабах от семьи, круга общения, - сослуживцами, соседями - до государственных образований - существенна роль каждой индивидуальной монады, даже если это роботопослушные солдаты, полицейские, преступники в тюрьмах. Можно предположить, что этими массами движет некая неуловимая, при всей изощренности социологических инструментов статистических анализов "душа улья", весьма консервативная, и возбуждаемая частично, в наиболее неустойчивых сигмонадных сегментах. Однако смею предполагать или утверждать, что, по крайней мере, с эпохи Монтеня роли рядовых подданных правителей от Парижа до Поднебесной уже иные - и для потомков современников Монтеня, и, в конечном счёте, для исторического действа в тех или других частях планеты. Это, на мой взгляд, одно из следствий эволюции гомо сапиенс, продолжающейся, не знаю, насколько корректны следующие сравнения, как художественный приём в литературе для доходчивости, применявшийся мной, когда подвизался в научно-популярном жанре, но может быть понятней станет в общем высказанное выше.

Вспомним вековой давности театральные массовки, когда группу статистов достаточно было облачить в костюмы той эпохи, которую отражала определённая постановка, сегодня добросовестный, в смысле - не терпящий халтуры режиссер кино может и не прогонит - он или его помощники - никого из желающихся сниматься в массовке - так ли уж изменились люди, их лица с минувших, и давно минувших эпох - разве что этнические типажи нынче вперемежку, но оператор, выхватывая крупным планом из толпы, остается на наиболее выразительных, живо реагирующих на происходящее на первом плане. И - совсем из другой, как говорится, оперы. В муравейнике или в улье особи какой-либо определённой специализации неотличимы друг от друга, даже при самых дотошных наблюдениях - не столько внешне, сколько по отштампованности генетической, как одинаковые монеты. А уж, скажем, в волчьей или обезьяньей стае - каждая особь в какой-то степени личность - со своим интеллектуальным потенциалом, отрешением к доминированию, агрессивностью, душевной пластичностью. Возможно или вероятно, что в новое время усилились предпосылки и для такого разброса личностей с выявлением индивидуальных характеров, способностей, возможностей.

а может - как спортсмен, проповедник, экстрасенс, дегустатор, сыщик. Разумеется, у каждого свой творческий потолок - в зависимости от способностей, таланта, трудолюбия, ясного понимания цели и верного пути к её достижению, к тому же не - везенья - по разным параметрам. И, как уже отмечалось, процент от всех миллиардов жителей Земли тех, кто всё более способен реализовать свой творческий потенциал, в новое время изрядно вырос и тенденция эта сохраняется, хотя "проходной балл" в "третьеспиральное", по-моему, неуклонно снижается.

А говоря о распределении ролей в нынешних общественных структурах, не могу не отметить - наверное, этой мой "пунктик" - и высказался об этом в специальном опусе на эту тему - захватывающего феномена паразитизма, то есть возможности при минимальной личной отдаче подлинному благу, благосостоянию народа получать чем побольше для собственного удовлетворения. На виду здесь в первую очередь уголовники - грабящие, убивающие ради наживы; мошенники, аферисты, воры - мелкой и средней руки; но за ними в тени административного устройства - сонмища чиновников всех рангов, которых на мой взгляд могло быть вдесятеро меньше с тем же коэффициентом полезного действия; а также вахтёры, охранники и, прости господи, священнослужители различных конфессий. Готовность подчиняться и служить кому угодно и чему угодно - тупо оправдывая это псевдоидейными софизмами - не на такой ли почве вырастают и бесчинствуют диктаторы, завоеватели, экспроприаторы - а подвластные довольствуются если не крохами неправедно добытого, то удовлетворенностью участием в такого рода и подвигах, и тем, что под эгидой властителя избавлены от лишений.