Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Доиграемся?

Доиграемся?

Утверждения иных оккультистов, что на планете Земля в глубочайшей древности были и сплыли замечательные человеческие цивилизации, и редкие сенсационные материальные находки свидетельствуют об этом, как говорится, не выдерживают критики. Серьёзней, думается, стоит отнестись к фантастическим антиутопиям, в которых выдвигаются разные причины рокового самоедства рода людского. А вот передо мной обстоятельный том Йохана Хейзинга (1872-1945) - нидерландский учёный, историк, теоретик культуры - "Homo ludens" в тени завтрашнего дня - опыт определения игрового элемента культуры" - "человека играющего" в переводе с латыни. Из статьи об авторе в словаре "Современная западная философия": "Особое значение в возникновении и развитии мировой культуры Хейзинг придаёт игре как основе человеческого общежития в любую эпоху... Работы Хейзинга 30-40 годов содержат критику массовой культуры... он страстный и последовательный антифашист... Свидетель тоталитарных режимов, Хейзинг подчёркивает, XX век сделал историю орудием лжи; от имени истории воздвигаются "кровожадные идолы, которые грозят поглотить культуру", история подменяется демагогическим смешением религии, мифологии и науки... направление развития наук действует скорее в плане дестабилизации основ интеллектуальной жизни, культуры. Одним из важнейших условий спасения мировой цивилизации Хейзинг считает интернационализм, который понимает как сохранение, в меру возможного, всего индивидуально-национального, с принесением эгоистических интересов в жертву общечеловеческому благу, миру на Земле" И, в заключение - "Основой культуры, согласно Хейзингу, должно стать господство человека над самим собой".

Как здорово, что и такой личностью, как и, наверное, не столь уж многими, может быть оправдан жуткий, в общем, двадцатый век. То есть такими, которые имели мужество идти наперекор мутным течениям, окрашенным чем-то националистическим, устрашающим, лжеманящим, вульгаризированно-религиозным, меркантильным, ультраэгоистическим - при всём таком как нелегко человеку оставаться самим собой, да и нынче - по тому же или несколько по-другому - также удел немногих - по-настоящему быть самим собой, - хотя, полагаю, это - не моё, а Хейзинга "господство человека над самим собой" - вряд ли может быть глубоко понято даже вроде бы интеллектуалом. Между тем, это ключевой момент, по-моему, и определённым образом связан с упомянутой книгой Хейзинга. Попробую развить эту мысль, но развернув в своём ключе.

Да, в сравнении с тем, что подарил человечеству Монтень или Хейзинг - вспахано огромное историческое поле и на нём выращены изумительные вечнозелёные сады "третьеспирального", плодами которых могут - по Пушкину, насладиться "духовной жаждою томимые". И я, отведав, а, может, лучше, надкусив эти плоды, спешу наверное неуклюже передать, какие ассоциации - метафорически - у меня вызывает их вкус, запах, форма и желание - поскольку это духовные плоды - чем насыщается сознание, душа, и как это преломляется в моём миропонимании. Настаивая - и в этом Монтень мне союзник - в том, как много унаследовал человек от "братьев меньших", всё же не могу согласиться с Хейзингом, что игра как человеческий феномен восходит к играм молодняка тех наблюдаемых нами щенят, котят, жеребят, разве что игры наших малышей, и то - аналогия, по-моему, не вполне удовлетворительна. В играх животных, вступающих во взрослую жизнь, как говорится, понарошку - отрабатываются генетически заложенные приёмы охоты, защиты от врагов или - за место в иерархии, приоритет продолжения рода собственной персоной - как в тренировках молоденьких петушков. Могут возразить, что, скажем, и кукла для девочки - дитя для будущей матери, но ведь у не достигших половой зрелости самочек животных - ничего подобного. Оказывается, здесь я не совсем прав. В одной из телепередач показывается, как самочки-подростки одной из пород обезьян на время похищают маленьких сородичей, чтобы поиграть с ними, подобно девочкам с куклами. Впрочем элементы игры не чужды порой и взрослой собаке или кошке.

"многочисленные попытки определения этой биологической функции игры расходятся весьма значительно". Ужасно соблазнительно цитировать Хейзинга, его оригинальные, сочетающиеся с широким обзором человеческой культуры всех эпох и народов, суждения о сущности игры как таковой и её разноплановых функциях и жизни людей. Пусть только одна фраза: "Всякая Игра есть прежде всего и в первую голову свободная деятельность (выделено курсивом)", и от этого, пожалуй, оттолкнусь в своих размышлениях. А начну с того, что игра - тот инструмент, посредством которого создаётся, строится всё "третьеспиральное". У вида гомо, как и у любого, восходящего из предыдущего на высшую ступень эволюции живого, реализуются возможности такой трансформации, как мне представляется, и о чём писал подробнее в своих опусах - сперва у отдельных особей, но вскоре - каким образом неясно - но по горизонтали - может быть, подражательно - как в одной из точек зрения на сущность игры, и по вертикали - генетическим закреплением новаций.

Поиск возможностей выживания для в немалой степени беззащитного гомо сделался более чем актуальным, и привел к усиленной мобилизации потенции высшей нервной деятельности, иначе говоря пробуждающегося разума. Непрерывное варьирование проб и ошибок запечатлевалось в памяти и способствовало выработке оптимальных действий в борьбе за существование. Но приходили к таким решениям очевидно наделённые более развитым интеллектом, впрочем, и среди особей "братьев меньших" этологи, зоопсихологи, дрессировщики и хозяева домашних любимцев замечают подобное - даже в одном приплоде, у единоутробных. Такого рода решения принимались соплеменниками, сородичами безоговорочно - тут срабатывал и впрямь унаследованный от "меньших братьев" иерархический принцип безоговорочной правоты вожака. Но, в отличие от дочеловеческих тварей, от такого, уже в какой-то мере духовного лидера, окружающим хотелось получить не только указания по координации совместных действий, но толкования всего происходящего в мире и с ними самими. И тут вступала в силу игра воображения, навеянная, так я полагаю, запоминающимися сновидениями.

Таким образом, в каждом и мини коллективе возникал некто в роли управителя, и каждый должен был довольствоваться или выполнять свою роль - охотника, земледельца, хранительницы очага, изготовителей одежды и так далее. Распределение ролей, скажем, в пчелином улье - рабочие особи, трутни, матка - осуществляется "душой улья" по Метерлинку, да и в волчьей стае - также естественным путём при выявлении способности каждой особи выполнять свою роль со сверхзадачей благополучия стаи, продолжения рода. В человеческих сообществах в этом процессе всё большее значение приобретал субъективный фактор, особенности данной личности, и такой характер распределения ролей определяет на мой взгляд весь ход человеческой истории с участием каждого "человека играющего" в захватывающей трагикомедии с неопределённым эволюционным сценарием.

пойду по их стопам. Зато, как водится в моих опусах, не обходится без выборки из словаря Даля - наиболее выразительно подкрепляющие опорные моменты рассматриваемой темы, проблемы, итак: "Игра - как действие по глаголу "играть" - предмет, то, чем играют и что играют: забава, установленная по правилам, и вещи для того служащие". Примеры: "Игра в горелки, в биллиард, в кости, в бабки, в карты... Игра шулерская (в карты) с подлогом, с обманом, мошенническая (см. крап, наколка, клины, боченки, липок, передержка, баламут, кругляк, абцуг, коробок, резка, нахлобучка, оборотка, подсыпка, верховка, спуск, телеграф и прочее)". Этот - ещё неполный перечень разнообразных приёмов картёжных шулеров, сегодня наверное почти анахронизм, - свидетельство того, что в переносе на общественную жизнь, на условные правила взаимоотношений между людьми, отдельными группами в виде законодательных актов, - всегда находятся ловкачи, которые эти законы так или иначе обходят.

"игра на скрипке, игра лицедея... Какова игра, такой и выигрыш... Игра (денежная) не доведёт до добра... игра предатель, а кистень друг, то есть разбой вернее игры…" И - метафорически: "игра напитков, игра цветов... игра слов... игра случая... игра природы..." Но от всего вперемешку относящегося к понятию игры, в самых различных вариантах с незапамятных времен определяющей наверное больше, чем может показаться, в жизни и каждого из нас - в той или иной мере, и в жизни народов, человечества, - сосредоточимся на том, что не напрямую, неявно связано с феноменом игры, но по заезженному, справедливо или нет приписываемому Шекспиру "весь мир - театр, и люди в нём актёры" - потолкуем о том, в каких ролях доводится выступать разным людям с разными характерами, способностями, в разных этнических образованиях, разном социальном статусе, в разные эпохи или периоды доминирования того или иного общественного устройства.

как им достаётся та или иная роль. По въевшейся в мои писания привычке начну с атома, с той условной модели, в которой, впрочем, наличие количественного соотношения разных элементарных частиц безусловно, и для наглядности можно вообразить - как упаковано ядро атома и на каких орбитах крутятся электронные "облака". При этом никак не обходится без - обозначим так - информационной составляющей воплощения законов природы, диктующих реализацию образования монад, сигмонад. То есть, при образовании атома того или иного элемента каждая элементарная частица, входящая в атом, занимает своё положение в структуре, в конечном счёте играет определенную роль в том, какие свойства и возможности присущи атому водорода, углерода, золота, свинца, урана.

Повторяюсь - но с прицелом на перенос функции этой информационной составляющей образования сигмонад на человека и человеческие сообщества. Вспомним хотя бы о роли отдельных атомов сложных органических молекул красителей или лекарственных препаратов в проявлении тех свойств этих разнообразных соединений, применяющихся в текстильной промышленности, в фармакологии. Попутно, как уже говорилось, возникновение молекулы РНК в "первичном океане" на поверхности планеты - с феноменом редупликации - положило начало тому, что в общем именуется жизнью, а в частности - возникновению и развитию многих тысяч видов флоры и фауны. И уже без подробного повтора - на примере земляники - уже по моему мнению благодаря окинной информации это растение сформировалось именно таким - в соответствующей экологической нише, с такими привлекательными для обитателей тех же мест плодами, что обеспечивают закрепление земляникой широких лесных пространств на всей планете.

"окинной", но вполне явственной информацией цветами, - расцветкой, ароматом, нектаром - пчёл, что в свою очередь обеспечивает опыление. Ну, а энтомологи выявляют способы информативного общения пчелиной семьи, хотя и "душа улья" по Метерлинку продолжает витать как неуловимая гипотеза. А зоологи раскрывая достаточно богатство и разнообразие, по меньшей мере, внутривидовой информации - посредством звуков, запахов, поз и даже мимики - у дельфинов, кошек, обезьян. Но - скажем, собака откликается на присвоенную ей кличку, выполняет заученные при дрессировке повеления хозяина. "Заслышав собачий лай, лошадь распознает, злобно ли лает собака, и нисколько не пугается, когда собака лает совсем по-иному" - фраза из Монтеня. Одним словом, сохраняющееся в памяти, и не только генетической, и вызывающее определённый отклик, реакцию - это тоже унаследованное от "братьев меньших", пусть и многократно приумноженное.