Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Почему и они и мы - такие?

Почему и они и мы - такие?

Нет, я, должно быть, напрасно считал, что Монтень избегает неосновательных "почему?", делая упор на констатации фактов, свидетельствующих о мудрости природы или предусмотрительности Творца, превратно понимаемых людьми, теми, кто возомнил себя безупречным распорядителем поступков, поведения и разумеющим истинное положение вещей в мире. Относительно такой самонадеянности у Монтеня: "Кто знает, не проистекают ли отсюда те трудности, на которые мы наталкиваемся при исследовании многих творений природы? Не объясняются ли многие действия животных, превосходящие наши возможности, тем, что они обладают каким-то чувством, которого у нас нет?" Куда ни глянешь внимательно - сплошные загадки, и перечислив наскоки своих античных предшественников на решение глубинных "почему?" - скептик Монтень предлагает читателям, как опытный учитель Сократовского толка - находить в лабиринте неясных представлений, даже о себе самом - трудный путь к Истине.

"Наблюдая качества, которые мы называем во многих веществах скрытыми, - как например, свойство магнита притягивать железо, - нельзя ли считать вероятным, что в природе имеются чувства, которые способны судить о них и воспринимать их, и что из-за отсутствия этих способностей у нас, мы не в состоянии познать истинную сущность таких вещей?" Сегодня загадка магнетизма не только решена, но этот природный феномен поставлен человеку на службу. И снова Монтень обращается к примерам изумительной приспособленности животных в условиях их существования. "Какое-то особое чувство подсказывает петухам, что наступило утро или полночь, что и заставляет их петь; какое-то чувство учит кур, ещё не имеющих никакого опыта, бояться ястреба..." Прерву Монтеня, чтобы поделиться личным опытом в этом плане, и дать объяснение на основании учения Ивана Павлова, современной генетики, зоопсихологии. Итак, на моём, единственном в доме открытом балконе, голуби - частые гости. Зимой - синички, для которых специальная кормушка, куда более крупной птице не проникнуть. Я бы не возражал подкармливать других пернатых обитателей округи: ворон, сорок, ласточек, воробьев, много веков назад освоивших такую паразитическую нишу при человеке; голуби в таком качестве куда пронырливее и нахальнее. Наблюдая, как те, что покрупнее и посильнее отгоняют сородичей от корма или даже места, где пища может появиться - но сразу не теснят - "иду на вы" на голубином языке - вращение вокруг оси перед носом низшего в местной иерархии. Особи, достигающие зрелости, в упорной схватке, так сказать, выясняют отношения - кто из этой пары в конце концов спасует. И евангельское "будьте кротки как голуби и мудры как змеи" - насчёт змей помолчу, но с голубями, да ещё с оливковой веткой в клюве - мир открывается во всей возможной привлекательности, и - люди, будьте снисходительнее, добрее друг к другу, но "как голуби"? - нешто встарь предки нынешних были кроткими, подобно легендарным счастливцам призрачного "золотого века" человечества?..

И это ещё не все о моих крылатых - просится каламбур - налётчиках; и о том, в чём заключалась одна из особенностей условно "золотого века" гомо, и куда испарилось частично это благостное "золото". Начать с того, что для жизнедеятельности, пополнения организма нужными для его роста и развития - веществами из области органики - от вирусов до хищных животных - никак не обойтись без потребления продуктов растительного или животного происхождения. Разнообразный, а для иных видов весьма ограниченный рацион в сочетании с естественно регулируемой численностью популяции в данной экологической нише обеспечивает оптимальный баланс неиссякаемого сосуществования в какой-либо части планеты, если не множества видов флоры и фауны, то хотя бы нескольких, - что давало один из поводов нашим предкам восхищаться предустановленной гармонией в мире Божьем. Тут всё ясно - сведение на нет источника питания - чрезмерным аппетитом или избыточностью едоков - рано или поздно губительно сказалось бы и на последних - другое дело - насколько мы проникли в тайну и этого природного регулирующего механизма, хотя эксперименты с подопытными крысами подтверждают действенность такового.

на основании данных палеонтологии, археологии установить - миллионы или сотни тысяч лет наши первобытные предки осваивали Землю как гомо, но ещё без или лишь с проблесками "сапиенс". И, казалось бы, развивающееся скотоводство должно было всё больше отодвигать охоту на диких зверей на второй план, разве что медвежьи или беличьи шубы теплее и наряднее бараньих кожухов, но охотничий инстинкт накрепко въелся в человеческую психику, и проявляет себя, увы, далеко за пределами охотничьих угодий. А прибить, как волка - потенциального и, кто знает - опасного недруга из смежного племени - запросто, и каннибализм тут не при чём, - таким вот становился гомо.

Но это ещё цветочки, - запечатленная история человечества вплоть до наших дней о реализации открывшейся возможности гомо сапиенс по своему усмотрению лишать жизни кого угодно - может поведать ой как много - эпитет "интересного" кощунственен - ужасного. Для тех, кто хотя бы мало-мальски знает, что повсеместно творилось в минувшем XX веке, нет нужды иллюстрировать этот тезис. Добавить, может, о том, как и в наши дни хорошо вооруженная группа убивает всех, кто становится на её пути, невольных свидетелей - и ничего не стоит устроить мощный взрыв, - в людном месте, да и не на рынке, а в школе; а, может, такое в одиночку - показать им всем; и неважно - мотив ли личной обиды на кого-то, распространившийся на человечество, или - на подданных ненавистного режима, граждан другой национальности, религии; или при ограблении - неважно банка или "старухи процентщицы", и никакого раскаянья во всех случаях - только досада, когда не удаётся избежать возмездия.

Эволюция живого генетически закрепила возможность оптимальной организации нападения или защиты - с целью захвата добычи или, напротив, противостояния захватчикам. У вида гомо такая способность в форме, можно сказать, коллективного эгоизма, проявляется в конфликтах межэтнических, межгосударственных, социальных, религиозных, корпоративных, причем - насколько легко натравливаются и возбуждаются: "мы им покажем!" - не обязательно вооруженные люди по долгу службы, присяги, но и по призывам экстремистских лидеров, и, как характерный пример, скажем, футбольные фанаты в матчах "своих" против "чужих". Ещё раз: монадные, сигмонадные возможности в определённых благоприятных для этого обстоятельствах реализуются - и как созидающие, творчески, и как разрушительные, дьявольские.

этого как средства защиты дорого обошлось морским котикам; может больше повезёт дельфинам; правда - что могли противопоставить бизоны в Северной Америке пришельцам с огнестрельным оружием, или представители ряда видов по вине нашего брата занесенные в "Красную книгу". Вероятно, наши далёкие предки связывали разного рода неприятности в их существовании с агрессивным недовольством высших сил, персонажей религий, начиная с первобытных, и умилостивить всемогущих можно, грубо говоря, подобно тому, как стае антилоп: после нападения группы львов - какие-то недостаточно проворные сородичи достались хищникам, зато большинство избежало их участи. Полагаю, что такой мотив лежал в основе института даже человеческих жертв богам - и в античных мифах, и у друидов, и в племенах индейцев доколумбовой Америки, и - вспомним библейский эпизод с Авраамом и Исааком. Человеческая категория жертвенности как средства умилостивания, так сказать, начальства, своего рода взятка, начиная со Всевышнего, нашла своё выражение в самых различных проявлениях: обрядах, ритуальных действах едва ли не всех народов - и "десятина" на алтарь, и молитвы, и покаяние вплоть до умерщвления собственной плоти - как один из показателей смирения; и благодеяния, пожертвования "в пользу бедных" - хорошо, если не показные, но от души.

Но жертвенность отнюдь не антипод агрессивности - если напрямик, - то, как у спасшихся антилоп, понятно, ими совершенно не осознаваемое; погибшие - жертвы ради нашего спасения. У человека это уже осознанно: вон тот, не родной мне - что попишешь, помер, зато я-то жив - как буквально та же мысль выражена у Льва Толстого в "Смерти Ивана Ильича", но от такой затаённой мыслишки - путь в ту нравственную пропасть, придумывавших самые мучительные казни для побежденных пленников - я не могу выносить их описания; исполнителей карательных акций и надзирателей "фабрик смерти" для евреев - всех, от мала до велика - достаточно просвещенных грамотных выкормышей третьего рейха и их приспешников. И уже в наступившем XXI веке - не перевелись, оказывается, хладнокровные убийцы детей, изнасилованных ими женщин; вдобавок садисты. Закрадывается дикая мысль - а не прогрессирует ли этот синдром агрессивности в человечестве, и не прорвется ли сдерживающая плотина охраняемой законности?..

в мыслях и выражалось в язвительных словах или посланиях - то есть лично или письменно - в адрес вызвавших у меня больший или меньший накал ненависти. Однако, вероятно, если бы встретил лицом к лицу обидчика по-серьёзному моих - жену, сына, дочь, внука, и имел такую возможность - не задумываясь убил бы, как таракана, не думая о последствиях. Но наверное не сделал бы такого и по отношению к собаке, что без повода меня чувствительно укусила. Не знаю, есть ли генетически заложенный в каждом из нас уровень агрессивности, сдерживаемый разумом, впрочем, не только для воина, послушного командирам, или члена экстремистской организации, да ещё человека, наркотически взвинченного, - доводы разума уходят куда-то далеко, как может и у меня при возможности отомстить за серьезное содеянное зло моим самым родным.

"Ранней ягоды" сопоставляя Восток и Запад, я рассуждал о разном отношении к живой природе, исключая такие области, необходимые для жизнеобеспечения, как дары океана или домашний скот. Особенно впечатляет то, что узнаёшь об Индии. Впрочем, похоже, и в Европе коренные жители это осознали, в отличие от лихих предков - охотников. А на Земле, на которой теперь живу, в городе Киеве - какой-то изверг отстреливает собак, и не только бродячих, другой - кошек; и ко мне на балкон являются голуби с частично оторванными лапами, ну, может, коту удалось так цапнуть, а голубю вырваться, но так ли?; а недавно повадился голубок со связанными лапами, но благо не совсем туго. Эти инвалиды, честно говоря, сделались такими попрошайками настырными, что только успевай покупать на рынке семечки - подешевле "для птиц" как пишут торговки - видимо, я не одинок. Риторический вопрос: какой процент из подрастающего в XXI веке поколения потенциальных мерзавцев? Нет, не только тех, что ради забавы калечат животных, но беспринципных в своей сущности, и не только рядом со мной, но далеко и на Западе, и, может быть, на Востоке, хотя надежда, что "Ветер с Востока" рано или поздно пересилит "ветер с Запада".

и нагло отгоняют первых от рассыпанных зёрен. Порой это нашествие надоедает, и прогоняю всех, но через минуту возвращаются. И однажды пересёк порог балкона с веником - голуби тут же испарились и долго не возвращались. Почему так - проясняет прерванная на петухах фраза Монтеня: "…какое-то чувство учит кур, ещё не имеющих никакого опыта, бояться ястреба..." - должно быть очертания веника чем-то схожи с профилем ястреба, которого предкам нынешних городских голубей следовало очень опасаться, с удивлением узнал, что порой залетающие и в Киев ястребы таки хватают голубей, доступную и расплодившуюся добычу. И сегодня мы понимаем это лучше, чем Монтень - механизм куриной реакции, так же как ряд нюансов поведения петухов и кур, хотя как этот чуткий генетический механизм возникал - даже отчасти в "борьбе за существование" нынешней науке ещё весьма неясно.

И уже наследование условных рефлексов у домашних животных, на определенном примере подмеченное Монтенем: "... Какое-то особое чувство предупреждает цыплят о враждебности к ним кошек, но не собак, и заставляет их настораживаться при вкрадчивых звуках мяуканья, но не бояться громкого и сварливого собачьего лая..." Монтеня характеризуют как философа, скептика, себялюбца, но для меня это прежде всего человек, проницательно и трезво смотрящий на мир, и передающий свои впечатления так, что и через четыре века его "Опыты" дают повод к восхищению столь замечательным, я бы добавил, художественным виденьем действительности, размышлениям над всем сущим и достойной или зачастую недостойной ролью разных представителей рода человеческого в этом изначала гармоничном и настолько удивительно разнообразном мире.

Не могу не продолжать цитировать: "... Оно (неведомое чувство) учит ос, муравьев и крыс выбирать из всего самый лучший сыр (доверить бы таким дегустаторам покупку сыров у нас на рынке, но ведь привезённые моим сыном из Лондона различные сыры, изготовляемые чуть ли не кустарным, освященным веками способом, были по-настоящему замечательны - это оценила отлично понимающая в таких вещах толк мама сына, не то, что я, неразборчиво всеядный) и самую спелую грушу, ещё не отведав их; учит оленя, слона и змею узнавать определённые целительные для них травы". И о том, чему я посвятил много страниц в "Ранней ягоде" - "чуть-чуть", в частности, в том, как воспринимаем мир и выказываем себя. "Нет такого чувства, которое не имело бы большой власти и не являлось бы средством для приобретения бесконечного количества познаний. Если бы мы не воспринимали звуков, гармонии, голоса, это внесло бы невообразимую путаницу во все остальные наши знания..."