Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Различные роли

Различные роли

И, как мне представляется, у гомо возникло нечто новое, что я бы именовал информационным посредником, весьма многоликим. Нет, если имеется в виду, допустим, членораздельная речь, то, как сказано выше, корни её из низших ступеней эволюционного развития живых существ, животных, но - это уже качественно иной уровень - не сиюминутное оповещение сородичей о чём-то существенном для данной особи, а скорее - для всего данного сообщества, стаи, стада; - у гомо, пускай на каком-то переходном этапе к гомо сапиенс - с вычерпываемым из прошлого, из памяти, и с проекцией на предстоящее, будущее. И это, отчасти или всё более в выработанных формах абстрагированное от вспыхнувшей извне вот сейчас ситуации - трансформировалось в этнически окрашенное устойчиво нетленное "третьеспиральное". Конечно, и реакция - обменно-информационная, проходная, недолговечная, как например, дежурный пустяшный диалог посредством мобильников - и нынче не то что, как говорится, имеет место, но, как и я констатировал - в виде малозначащей болтовни сделалось эдакой обывательской насущной потребностью. Беда даже не в этом, а в том, что такое перекинулось на выражение более или менее рафинированной болтовни в средства массовой информации, в литературу, искусство - в его разновидностях - как необязательное информационное посредничество между любым - условно говоря - автором и потенциально всеми остальными, до кого это доходит.

Язык - как посредник в общении между людьми, язык - не только выраженный членораздельной речью, но язык жестов, мимики, взглядов - в переливах интонации; мимолётных, но оказывающих существенное влияние на сознание, подсознание - для внимающего этому; такой активный посредник в завоевании представителей сильного пола, мужского - врожденными кокетками противоположного. Это посредничество используется интуитивно, может, лучше сказать, инстинктивно; и актёрское искусство - подражательное заимствование невольно выдаваемого вовне внутреннего душевного состояния, переживаний воображаемого персонажа - такого рода посредничество между условной личностью и представлением его сущности, хотя бы в чём-то основном - для зрителя. В той же функции - символика в костюмах, телодвижениях, масках восточного театра.

Институт посредничества - в широком смысле - в дочеловеческом характерный разве что как межвидовый - микроорганизмы в системе пищеварения, насекомые в опылении растений на лугах, партнёры симбиоза, - для гомо, особенно гомо сапиенс делается всё более настоятельным. Итак, человек, определённый человек в роли посредника, но - между кем и кем или чем и кем? Ясна роль посредника - торговца - между производителем и потребителем, даже при натуральном обмене продукцией, или: ямщик, шофёр такси - посредник между средством передвижения, транспортным - и седоком, пассажиром. Впрочем, в этом плане может быть представлено и само такое животное или устройство - осёл, верблюд, лодка, бричка, тепловоз, катер, вертолёт, мопед, даже велосипед, и всё это - тоже лишь на человеческом уровне. А, если уж на то пошло - отчего бы не рассматривать тех же домашних животных и культурные растения как посредников между потребностями человека и их удовлетворением.

и своими потребностями? В какой-то мере не чужд характера посредничества и этот феномен природного круговорота, и о нём, то есть об этом феномене в разных аспектах разбирал я в опусе "О паразитизме - вообще и в частности", сосредоточившим в основном на этом явлении в человеческом обществе, - чего не обминуть и в дальнейших рассуждениях о том, какие роли играют личности - исторические и рядовые, Но в межчеловеческих взаимоотношениях хочется присмотреться к посредничеству, в котором на первом плане информационная составляющая, из которой следует и распределение ролей - в большей или меньшей степени.

Профессию журналиста, например, возможно, с намёком, порой именуют "второй древнейшей" - и если услуги представительниц "первой древнейшей" - посредницы в получении сугубо физической удовлетворенности, пусть под соусом удовольствия, то журналистская братия - информационные посредники между тем, что творится в мире - вообще и в частности, той, что наиболее интересна и волнительна для массового потребителя текущей информации. Но если для журналиста, для "человека сегодня", как юмористически осветил Карел Чапек, всего важней привязаться именно к свежеиспеченным событиям, достойным внимания обывателя, то с древнейших времен призванием некоторых личностей становилась связь, можно сказать - с прошедшим, былым, а вернее - со вневременным, непреходящим.

Посредники между поколениями своих соплеменников - вот она, раскручивающаяся пружина сапиенс! В их откровениях отголоски поведанного предками, расцвеченные пытливым воображением - наяву или запечатленные при пробуждении - из сновидений, в декорациях действительности - воплощалось в мифы, в осознание неслучайности своего пребывания в этом мире. Эти творческие личности - моё допущение - острее и безоговорочнее, чем современные - во всём "третьеспиральном" спектре - чувствовали свою особенную связь с Окином, с целенаправленным влиянием на свыше определённую такую посредническую роль объединителя и - не найду других слов - лепителя, формовщика, воспитателя - той этнической группы, что связана по крайней мере единым языком, и эта подвластность судьбоносно направляющему - источник религии, верней, вариантов религий, начиная с первобытных. И если во всеобщей истории религий, может, лучше назвать - верований у всех народов Земли и во все эпохи, о которых дошли до нас такого рода сведенья, - поражает невероятное различие персонифицированных - от тотемов до вавилонских, древнеегипетских, индейских, индуистских, античных пантеонов и фигур единобожия, тем паче основателя буддизма, - то по мне нет кардинальной разницы в представлении человека о вершителях миропорядка - это управляющее нечто - в человеческом сознании исключено, как абсолютно абстрагированное, даже если это "числа" пифагорийцев, природа у пантеистов или законы природы у отпетых атеистов.

Жрецы, священнослужители всех упомянутых и подразумеваемых религиозных направлений, верований закрепляли в своём кругу уже доверенное им свыше и не подлежащее сомнению посредничество - объективно для сплочения единоверцев, повиновения установившимся общественным отношениям, моральным принципам - посредством более или менее сложных ритуальных действий, жертвоприношений, молитв, и субъективно для каждого верующего - милостивое, покровительственное отношение к их судьбам - за такое послушание - повелителями жизни и смерти, всеведающими и всемогущими. Для меня, честно говоря, загадка - насколько совершенно искренне исполняли эту миссию те же жрецы, весталки, библейский Даниил в Вавилоне, входящие в средневековые монашеские ордена в Европе или тибетские монахи, раскольники на Руси - иначе говоря - было ли это глубинное душевное понимание ниспосланного свыше подвижничества во имя спасения поколений от - нет, не безверья, безбожья, - а утраты настоящего человеческого - об этом отдельно. Но много ли таких - связующих нас, нынешних, с тем, что безответно подсказывает направляющий Окин - среди миллионов разного рода священнослужителей? По-моему, совсем немного, и это - нехороший симптом.

Не подобных ли присосавшихся к церковным кормушкам - осторожно, намёками, под личинами давних язычников выставляет Монтень на суд проницательных читателей? Религия, на мой взгляд, трансформировалась в унаследованную и потому почитаемую традицию, порой превращаемую в политическое оружие. Я выше говорил о загадке - для моего мышления-людей, веры безоговорочной - людей, здоровый скептицизм которых отнюдь не поверхностно "перронистский" - вере вплоть до чудес, действенности молитв и покаяния, необходимости соблюдения ритуала, постов, праздников своей религии, а то - и загробного существования. Тем более в наше время - учёных, деятелей литературы, искусства - пускай без сугубо ритуальных наслоений. Несомненна - в искренности его поэзии и прозы у меня никаких сомнений, - православная вера Бориса Пастернака. Разгадка, думаю, в том, что - логический перескок - с давних пор посредничество между Окином во вселенской эволюции монадно направляемой - через "третьеспиральное" переходит от касты священнослужителей - к творческим личностям - но и тут роли неоднозначны.

постарался каждому своему виду-детищу обеспечить наилучшие условия существования в пригодной для этого экологической нише, и для гомо, как для любимчика в семье, вдобавок одаряет избранных - впрочем, в принципе так же, как в эволюционном процессе "продвинутых" особей такими возможностями, которые позволяют проявиться в натуре популяции вида, стоящего на высшей ступени эволюции, - итак у гомо - это те, у каких с рождения таится "искра Божья" - могущая разгореться во благо и для духовного развития рода людского...

Можно одобрить такой посыл, но заключительное положение, если из него и следует, то вовсе не исчерпывает диапазон взаимодействия Окина и отдельных личностей, в том числе тех, которые, мягко говоря, отнюдь не способствуют благополучию близких и не близких, а попросту сеют зло в различных вариантах и масштабах. Для теолога это проблема теодицеи; в моём понимании - всё сводится к реализации возможностей. Такая практика действовала и в процессе эволюции живого. Можно себе представить, как в познавательном мультсериале для любознательных мальчишек и девчонок какие-то пресмыкающиеся и птицы обсуждают появление на планете млекопитающих. "Это ж надо - если у нас вылупившимся из яиц малышам нелегко избежать смертельных опасностей со всех сторон, и защитить их некому", - жалуется черепаха, и ей вторят змеи, и поддакивают рыбы, а птицы тоже вздыхают: "Для наших птенчиков трудишься устраивая гнёздышко, а вылупились - добывай корм отовсюду и приноси им - из клюва в клюв - легкое ли дело? А этим млекопитающим как повезло - детёныш с рождения при них, и накормят во-время, и - попутно подучат тому, что в жизни пригодится…"

И, конечно, после такого мультфильма с включением документальных кадров упомянутых представителей фауны, показывается уникальное существо - несущее яйца млекопитающее - утконос. Если Монтень приводит сведенья об удивительных способностях разных животных, то наверное мне позволительно сделать выписку об этом зверьке из "Жизни животных". "Каждый год утконос впадает в кратковременную зимнюю спячку (в районе Австралии зимы не такие продолжительные, как в северных краях, где медведь надолго засыпает в берлоге), после которой у него наступает период размножения. Самцы и самки встречаются в воде. Самец хватает клювом хвост самки, и некоторое время оба зверька плавают по кругу, после чего происходит спаривание. Когда самке приходит время нести яйца, она вырывает специальную нору. Сперва роет в склоне берега галерею длиной от 4,5 до 6 метров, на глубине примерно 40 см. под поверхностью почвы. В конце этой галереи самка вырывает гнездовую камеру... Гнездо она строит из водяных растений, веточек ивы или листьев эвкалипта. Слишком твёрдый материал будущая мать тщательно измельчает. Затем она забивает вход в коридор одной или несколькими земляными пробками, пробки делает с помощью хвоста, который использует, как каменщик лопатку... Закончив эту кропотливую и сложную работу, самка откладывает яйца... Млечные железы утконоса без соска и открываются наружу простыми расширенными порами. Из них молоко стекает по шерсти матери, и его слизывают детеныши... Эти детеныши, которые питаются только молоком, имеют зубы; по мере роста животного молочные зубы исчезают и сменяются простыми роговыми пластинками... Лишь через 4 месяца молодые утконосы выходят в свою первую краткую экскурсию в воду, где начинают неумело искать пищу... Утконосы хорошо приручаются и доживают в неволе до десятилетнего возраста. Утконос мало требователен к составу воды, в которой ищет пищу. Он переносит как холодные и чистые воды горных потоков австралийских Голубых гор, так и нетеплые и мутные воды рек и озёр Квинсленда".

Вопрос к эволюционистам - каким образом этот уникальный зверёк дошёл, как говорится, до жизни такой; или к креационистам - изначала было предусмотрено, какой у самки хвост - за который цепляется самец в зачине любовной игры, и которым сооружается столь удобное и защищенное убежище для продолжения рода? Реализация возможностей - мой неизменный ответ. С уточнением - таковое в результате просто бесконечного, хотя бы многие тысячелетия перебора проб и ошибок - настолько маловероятно, что подсказки Окина напрашиваются сами собой. Речь идёт прежде всего о возникновении тех или иных возможностей в живом организме - в физиологии, а у высших животных, и безусловно уже качественно иначе - в психике у гомо, с геометрически прогрессивно возрастающим у гомо сапиенс - в отдельных индивидах.

Но у гомо сапиенс роль индивида уже всё более выпирала из рамок строжайшего дочеловеческого - смысл жизни, моей - в служении моим сородичам для абсолютного приоритета - продолжения рода; своя жизнь приобрела определённую самоценность. И реализация своих возможностей нередко выходила на первый план, нередко, но далеко не у каждого - подчиненного и генетически усредненному, и "третьеспирально" традиционно закрепленному. Но, если взять исторический период полиэтничного бытия гомо сапиенс, то, в отличие от животных или даже первобытных людей, когда каждый новорожденный обладал примерно равными стартовыми возможностями в данной популяции, "исторический" человек - назовём его условно так - уже включался в, можно сказать, дифференциацию по нескольким определяющим. В сложившейся социальной структуре дети правителя или придворного получали значительное преимущество против родившихся у рабыни или простолюдина. Но это не главное, верней, далеко не только это влияло на то, в какой роли сыграет тот или другой человек свою судьбу. И, опять же, в отличие от "братьев меньших" разброс индивидов по характерам, особенно способностям, присущим, уже только гомо - на порядок или на несколько порядков выше, чем у всего дочеловеческого.

"Ранней ягоде" в разделе, в котором рассматривается феномен близнецов, характерна запись родителей четырех сестер-близняшек, каждая из которых с раннего детства исполняла свою роль в этой группе: заводилы, просительницы, клоуна, послушницы. Библейские истории Авеля и Каина, Иосифа и его братьев; легенды многих народов также подтверждают такие различия при, казалось бы, сходной генетической основе. Или в очень многодетных семьях гениями оказывались композитор Франц Шуберт или химик Дмитрий Менделеев, такого рода примеров сколько угодно. Родные братья были у Пушкина, у Льва Толстого, у Чехова, у Пастернака - может, не совсем уж заурядные, но... Подобный разброс - пусть не как творящих замечательное в сфере культуры, науки, религиозных течений - прослеживается в династиях монархов, семьях, в которых кто-то из родных становится безжалостным преступником, притом не вследствие вынужденных обстоятельств.

- и Ему ли не побороть Дьявола и его приспешников? - если целью направляемой из Окина эволюции живого - желательное существование, сосуществование сотен тысяч видов флоры и фауны при безусловном табу на внутривидовое самоистребление, - как же случилось, что для вида гомо - "всё позволено", ну не для всех и каждого, и даже не для большинства почти подавляющего, но для злодеев, совершенно безнравственных - негодяев по сути, хотя и не подпадающих под статьи карающих законов - писаных и неписаных? Ну, полушутя можно предположить, что избавить животных и человека от инфекционных болезней легко было бы пресечением в корне возникновение болезнетворных микроорганизмов, но наверное предпочтительнее было образование иммунной системы - со всеми сопутствующими "за" и "против"...

несовершенное Дьявола - доказала свою жизнеспособность и при возникающих непредвиденных издержках цивилизации? Моя монадология предполагает, что при образовании любых сигмонад, при объединении составляющих монад и их непременной совместимости со сверхзадачей максимальной устойчивости во времени и пространстве, можно добавить - в соответствующих условиях - от атома до народов - неизвестно, то есть, может быть, на гипотетически-теоретическом уровне проецирования будущего в Окине, но вообще-то неведомо - какие свойства и возможности у образовавшейся сигмонады, и даже в простейших случаях, скажем, синтеза молекул из атомов - учёные лишь иногда угадывают - что получится, так же, как и сплавы металлов или разновидности стёкол - о чем подробней в "Ранней ягоде".

С этих общих позиций можно перейти к разбору ролей монад-индивидов в тех жизненных играх, в которые вовлечено человечество - верней каждый из нас по-своему. И неспроста "выигрыш" - в русском языке однокорневое, скорее производное от "игра" - явная цель последней. Но разве не жизнь, моя жизнь - главный выигрыш - человек усвоил это, может подсознательно, как осознанно смертный, куда глубже, нежели "братья меньшие", для которых генетически своя жизнь главным образом залог сверхзадачи - продолжения рода. Но к этому выигрышу прилагаются, как в новейшем нашем лексиконе и бизнес практике - дополнительные бонусы. Такие, что удовлетворяют плоть, явные и сокровенные желания, стремления - властолюбие, тщеславие, чадолюбие, духовную жажду познать и открыть для себя и для всех то, на что ты способен. А получится ли исполнение заветного - зависит от тебя самого, но - не только: благословение свыше как поощрение за угождение ему исполнением узаконенного ритуала; стечение благоприятных обстоятельств. И при всём том нужно поставить что-то на кон, чем-то пожертвовать.

Жертвовать ради выигрыша, вожделенного для меня - но чем? Вот тут-то такое безграничное... От "Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон..." до "... и меж детей ничтожных мира.." - за ломберным столом тот же Поэт в азарте делает ставку "ва банк!? и проигрывает главу "Онегина". Нет, глава эта проиграна условной ценой, которую заплатил книгоиздатель Смирдин, а вот когда на кону честь, достоинство, "жажда мести", то проигрывается жизнь безвозвратно... И сказанное вроде бы мимоходом и в ином контексте "... для звуков жизни не щадить..." - о главном в жизненной игре Поэта. И любовь, пожалуй, вернее - страсть - не с сугубо эротической подоплёкой, а по Далю ".... от "страдать" - муки, мученье, душевная скорбь, тоска..." - сверх отмеренного для нормальных гомо, нарушение умеренного исполнения "рабыне Божьей", "окиннопослушной" - как "отмщенье" неизбежно привело Анну Каренину к "Аз воздам".

решающей роли вроде бы незначительной первой - на возможности, действия, судьбу грандиозной по сравнению с ней второй, сигмонады. Об этом шла речь в "Ранней ягоде" на примерах атомов, сплавов, полупроводников, эта же тема - роль личности в истории, но пока развернём обозначенное по-иному. Негласный девиз эволюции гомо в направлении "сапиенс" - минимумом усилий и средств достигать максимальных результатов в свою пользу. Бросить в землю зерно и получить урожай сам-шесть. Приручить кошку, чтобы оберегала собранное от прожорливых мышей. Запустить стрелу из лука - и меткий охотник с добычей. И поклажа на повозке, что на колёсах - не то, что на себе или так по дороге тащить. Огниво и трут - и огонёк в любой момент к твоим услугам. В нашей книге "Почему мы так одеты" прослежены этапы совершенствования, модернизации всего комплекса текстильного производства, и сегодня не такая уж большая армия работников этой отрасли производит с избытком удобную и разнообразную одежду для всех жителей планеты.