Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Сомнения, скептицизм

Сомнения, скептицизм

Но привилегию - свои суждения о том, что есть и что должно быть, возводить на пьедестал истины присваивают себе иные из тех, кого метафорически именуют властителями дум - ("Властитель наших дум" - Пушкин о Байроне), независимо от того, являются ли таковыми в самом деле. Правда, подобные поучающие находятся и среди тех, кто отнюдь не блещет умом и талантами, но вирус собственного превосходства и понимания - опять же - что есть и что должно быть - видимо, проникает в иные головы. И некоторые античные мыслители, о которых говорит Монтень, в этом плане - характерны. Так же, как в наше время некоторые учёные, которых я упоминал, с их категорическим "не может быть!". Равным образом категорически отвергалось всё, что не соответствует, не вписывается в соображения, мнения, суждения такого пошиба господ. Опять же психологически - рассуждал я об этом - такая заскорузлость мышления объясняется подсознательным нежеланием активно сопротивляться, может быть, убедительными аргументами - покушениям на душевный комфорт, на достигнутое самоутверждением - действительными или мнимыми заслугами, - попыткам извне поколебать сам фундамент убеждений, веры, традиций, прочно сформировавшегося и застывшего в душе.

Человек с таким психологическим стержнем может предстать глубоко верующим или религиозным фанатиком, тираном или членом уголовной банды, политиком или литератором, народным трибуном или философом. Но опыт поколений, расширение познания мира показывали, что в чём-то может ошибаться, заблуждаться, может, редко признаваясь в этом сам - правитель, жрец, знахарь - тот, кому доверяли как владеющему истиной и успешно применяющему это своё знание и умение. И такое уже человечески эволюционно породило иной тип аналитического мышления. "Неведенье, которое сознаёт себя, судит и обсуждает себя, уже не есть полное неведенье; чтобы быть таковым, оно не должно сознавать себя. Поэтому высший принцип пирронистов - это всегда колебаться, сомневаться, искать, ни в чём не быть уверенным и ни за что не ручаться".

"Пиррониты - последователи Пиррона из Элиды - (из энциклопедии вкратце: он жил около 365-275 до Р. Х., этот греческий философ, основатель скептицизма Пиррон в качестве живописца сопровождал Анаксарха, спутника Александра Македонского, во время похода в Азию". Прервёмся здесь и дадим волю размышлениям и фантазии по этому поводу. Выходит, Александр был не только завоевателем чужих земель, как позднее орды варваров, но он или его окружение, как и живший за век до того их соотечественник Геродот, понимали ценность познания жизни других народов и важности передачи такой информации любознательным согражданам, в том числе, как на примере Пиррона - единичном ли - запечатленных в зрительных образах. Продолжим цитировать энциклопедию: "По возвращении из похода сограждане Пиррона выбрали его в жрецы". Видимо, как человека рассудительного и познавшего то, что неведомо простым обывателям - впрочем, с моей стороны это не более, чем такое предположение.

"Пиррон возвел сомнение в принцип, доказывал полную относительность всякого знания, условность всех восприятий и воззрений, не исключая и этических, проповедовал необходимость воздержания от любых суждений". Тут с большей уверенностью полагаю, что на такой сдвиг мировоззрения существенно повлияло знакомство с тем, с чем сталкивался в походах - то, что дома представлялось единственно возможным, понятным, правильным - у других народов оказывалось совсем не таким, и ещё неизвестно на чьей стороне больше мудрости, справедливости, счастья; может мне так хочется идеализировать этого Пиррона, от которого даже не осталось никаких авторских сочинений, но ведь и двадцать с лишним веков спустя граждане другой державы, может быть, исключая некоторым образом обитателей Восточной Азии или, может, Африки, Латинской Америки, уверенно полагают, что их религия, национальная идея, демократия, образ жизни - образец для всех народов планеты, и туристическое знакомство с иным укладом жизни не поколеблет эту уверенность, как элемент самоутверждения - затаенная убежденность в собственном превосходстве по тем или иным параметрам - явным или предполагаемым самим индивидом.

направления можно считать Секста Эмпирика. Словарь иностранных слов, изданный в 1877 году, гласит "Эмпирики - философы или врачи, опирающиеся только на опытъ (ять на конце слова)". Между прочим, этот Секст был врачом. В современном словаре пространней и обстоятельней: "Эмпиризм - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания, умаляя значение логического анализа и теоретических обобщений. Эмпиризм противостоит рационализму". Как видим, за века своего существования и развития философия, подобно литературе, искусству, наукам - физике или математике - превратилась в весьма разветвленную сферу познания, многогранную, как и широчайший спектр человеческого мышления; и скептицизм, не вырождающийся "а я не могу в это поверить..." или "не может быть" - весьма действенен при критическом подходе к самым различным вещам - будь то обаятельная личность при знакомстве, многообещающий политик, сенсационное сообщение о чём-то из ряда вон выходящем или даже доказательство трудноразрешимой математической головоломки.

Секст Эмпирик жил через несколько веков после Пиррона, во втором веке уже нашей эры. "Собрал и систематизировал высказывания древнегреческих скептиков от Пиррона до Энесидема, один из первых историков логики". То есть налицо систематический, можно сказать, научный подход к предмету рассмотрения и выявлению своей философской концепции. Одно из дошедших до нас сочинений Секста Эмпирика - "Пирроновские основоположения", а другое - "Против математиков" - не правда ли, такое заглавие озадачивает, но под математиками автор в его время подразумевается вообще учёное сословие, и по энциклопедическому определению "содержит обзор и критику всех наук с точки зрения скептицизма". Секст Эмпирик делит возможных своих оппонентов или союзников на три категории. Первая - "математики" - учёные мужи, утверждающие, что они дошли до такой истины, которая не подлежит опровержению, как нынче говорят - по определению. Вторая группа - "академики" - эти допускают возможность дискуссий с ними и даже признания весомости аргументов с другой стороны. Наконец, третьи - скептики, для которых сомнительно любое утверждение, не знаю - от себя - как они насчёт таблицы умножения или смены дня и ночи.

"В обыденной жизни пирронисты ведут себя, как все люди. Они подчиняются естественным склонностям и влечениям, голосу страстей, велениям законов и обычаев, требованиям житейской деятельности. Они руководствуются этими вещами в своём практическом поведении, не рассуждая о них, не критикуя их. Но я никак не могу согласовать с этим то, что рассказывают о Пирроне. Его изображают человеком тяжеловесным и упрямым, жившим нелюдимо и необщительно, легко переносящим все неудобства, любившем всё дикое и сумрачное, отказывающимся повиноваться законам..." Как ни странно - эта характеристика, если она верна, лишь увеличивает мою симпатию к этому человеку. Можно себе представить, каково ему было общаться с невежественными, но уверенными в том, что каждый должен в жизни руководствоваться привычным для них; и неприхотливость в быту также говорит в его пользу. То же и о законопослушности - для него, повидавшего земли, где народ неплохо живёт и совсем по другим законам.

Монтень. "Такая прямая и непреклонная манера суждения, принимающая всё без утверждения и применения, приводила пирронистов к атараксии, то есть спокойному и размеренному образу жизни, свободному от волнений, проистекающих от нашего мнения о вещах и воображаемому знанию их. Это предполагаемое знание вещей порождает страх, жадность, зависть, необузданные желания, честолюбие, надменность, суеверия, страсть к новизне, возмущение, неповиновение, упрямство и большинство физических зол. Придерживаясь своего учения, пирронисты были свободны от нетерпимости и довольно вяло спорили со своими противниками". В тексте Монтеня слово "атараксия" - всё-таки нуждается в расшифровке по словарю иностранных слово "Атараксия - понятие древнегреческой этики, развитое представителями стоицизма и скептицизма, - невозмутимость, полное спокойствие духа, к которому должна стремиться мудрая безмятежность как высшая ценность". Нечто подобное, доведенное до крайности, в понятии "нирвана (санскритское - "угасание", "недуновение") в буддизме и джайнизме высшее состояние блаженства, характеризующееся отсутствием желаний, совершенной удовлетворенностью и самодостаточностью, абсолютной отрешенностью от внешнего мира. Нирвана является основной целью человеческих стремлений, поскольку несет душе освобождение от бесконечной и мучительной череды рождений и смертей".

"лирическое отступление". Может быть, повторюсь; потенциального читателя если не раздражают, то представляются чрезмерными цитаты из энциклопедий, справочников. Ну, во-первых, к академическому изданию Монтеня, так же как к другим изданиям такого рода, скажем, Пушкина, даются необходимые комментарии, которые существенно помогают в понимании некоторых встречающихся в тексте терминов, цитат на иностранном языке; сведений о не совсем знакомых личностях, исторических событиях, деталях жизни минувших эпох; также способствуют лучшей доходчивости произведения, требующего или заслуживающего таких комментариев, А, во-вторых, отыскивая в энциклопедиях и справочниках то, что проясняет и для меня смысл и привязку прочитанного к воззрениям и окружениям автора этого текста, подумывал, - не только мне самому нелишне такое дополнение.

В капитальной, как отмечалось, "Апологии Раймунда Сабундского", сердцевине "Опытов", Монтень надолго забывает - кому посвящается эта апология, и не совсем понятно - чем привлёк Монтеня этот заурядный испанский богослов. Разумеется, моё отношение к Монтеню иное - и я при встрече с ним склоняюсь в почтительном поклоне и прошу разрешения, кроме того, чтобы выразить восхищение непревзойдённому подвигу мыслителя, сочетающего глубокие познания, скромность, искренность и живой, непринужденный стиль изложения с тем, что он был сыном своей эпохи, - и поведать - как его виденье человеческих миров преломляется сквозь призму четырех минувших веков в сознании одного из обычных представителей двадцатого века - через ряд поколений, в том числе творческих, активных натур, по-разному, но весьма разительно изменивших очень многое на поверхности планеты и во всех сторонах жизни и мышления сотен миллионов людей, хотя ещё сотни миллионов, может быть, большая часть землян в сущности мало переменилась за столетия, прошедшие с эпохи Монтеня.