Филановский Г. Ю.: Апология Мишеля Монтеня.
Своё и чужое

Своё и чужое

При всех частных этнических представлениях о категориях добра и зла - мошенник, трус, негодяй, или напротив - человек добрый, милосердный, справедливый - в общественном мнении получают соответствующую оценку. Правда, когда власть имущий без разбора как угодно карает "чужих" - такое может приниматься как должное - опять-таки психологический атавизм, восходящий чуть ли не к отдельным видам насекомых, когда представитель иного вида - уже чужой и не исключено - враждебный, хотя - и такая форма паразитизма имеет место в природе -умело маскирующийся под "своего", как, между прочим, онкологические клетки, внедряющиеся в живой организм. Но зло, как и болезнь для нас по-настоящему "достаёт", когда хватает меня за горло, явственно напоминает о себе недомоганием, болями, предчувствием фатального исхода, и присущее только роду человеческому сочувствие - объяснимая особо антитеза сугубо животному: "я жив, и значит - жизнь продолжается" - после гибели сородичей и даже собственных детей. Однако инстинктивное отстранение от случившихся бед - отчасти по приведенному животному естественному принципу - как правило, срабатывает, особенно при отдаленности пространственной или временной.

Но, полагаю, не моральные проблемы формировались в первую очередь в человеческом "третьеспиральном", а то, что человек начал постигать, понимать как причинно-следственную и другие формы взаимосвязи монад, сигмонад - объектов на его пути и наблюдаемых им явлений. Как получается огонь; и финики - плоды только финиковой пальмы; и через каждый лунный месяц наступает полнолунье; и оторванные от волчьего логова волчата, выкормленные человеком, делаются ручными; и произнесенное слово обозначает определённую вещь или действие. Не каждый из племени или родственной группы племен мог обратить внимание на описанное выше и многое ещё - не у всякого, как говорится, хватало ума, и с веками разброс наших далеких предков - в ходе уже человеческой эволюции, делался всё разительнее. Понятно - физические данные, агрессивность, оптимальная реакция на возникающие ситуации - то, что выдвигало у "братьев меньших" в вожаки стаи, стада - постепенно уступали эту роль - тем, с кого лепились в мифах образы героев - кроме силача Геракла, правда, додумался и как очистить Авгиевы конюшни; небожителей, научивших людей ремеслам, приёмам искусств, элементам математики, астрономии, начатки физики. Разумеется, и в последующих поколениях личности, которые могли представить по-своему своё виденье действительности - должны были вызывать заслуженное уважение, пользоваться безусловным авторитетом.

фиксирующим фактором этнических особенностей, становится "третья спираль". Совершим беглое мысленное путешествие по древнему, более или менее цивилизованному миру - двадцать-тридцать веков назад. В Древнем Египте уже много веков зверообразный пантеон богов с их специализацией, велика роль религии в государственном устройстве, и памятники искусства - скульптуры, фрески в пирамидах, мифология, её мистическая сторона, зарождение точных наук - доносят до нас своеобразие этой, одной из древнейших цивилизаций. Если бы я записался в ряды современных теологов, признавая приоритет Бога в сотворении и всего сущего, и человека, человечества в соответствии с недостижимой - нами - мудростью Творца, признавая однако, в отличие от вовсе ортодоксальных креационистов, роль Бога не как неутомимого гончара, что поочередно лепит из созданной им же материи-глины - и звёзды, и наше Солнце, и Землю, и разжижая - воду, океаны, и - финиковую пальму, черепаху, льва, верблюда, наконец, человека, - но одаряющего изначала такую, будем говорить, праглину - воплощаться во всевозможное сущее, как и человеку, вкусившему от древа познания - не только добра и зла - вот в этом, как по мне, человечество как следует не разобралось и доныне. Если обойтись без риторического "мы", имея в виду себя, получив эти сведенья от учёных, я наверняка не дознаюсь до конца жизни - откуда взялся или как родился монадно-творческий принцип, в соответствии с которым образуется, существует и развивается всё сущее, - пусть породившее этот универсальный "первотолчок" по Ньютону, - именуется Богом - что я могу возразить?

"само собой" - разброс в отклонениях от среднего у особей по мере возвышения по лестнице эволюции, в том числе чрезвычайно важный для развития человечества - как воплощаемых в индивидах, так и по "третьеспиральному" способствующий возникновению на планете столь неодинаковых этнических образований, наций, народов. В мысленных путешествиях по планете за два или два с лишним десятков веков тому назад - ах, если бы я знал историю хотя бы на уровне выпускника исторического факультета достаточно солидного университета - но пройдёмся по сохранившемуся, к счастью, в "третьеспиральном" - не только полувиртуально, по близкому мне и относительно понятному всем - поэзии: того же Древнего Египта, и очень отличающейся от неё, и лирической - древнекитайской; в библейских образах - метафорах "Песни песней"; в античности, начиная с Гомера; в индийских эпосах. Неужели всё это, по крайней мере, на Западе, изощрённо нивелируется в новейшее время - но не будем уходить далеко в сторону. Может быть, не совсем корректно сравнение формирующейся нации с, так сказать, коллективным ребёнком. Его сигмонадные предпосылки так или иначе, как ребенок со своим характером и способностями, по-своему воспринимает и принимает душой - из традиционного воспитания и того, что особенно привлекает в окружающем мире, для него доступном, и отдельные монады-личности, входящие в сигмонаду - этнически родственную - резонируют со всеми прочими составляющими, в результате чего эта общность включает в своё "третьеспиральное" созвучное его - не удержусь "душе улья".

И опять очень короткое "лирическое отступление". И в этих своих писаниях могу уподобить себя старшекласснику, который в школе узнав немало нового и интересного, придя домой, делится этим с любознательным младшим братом или сестрёнкой, своими словами, для них, честно говоря, "открывая Америку". Наверное, столь же наивны и эти страницы как "Апология Мишеля Монтеня", но раз я взялся и за этот свой гуж, подтягивая им и сюда уже ранее высказываемые соображения насчёт мироустройства и прочего, то всё-таки пора обратиться непосредственно к Монтеню, хотя он сам в пространной "Апологии Раймунда Сабундского" не так часто его вспоминает. Нельзя не заметить, что Монтень не то, что злоупотребляет, но нередко приводит как уместные и выразительные в контексте его рассуждений цитаты из античных авторов, и, наверное, не случайно.

Как мне представляется, Эллада предвосхитила своего рода федерализм, то есть в пределах одного этноса областные, городские различия в оттенках религии (характерный пример в современной Индии - более чем оттенках), местных обычаях и обрядах, даже общественных отношениях. Можно в этом плане вспомнить Македонию, Спарту, Афины, да и совсем небольшой островок Самос, о котором подробней в "Ранней ягоде". И - свободомыслие без границ, хотя пример Сократа и не только его как мыслителя тоже показателен - инакомыслие не поощряется властями предержащими - тех, что с их точки зрения наносит ущерб их влиянию; таковое ощущал и Монтень, несколько осторожничая в своих "Опытах" и рецидивы ущемления, если не свободы слова, то свободы печати, распространения нежелательной по разным причинам - информации, невыгодной для дежурного начальства - наблюдаются и в государствах, кичащихся демократией. И всё же в дошедших до нас философских построениях античных авторов представляемая картина мироздания похлеще, чем в иных ярких и отчасти ирреальных сновидениях, в которых, впрочем, представление на почве явной и неявной действительности, и дикие - уже с современной точки зрения заблуждения перемежаются с гениальными откровениями, прозрениями.

но меньше говорилось об обратной связи - влиянии сигмонады также на проявление её, монады, возможностей, свойств, на направления для неё судьбоносные. Опять же - если для убедительной аналогии - поведение элементарных частиц после сформированной структуры атома - в этой структуре; в пчелином улье - особи - матки и её обслуживающих, в коллективе того или другого класса школы. Даже в последнем примере ученик в большей или меньшей мере подстраивается под чем-то своеобразную "душу улья", и, вспоминая свое прошлое - пребывал в 13 учебных коллективах - школьных и институтских и 7 - производственных, заводских; также - в проектном институте; в техникуме как преподаватель; на киностудии, как внештатный сценарист; в редакциях журнала, газеты, - везде была своя общепсихологическая атмосфера, в которой мне было или вполне комфортно, или чувствовал свою несовместимость.

Нет, не все мыслители античности были сугубыми скептиками, но они всё же, как я думаю, осознали, что жизнерадостные, порой склочные, любвеобильные, чрезмерно могущественные и столь родные по духу олимпийские небожители - как ни крути - ну не те ребята, что взаправду управляют невесть откуда взявшимся мирозданием, разве что иногда заигрывают с полюбившимися им простыми смертными. Эта свобода мышления предопределила и ту замечательную раскованность античных произведений литературы, искусства, философии, науки, что в других культурах не могла так проявляться, находясь в плену нерушимых традиций. Не только у Пифагора, Сократа, Аристотеля, но и у других мыслителей той эпохи, в определенные периоды, мягко говоря, не складывались отношения с правителями, но при том они имели мужество оставаться самим собой. Попробую объяснить, как я это понимаю. Быть самим собой - всей душой прочувствовать, что ты уже выиграл главное - свою жизнь, и в этой жизни незачем, что называется, ломать комедию - но в любой ситуации не подыгрывать никому и ничему - достаточно ли ясно я выразил эту свою мысль?

и ночи или таблица умножения; но метаморфозы человеческих взаимоотношений таятся как, скажем, солёность в солёных огурцах, купленных мной сегодня на рынке - последних у торговки - в конце июня абсолютное большинство покупателей, в отличие от меня, предпочитают огурцы свежие или малосольные, - так вот эти причины и следствия, характер людских поступков и страстей - в мифах, эпосах, "священных книгах", но в отраженном эстетически - также в скульптуре, живописи, даже музыке - так из "третьеспирального" познаём мы мир человеческий.

Вышесказанное в оправдание последующих разноплановых примеров, долженствующих прояснить - что я понимаю, под "быть самим собой". Недавно в одной из телепередач, посвященных замечательному артисту Олегу Табакову, который родился в год, когда я пошёл в первый класс. Как артиста я видел его только в некоторых кинофильмах - но в таких разных ролях и настолько убедительно. Артиста спрашивает интервьюер: откуда у вас возникает тот или иной образ - повторяю - ну совершенно разные люди, и неожиданный ответ: "из себя". Так же - как Пушкин - завтра, кстати, отмечается трёхсотлетие Полтавской битвы - в своей "Полтаве" - и Петром, и Карлом ХII, и Мазепой, и Кочубеем. И Лев Толстой - Карениным, и Вронским, и даже Анной - как Флобер, ошеломивший признанием: "Эмма Бовари - это я". И, должно быть, Достоевский, ещё в столь ценимых не только мной превыше остального им сочиненного - "Записках из мертвого дома"- старался доискаться сущности его, можно сказать, сокаторжников, истинных мотивов их поступков, - с последующей нравственной или безнравственной оценкой содеянного; и каждый из столь различных братьев Карамазовых - какая-то потайная глубь души автора.