Наши партнеры

ДАНТЕ. ДАНТЕ - ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ

ДАНТЕ - ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТ

Повсюду нам приходится достигать совершенства путем страдания.

Карлейль

Божественная Комедия - три среза бытия: личная драма поэта, человеческая история и структура мироздания. Еще - три мира: ад жизни, чистилище внутренней борьбы и рай веры, питающий надежды творца. Еще: исторический экскурс в прошлое и будущее, разные горизонты мировой истории. Еще: органическое единство внутреннего и внешнего, субъективного и общественного, духовного и житейского.

Слово "органическое" здесь хочется употребить едва ли не в буквальном смысле: текст поэмы можно представить ее плотью, события - душой, а смысл - духом, и все это живет, развивается, осуществляя видимую только автору цель.

Согласно Элиоту, "Ад" - поэзия страдания, "Чистилище" - очищения, "Рай" - блаженства, а вся Комедия - градация глубины и силы человеческих эмоций. Еще: Ад, Чистилище, Рай - визуализация ступеней божественной справедливости и божественного возмездия за грехи. Еще: Ад, Чистилище, Рай - иерархия дискретных человеческих ценностей: приобретение высшей одновременно означает отказ от низшей.

"Ад" не выше "Чистилища" и "Рая", но ближе к земле, человечнее, реальнее, рельефнее, понятнее чистой фантазии двух других кантик. Отдав в первых двух частях дань политическим предрассудкам, партийной ненависти и прочему "флорентийскому злопамятству", Данте отрывается в песнях "Рая" от земли и "устремляется в чистую духовность".

Отдельное государство, отдельная нация не задерживают надолго его внимания. Его мысль обнимает вселенную.

Чтобы усилить различия, при переходе из одного в другой круг Ада или из Ада в Чистилище и оттуда в Рай, поэт меняет проводников, атмосферу, пейзаж, цвета, освещение, температуру, накал чувств, напряжение мысли, художественные приемы, сам характер поэзии.

Главный герой Данте - человеческая душа. Впрочем, все гениальные сочинения - истории душ их творцов. Данте не бесстрастный хронист или "номинатор" - он человек, страстно отстаивающий свои идеалы. Он нигде и никогда не говорит об обществе, строе, социальных отношениях - только о человеке, только о его слабостях и добродетелях.

Об этом мало известно, но Данте является еще и отцом философской антропологии, одним из создателей философии жизни, утвердившей достоинства личности и суверенитет человека. Вот главная идея этой философии в формулировке центрального человека мира:

Какая победа достигнута человечеством тем, что один человек гордо сказал: "Нет, злу я не покорюсь!"

Первейшее человеческое качество - благородство души и тела, "совершенство собственной природы". Не род делает человека благородным, но человек облагораживает род. Все люди - единый род, ибо у них одна мать - природа, и один отец - Адам. А поскольку "родителем"

Адама был сам Господь, люди не могут быть низкого происхождения. Достойный разумом и делами человек равен ангелам, вне разумных и достойных дел нет человеческого бытия. В противном случае человек умирает, и остается животное.

Дантовская концепция человека полностью вписывается в христианскую традицию:

Из всех существ один человек занимает промежуточное положение между тленным и нетленным; вот почему философы правильно уподобляют его горизонту, который есть середина между двумя полусферами.

Разделяя христианскую концепцию предопределенности человека к двум целям - земной и небесной, Данте делает акцент на суверенитете личности и ее важности для реализации Божьих замыслов: человек обязан употребить всю свою сущность во исполнение замысла творения, то есть максимально самореализоваться - мысль, новая для Средневековья.

Помещая себя в Раи, Данте очеловечивает его, расширяет сферу человеческого до божественного, приближает небеса к земле. Благородный, любящий, пытливый дух завоевывает в Божественной Комедии право на небо. Единственный путь к Богу - человек! Таков один из смыслов священной поэмы.

Средневековая философия жизни связывала сущность человека с землей и небом. С небом человека связывала религия, определяющая цель жизни, счастье, достоинство, причастность к Богу. С землей - жизнь, плоть, хлеб, труд, общение, продолжение рода. Искупление первородного греха и загробное блаженство, с одной стороны, равенство людей перед Богом и вечностью, с другой, - в этом состоял христианский гуманизм, разделяемый Данте.

Являясь певцом Человека и человеческого достоинства, Данте рассматривал категорию "humanitas" с чисто теологических позиций и учитывал все аспекты теологического подхода:

- религиозный (человек - творение Бога);

- этический (человек - устремление к добру и свободе);

- эстетический (человек - часть гармонии мира);

- творческий (человек - суверенный творец);

- природный (человек - природен, плоть не постыдна).

В философии жизни и человека Данте наследует св. Фоме: "человек есть не только душа, но нечто, составленное из души и тела". Человек - единство индивидуальной души и индивидуального тела, тело - вовсе не оковы для души (как считал Бл. Августин), а основа индивидуальности человека.

Человек для Данте - "божественное животное", самое чудесное деяние божественной мудрости, душа - "благороднейшая из форм, порожденных небесами". Данте часто повторял слова Евангелия о человеке, что "не ниже ангелов". Но из того же источника - с такой же естественностью христианского плюрализма! - он извлекает и человека-червя, ничтожную пылинку божественного бытия: "Вам невдомек, что только черви мы..."

Человек - это бесконечный континуум, пролегающий между Богом и червем, Творцом и творением - длинная цепь опосредствовании и воплощений. Вещество - несовершенный материал для воплощения замысла. Но материя - разнокачественна. Св. Фома на небе человеческой мудрости произносит речь о чистой материи, из которой сотворены Адам и Христос. Они мудры вне всяких сравнений. Затем следует Соломон, возжаждавший разума, дабы судить и управлять. Богу импонирует эта просьба - потому Соломон мудрейший меж философов и царей. Идея союза власти и мудрости - краеугольная в философии жизни и знания Данте. Мудрость выше власти над душой, суетности знания и самонадеянности разума. Познание умножает скорбь еще и в том смысле, что логика выхолащивает многообразие жизни. Данте - враг рассудочности: его Парменид и Мелисс - плоские рационалисты, ставящие логику выше жизни и человека. Он осуждает и гордыню знания: "Никто не думай, что он столь велик, чтобы судить".

Как Данте совмещал Августинову свободу воли и всеведение Бога? Как совместимы наказание и грех, если последний предопределен? Ответы - в русле экзистенциального подхода: есть божественное и есть человеческое; человеку дана свобода как ответственность, акты свободной воли каждого подлежат моральной оценке и небесному суду; божественное и человеческое - неотделимы; предопределенность относительна; поступки человека - его отношение к Небу, и ему за них отвечать. В противном случае нет места раю и аду...

В Комедии реализуется единство человека с собственной судьбой.

Данте в своей "Комедии"... слил в единое целое конечную судьбу с земным единством человеческой фигуры (Gestalteinheit)... из самого его замысла возникла возможность и обязательство полностью воспроизвести земную действительность, достичь завершенного художественного реализма.

Божественная Комедия - это внутренний мир, подсознание человека с его Адом, Чистилищем и Раем (в почти фрейдовском понимании), с его хаосом страстей и гармонией взмывающего к небу духа, с черным пламенем вожделений и их преодолением христианской моралью.

Человек мыслительного склада, Данте много и плодотворно размышлял о философии человека и создал миф собственной жизни, вошедший в Книгу.

Гуманизм Данте - в христианском утверждении личности человека, его долга и ответственности, его свободы и обязательств. Трагизм этого гуманизма - в неосуществимости идеала в реальном мире.

Данте стал гражданином вселенной и гражданином веков именно потому, что, будучи более всех итальянцев XIV века итальянцем и человеком XIV века, он воплотил в себе и сделал вечным тип человека всех времен и народов, Человека.

Если хотите, Божественная Комедия - драма Человека, разговор Человека с собой, самоанализ, самопознание, самопостижение Человека.

о жизни современной несчастных смертных". О нем, о его портрете Карлейль пишет: "Это самое грустное лицо, какое только когда-либо было срисовано с живого человека; в полном смысле трагическое, трогающее сердце лицо". В его глазах - "молчаливое и презрительное страдание" да еще вопрос: "Почему мир таков?" Но при всем том он певец Человека и человечности, величайший выразитель иррациональной компоненты человеческого, не поддающегося анализу и объяснению экзистенциального чувства человеческой тревоги, внутренней печали, абсурда человеческого бытия.

Экзистенциальность Данте - не только в яркой индивидуальности его творчества или в трагическом мироощущении, но в осознании ответственности личности за все происходящее в мире - не прометеевский синдром, а то, что сам Данте называл "сам себе партия".

Экзистенциальность Данте - в культе собственного "я", в пропускании мира и культуры через собственное сознание, в субъективности, возведенной в принцип и добродетель. В своем творчестве он занят прежде всего собой и своими чувствами - как ранее Августин или Абеляр. К ним троим восходит европейская традиция культа человеческого "я", человеческой рефлексии и исповедальности. Притом

это не проявление эгоцентризма, а выражение христианского отношения к человеку, творение культуры через личный опыт, личную трагедию и личную любовь. Ведь только о нем можно сказать: "Я не знаю в мире любви, равной той, которую питал Данте".

Экзистенциальность Данте - в примате человека духовного над человеком экономическим, человека морального над человеком политическим, человека религиозного над человеком безбожным.

Превысший дар Создателя вселенной,
Его щедроте больше всех сродни
И для него же самый драгоценный, - 
Свобода воли, коей искони
Разумные создания причастны,
Без исключенья все, и лишь они.

Мало произведений знает средневековая литература, где так настойчиво звучал бы голос автора, выносящего свои оценки людям и событиям, где он так много говорил бы о себе, даже когда это на первый взгляд рассказ о других. Можно сказать, что Данте осуществляет опыт самоанализа, продумывая все события своей жизни и проясняя ее смысл с каждым новым этапом пути в потустороннем мире.

Августин исповедален, Данте психологичен. Сделав себя главным героем повествования, он решает целую связку задач: сакрализует личностность, утверждает право на субъективность, демонстрирует экзистенциальность и свободу человека, осуществляет опыт психоанализа.

В "Божественной комедии" центральный персонаж - не абстрактное "я", а Данте со всеми особенностями его личности и событиями прошедшей жизни, причем в первых же песнях "Ада" мы узнаем, что и путешествие, и лица, с которыми встречаются странники, предопределены судьбой Данте и ничьей другой. В то же время "Комедия" представляет собой художественный вымысел, развивающийся по литературным законам. Такое необычное пересечение "поэзии и правды" позволяет Данте выбрать особую авторскую позицию, с которой взору открывается многое, что недоступно обычному наблюдению. Надо учесть, что соединение реальной личной судьбы и литературного сюжета стало возможным благодаря некоторому среднему звену - чувству избранничества. Данте не считает себя обычным человеком: во-первых, он поэт, во-вторых, он пророк в том смысле, в каком ими были ветхозаветные поэты - обличители зла и провидцы; он, наконец, избранник, на которого возложена великая миссия. Какая именно - это и раскрывает поэма. По существу не так уж важно, взял ли он на себя эту миссию произвольно, опирался ли на какой-то визионерский опыт или на философские размышления. Пигмалионовский подвиг художника оправдывает в данном случае любой порядок причин и следствий. Важнее другое: чувство избранничества дает возможность сопоставить личное и всеобщее, уподобить свою судьбу уделу человечества, которое также избрано Богом для высоких целей. Данте реализует эту возможность в полной мере и проходит свой путь по загробным мирам таким образом, что в его странствии мы видим отражение исторического пути человечества в прошлом, настоящем и будущем.

полагает Брюсов, такие совпадения редки, а в основном это герой чисто литературный, вымышленный, сфантазированный - в такой же мере, как Вертер у Гёте или Онегин у Пушкина. Перед нами извечная проблема героя-автора, которая никогда не имеет однозначного решения: сколько авторов - столько решений. Однако, в данном случае, при всем моем уважении к мнению великого поэта, я бы не проводил демаркационной линии между Данте-автором и Данте-героем.

Главное действующее лицо Комедии - человеческое сознание, моральная восприимчивость, соотношение добра и зла в человеческой природе.

Добро на начальных ступенях (или на периферии сферы) solutio (разреженность, рассеяние), потому что начально оно всегда свобода, легкость, оно почти безвидно. Далее же, выше, оно, подобно 9-ти ангельским степеням, устремленно, свободой своей избирает свою необходимость. Высшее в добре, в центре Дантова рая - coagulatio, спаянность, сгущенность, там действует центростремительная сила, которая все, что любовь, что добро, бытие, спаивает в одной точке. Наибольшее coagulatio, бытие в энной степени - высшая красота. Обратно в зле: там на первых ступенях, на периферии - coagulatio (потому что эта сфера подчинена закону центробежному, гонит все вовне) - сгущенные яркие образы; вместо свободы - "прелесть", красота. Далее, глубже убывает сгущенность, рассеивается красота. В центре, из которого центробежная сила гонит все, - ничего, мрак, провал.

Божественная Комедия - развернутое человековедение, психоанализ и психопатология одновременно, кодекс или регистр человеческих страстей и пороков. Главное зло человека - "грех алчности", "корысть слепая", "проклятие богатства". Алчность порождает страсть к наживе, а нажива вселяет в душу ненависть, страх и беспокойство. Богатство - преграда нравственному совершенству.

О жадность! Не способен ни единый

Из тех, кого ты держишь, поглотив,
Поднять зеницы над твоей пучиной!


Гордыня, зависть, алчность - вот в сердцах
Три жгучих искры, что вовек не дремлют.