ДАНТЕ. ДАНТЕ - МОРАЛИСТ И СПАСИТЕЛЬ

ДАНТЕ - МОРАЛИСТ И СПАСИТЕЛЬ

Среди множества иных идей Божественная Комедия содержит христианскую мысль о том, что земная жизнь - краткий миг вечной. Сверхзадача поэта - просветить человечество о последствиях дурной жизни здесь - там. Комедия, помимо всего, книга-предостережение, книга-предупреждение, книга-наставление, популярное изложение христианского учения в понятных художественных образах доступными художественными средствами.

Комедия - вразумление человечества, торжество правды, воздаяние по заслугам, то, что А. Н. Веселовский именовал "судом над лицами и событиями": властью поэга праведники награждаются, злодеи караются, автор очищается от грехов. Стержень книги - категорический императив, торжество этического, примат морали как единственного критерия человеческого достоинства. Сам Данте определил сверхзадачу Книги в письме к Кан Гранде: "Цель ее в целом и в частях - вывести живущих в этой жизни из несчастного состояния и привести их к блаженству". Кратко и ясно... Для пользы мира, где добро гонимо, - вот чему служит его слово.

Часто говорят о нравственной нетерпимости поэта. Но ведь и Августин, и Аквинат были тоже беспощадны к греху. Вернее говорить о беспристрастности и строгости судейства, о категоричности нравственного императива Учителей человечества.

Комедия - это поиск истины и спасения. А истина и спасение - в самопознании и вере. Комедия и есть это самопознание и эта вера, долженствующие спасти Данте и посредством него все человечество. Данте и мечтал своей поэмой спасти мир, воздать всем по заслугам, продемонстрировать, что человек "согласно своим деяниям, в силу присущей ему свободы воли, подчинен правосудию, награждающему или карающему". Своей поэмой он стремился не только исправить мир, погрязший во зле, но постичь человеческую природу, выявив и осудив сатанинскую ее компоненту.

Почему путь к Небу пролегает через адскую бездну? Данте намеревался выбраться из "леса" самостоятельно, однако Вергилий подсказал ему единственно возможный путь спасения: чтобы подняться и очиститься, надо вначале спуститься и узреть. Именно таков путь предшественников - Энея и апостола Павла.

в Комедии вертикально: кручи и провалы адской бездны, падение тел, жесты и взгляды, сами слова - все привлекает внимание к категориям "верха" и "низа", к полярным переходам от высокого к низкому - поистине определяющим координатам средневековой картины мира".

Следуя по пути церкви, отпускающей покаявшимся грехи, Данте избирает путь поэтического раскаяния через унижение и смирение. Путь в Рай не случайно проходит через Ад, и Чистилище - символ движения души человеческой от греха к небу. Сама поэма - акт искупления, снимающий лежащее на поэте заклятье, возвращение "утраченного Рая". "Религиозное содержание "Комедии" составляет единое целое с ее поэтической ценностью". Именно поэтому Элиот называл Данте величайшим религиозным поэтом, а Гиллебрант говорил, что никогда не было более ортодоксального христианина, чем Данте.

В сущности Божественная Комедия - это история христианской души, стремящейся от человеческого к божественному. Поэзия и возникает при столкновении человеческого начала со сверхъестественным, она льется оттуда. Если в Аду христианская душа ощущает невидимое присутствие Бога, то в Чистилище и особенно в Раю божественное начало пронизывает и одухотворяет характеры героев. В Раю божественное полностью раскрывается и подчиняет себе реальность.

"Священная поэма" символизирует духовное восхождение человечества к высшей истине - Богу. Фабула и поэтическая воля автора вторичны по сравнению с мистическим видением сверхземного, хотя присутствие автора необходимо для очеловечения вознесения.