ДАНТЕ. "DIVINA COMEDIA"

"DIVINA COMEDIA"

Стихами моей Комедии клянусь тебе, читатель, да будут долго радовать они...

Данте

И кто умеет смотреть, увидит, что все это прекрасно.

Данте

Твой крик пройдет, как ветер по высотам.

Данте

Время начала работы над Божественной Комедией точно не установлено. По разным источникам работа могла быть начата между 1307 и 1313 годами. Наиболее вероятная дата - 1307 год, начало процесса против тамплиеров, который длился семь лет - ровно столько, сколько создавался "Ад". По мнению ряда специалистов, Комедия, помимо прочего, была шифровкой эзотерического учения тамплиеров, с чем и связаны многие ее темноты. "Чистилище" и "Рай" написаны после 1310 года, а завершена поэма в год смерти Данте. Как писал Карлейль, самая замечательная книга из всех существующих написана кровью сердца и представляет историю жизни Данте; окончив ее, он умер.

Божественная Комедия - выражение сознания великой эпохи, свод достижений средневековой мысли, средневековая космология и натурфилософия, космос человеческого духа и красоты: "идеи потому и нашли себе такое удобное место в структуре поэмы, что сама ее художественная стихия приобрела характер философии". Как писал М. Л. Лозинский, "средним векам принадлежит и религия, и наука, и общественный идеал Данте".

Настойчивые попытки передатировать Возрождение отнесением его из конца XIV века ко времени Джотто и Данте свидетельствуют не об удлинении корней, а об ошибочности концепций: "новая эпоха" культуры не перечеркивает старую, а вырастает из нее. "Темные века" оказались колыбелью великой культуры, нет - великой культурой, давшей человечеству не только Джотто и Данте, а мораль, совесть, сострадание, благодать.

Я полагаю, что концепция Ренессанса как возрождения античности неточна: во-первых, Фома Аквинский тоже "возрождал" Аристотеля, во-вторых, все деятели Возрождения - выходцы из светлых "темных веков". Возрождение - детище Средневековья и только его....

Дух этой сцены - гуманистический, но вкус и анахронистические формы, ей приданные, - чисто средневековые.

Так что не будь Средневековья, не было бы Ринашименто.

"Божественная комедия" - это средневековье, "реализованное" в форме произведения искусства, это целый маленький мир, в котором отражена вся жизнь той эпохи.

по высотам, обновление духа всех исторических эпох.

Новая жизнь "Комедии" начиналась лишь тогда, когда та или иная эпоха достигала высот своего развития.

Само понимание Комедии возможно лишь на высотах духа, как понимание таких трудных художников, как Элиот, Фолкнер, Джойс.

Данте - это Средневековье, квинтэссенция Средневековья, но не будем вслед за Кардуччи медиевизировать величайшего поэта человечества, выпадающего за пределы своего времени. Творчество Данте относится не к эпохе Средневековья, и не к литературе Возрождения, а к вечности, к культуре как таковой, к модернизму как классике, к общемировому литературному процессу, ко всем временам. Данте - не классик Средневековья и не основоположник ренессансного мировоззрения, а поэт человечества и человечности, и Божественная Комедия - не столько литературный памятник, сколько вечная сокровищница искусства.

Данте прожил 56 лет и, как все гении, не стоял на месте. Его можно воспринимать как незыблемую вершину лишь в смысле постоянной устремленности в Небеса, в остальном он эволюционизировал, созревал, расширял диапазон творчества, обогащал поэтическую палитру. Если в юношеских стихотворениях он только лучший из стильновистов, первый лирик, в трактатах - зрелый теолог и философ, то в Комедии его поэзия приобретает вселенский характер, а он сам превращается в поэта всех времен. Так или иначе, все творчество Данте - подготовка к "самой искренней из всех поэм".

Изощренная продуманность структуры Комедии имеет лишь один аналог, повторенный через 600 лет Джойсом, - я имею в виду Комедию XX века, Улисса. Поэма состоит из трех частей (кантик), ее метры - тройка и девятка (Троица и число Беатриче - три, умноженное на три). В каждой кантике 33 песни, лишь в "Аде" - 34. В сумме получается 100. Строфический размер терцины выбран потому, что они символизируют триаду, вечный возврат. Число стихов песни в кантиках - 144, намек на количество праведников в Апокалипсисе (144 тысячи). Речь Вергилия занимает 51 строку - столько лет прожил римский поэт. Семь ворот замка в Лимбе - семь свободных искусств. Это - лишь грубый цифровой каркас поэмы, ее внешний код. Имеются более тщательно отработанные числовые детали, а также филигранный каркас из ключевых символов и идеи.

Особенность поэтики "Божественной комедии" - наличие нескольких систем художественных кодов, каждый из которых может служить ключом к сюжету поэмы в целом. Например, странствие героев "Комедии" имеет смысловое и географическое соответствие с паломничеством. Но его можно сопоставить и с движениями небесных тел, и с основными этапами мировой истории. Очевидно и соответствие определенных моментов биографии Данте и узловых событий сюжета. Но этого мало. Основная линия повествования сопровождается пунктирными линиями, развивающими темы, элементы которых на первый взгляд не собраны в самостоятельный сюжет, но в конечном счете составляют вполне определенную целостность. Условно назовем такие линии инфрафабулами. В философском плане "Комедии" инфрафабулы несут на себе основную нагрузку, проводя читателя от простого явления к глубинной сущности. В поэме мы встретим и такие теоретические инфрафабулы, как развитие темы свободы воли или смысла римской истории, и такие символические, как тема горы или храма, и даже в мелочах, например в цитировании иноязычных текстов, прослеживается обдуманная фабульная последовательность. Сложный узор, в который сплетаются все эти линии, и составляет уникальную конструкцию "Божественной комедии".

Как там у Осипа Мандельштама? -

Подобно тому как фламандцы между Гуцантом и Брюгге, опасаясь нахлестывающего морского прилива, воздвигают плотины, чтобы море побежало вспять; и наподобие того как падованцы сооружают насыпи вдоль набережной Бренты в заботе о безопасности своих городов и замков в предвиденье весны, растапливающей снега на Кьярентане (часть снеговых Альп), - такими были и эти, хоть и не столь монументальные, дамбы, кто бы ни был строивший их инженер... (Inf. XV 4 - 12).

работ и по государственному значению для Италии альпийского водораздела.

Мы - ползающие на коленях перед строчкой стиха, - что сохранили мы от этого богатства? Где восприемники его, где его ревнители? Как быть с нашей поэзией, позорно отстающей от науки?

Страшно подумать, что ослепительные взрывы современной физики и кинетики были использованы за шестьсот лет до того, как прозвучал их гром, и нету слов, чтобы заклеймить постыдное, варварское к ним равнодушие печальных наборщиков готового смысла.

Символика иррациональна, она не может быть истолкована окончательно - этим произведение искусства отличается от научного труда, где ученый, наоборот, стремится сделать символ по возможности однозначным.

Все детали этой изощренной конструкции, в которой отразилась и Дантова философия числа, и философия композиции, и философия творчества, не только трудно описать, но и вряд ли можно обнаружить с исчерпывающей полнотой. Самые значимые числа "Комедии" - 3, 9, 10, т.е. Троица, ее благодать и божественная полнота. Эти числа пронизывают всю песнь. Номер песни во второй кантике - 30, т.е. 3 х 10. До нее 63 песни (6 + 3 = 9), после нее 36 песней (3 + 6 = 9), сама она 64-я (6 + 4 = 10). Композиционно важные моменты песни: начало песнопений - ст. 10; обращение к Вергилию - ст. 46 (4 + 6 = 10); первые слова Беатриче с упоминанием имен Данте и Вергилия - ст. 55 (5 + 5 = 10); именование Беатриче - ст. 73 (7 + 3 = 10). Особенно важны 55-й стих, где в первый и последний раз звучит имя Данте, и 73-й, где в первый раз звучит имя Беатриче. До 55-го стиха 54 стиха (5 + 4 = 9), после него 90 стихов (9 + 0 = 9). До и после 73-го стиха 72 стиха (7 + 2 = 9). Этот стих - середина песни. Всего в песне 145 стихов (1 -I- 4 + 5 = 10). Данте вообще очень внимательно относится к именам: Беатриче упомянута в поэме 63 раза (6 + 3 = 9), рифмуется ее имя в 9-ти случаях. (Другой пример: Христос упомянут 4 раза - по числу евангелистов, и рифмуется его имя только само с собой; все 4 случая - в "Рае".) Как уже говорилось, XXX песнь - это место деления поэмы в соответствии с принципом "золотого сечения". Есть основания полагать, что Данте пользовался соотношением 5:3. Если мы разделим общее число стихов "Комедии" (14233) по принципу "золотого сечения", то обнаружим, что средний стих всей "Комедии" также находится в XXX песни. Это 15-й стих: "...в земной плоти, воскресшей для хвалений..." Порядковый номер стиха - 8895 (8 + 8 + 9 + 5 = 30). Стих находится в середине фрагмента, в целом насчитывающего 9 стихов. Начинается он стихом, содержащим цитату из Песни песней ("Гряди, невеста, с Ливана"), а кончается стихом, содержащим цитату из Евангелия ("Благословен грядущий"). Таким образом фрагмент как бы связывает ветхозаветное предзнаменование и новозаветное исполнение, бросая свет на происходящее в XXX песни. Изложенные формальные особенности песни - только часть того, что можно сказать о ее тщательно выстроенной композиции, но и этого достаточно для того, чтобы почувствовать, какие задачи ставил перед собой Данте. Подражая творцу вселенной, он соединяет число и ритм, звук и образ, страсть и рассудок, вещество и смысл.

"полными очей", - 4 Евангелия, два старца в одеждах врача и воина - Лука и Павел, "смиренные четверо" - апостолы Иаков, Петр, Иоанн, Иуда. Цифровая символика кроме магии и мистики имела еще одну цель - философскую:

Философская композиция поэмы вызывает естественную ассоциацию с величественным зданием. Для Данте небезразлично, где стоит возведенная им постройка: он считает, что поэме суждено быть созданной в это время, в этом месте и этим автором. Весна 1300 г. - время странствия, описанного в "Комедии", - видимо, расценивалась Данте как особая точка в мировой истории. В соответствии с расчетами Р. Бенини, Данте делил историю на две части. Первая - это 6500 лет от сотворения Адама до 1300 г., вторая - от 1300 г. до Страшного суда, также 6500 лет. В сумме - 13 000 лет. 1300 год представляет собой центр истории, а центральное событие года, Пасха, как бы концентрирует в себе все 13000 лет мировой истории. Данте счел себя призванным создать памятник этому событию своей поэмой. Дж. Рескин назвал Данте "центральным человеком мира", подразумевая его гармоничность, но это выражение имеет и прямой смысл, если принять схему Бенини. Год рождения Данте - 1265, место рождения - неподалеку от Рима, которому, как верил Данте, предназначено быть столицей мира. Иоахим Флорский утверждал, основываясь на своих штудиях Апокалипсиса, что после 1260 г. начнется новая историческая эра - эпоха Святого Духа. "Комедия", как показали исследователи, пронизана иоахимитской символикой, и вряд ли ее автор не обратил внимание на то, что он родился на заре новой эпохи. Таким образом, Данте чувствовал себя странником, находящимся на вершине горы, с которой открывается перспектива прошлого и будущего. Эта остановка на середине пути дана миру для осознания своей цели, для того, чтобы не сбиться с верной дороги и собраться с силами, - так мог думать Данте, и "Комедия" дает многочисленные подтверждения этой возможности. Вспомним, что значила весна 1300 г. для самого поэта. Это последний спокойный период его жизни, который вот-вот будет прерван политическими бурями. В этот переломный момент Данте, подобно герою древнеиндийского эпоса Арджуне, застывшему с натянутым луком, как бы останавливается в сомнении и получает разрешение своих вопросов в видении, Характерно, что глубоко личное и всемирно-общезначимое сливаются не в деятельности политического или религиозного вождя, а в творчестве поэта. Вдохновение - "высокий гений", к которому он не раз обращается в поэме за помощью, уподобляет его пророку; но если пророки получают дар слова вследствие своего призвания, то великого итальянца именно поэтический дар делает достойным его миссии. В этом можно увидеть черты Ренессанса, но с принципиальной оговоркой: Данте в отличие от Петрарки не видит конфликта между религией и поэзией - его совесть художника чиста.

По мнению Шеллинга, все эти числа, меры и отношения понадобились Данте для того, чтобы поэме, "бесконечной по содержанию, дать формальную необходимость и ограничение".

Система мироздания в "Комедии" "обличена в мифологическую одежду". Идет постепенное "восхождение" от созерцания чувственного предметного мира к созерцанию "бесцветной, вечной сущности самого божества", т.е. абсолюта. Отсюда первая часть поэмы - "Ад" - "есть царство образов, пластическое отделение поэмы". Вторая - "Чистилище" - "есть часть живописная", где "свет соединен с земным веществом в виде цвета". И наконец в "Рае" - части лирической остается только чистая музыка света, оттенки исчезают, исчезает предметность. Так "Божественная комедия", - заключает Шеллинг, - представляет собой "слияние" всех элементов "поэзии и искусства"... "Божественную комедию", - пишет он, - нельзя назвать ни пластическим, ни живописным, ни музыкальным произведением; оно гармонически вмещает в себе свойства самые противоположные; оно не драма, не эпопея, не лирическая песнь, но совершенно особое, единственное, беспримерное смешение сих родов".