ДАНТЕ. МИСТИЧЕСКИ НЕИСПОВЕДИМАЯ ПЕСНЯ

МИСТИЧЕСКИ НЕИСПОВЕДИМАЯ ПЕСНЯ

Количество толкований произведения - вот его мера! Самые великие творения - те, которые прочитываются по-новому каждым поколением. Вечное вечно бесконечностью самораскрытия. Мистика искусства в том и состоит, что один замысел оказывается совокупной мудростью человечества. По количеству прочтений, накопленных за шесть веков, Комедия находится вне конкуренции,

Потребовалось полтысячелетия для того, чтобы осознать неисчерпаемость, неувядаемость и неповторимость поэта-демиурга, присвоившего себе право быть судьей царей и людей. Десятки тысяч работ и тысячи книг, опубликованных о Данте в наше время, многократно превышают все сказанное о нем за целые века. Можно с уверенностью сказать, что, хотя среди читаемых поэтов великий флорентиец занимает одно из последних мест, литература о "явлении Данте" может сравниться лишь с библиографией Шекспира, Достоевского, Толстого, Джойса. Необозримость дантологии отнюдь не означает ее завершенности: расшифрована малая толика сказанного поэтом.

Он тоже был собирателем, как Гомер, как все великие эпические поэты древности, великие потому, что содержали в себе все свое время и многое из прошлого; и как про Гомера говорили, что он создал грекам их богов, так Данте просветил единством поэтической мысли символическую космогонию средних веков, от Ада и земли до вершин христианского Олимпа, где его манила к себе мистическая Роза, а в мистической Розе, в сонме блаженных душ, сияла неземною любовью его Беатриче.

Данте - творец многосложного мифа, полифонической мистерии, многофигурного художественного полотна. От Данте к Шекспиру, от Шекспира к Достоевскому передается великий и редкостный дар творить бесконечные хоры героев, столь разнообразных и столь внутренне неповторимых. Все голоса равно полноценны и полнозвучны. Подобно Джойсу, преломившему в Улиссе всю человеческую мудрость, Данте, будучи самым эрудированным человеком своего времени, усвоил и переложил на язык поэзии культуру тысячелетий. То, что Кроче называл Комедию "теологически-социально-моральным романом", можно трактовать как констатацию панкультурных притязаний Данте, его стремления вложить в нее всю премудрость человечества.

Да, являясь возвышенным произведением искусства, Комедия представляет собой еще и компендиум средневековой учености, энциклопедию теологических, философских, физических, исторических, географических, космогонических, политических знаний. Потому Данте и духовный отец всех итальянцев, что в нем сконцентрирована духовная сила нации, копившаяся тысячелетиями. Он и объединял в одном лице теолога, философа, ученого и поэта, равно сведущего в мудрости и поэзии всех времен.

Со свойственным ему синкретизмом Данте синтезировал мистические откровения и интуитивное религиозное чувство с рационализмом и логикой схоластики, вкладывая в числовые и логические конструкции мистический и эзотерический смысл. Говоря об энциклопедичности и разносторонности Данте, не следует забывать, что центральное место в его духовной жизни принадлежало мистике.

Данте - поэт-мистик, поэт-философ, поэт-теолог, выражающий мистику, философию, теологию на языке поэзии. Божественная Комедия - не итог средневековой христианской и арабской мудрости, а Дантово видение мира, если хотите, новая парадигма, стихия самопознания, мировоззренческий синтез, свежая перспектива, то, что сам поэт называл intelligenza nova.

Особое место Данте в культуре Средневековья связано с тем, что, подобно Фоме Аквинскому, выразившему теологический дух эпохи, Данте выразил ее художественность. Но его значимость далеко переходит границы поэзии: эмпедокловский пророческий дар, августиновская экзистенциальность, паскалевский трагизм, киркегоровскии абсурд, кантовский категорический императив, джойсовская изощренность и монументальность.

Данте - не последний поэт Средневековья и не первый поэт Нового времени, а поэт вечности, всех времен, поэт, вечно обновляемый и вечно новый.

Данте, а не Малларме - автор доктрины поэтического молчания. Именно в Комедии молчание впервые в мировой поэзии становится видимым и осязаемым. То, о чем поэт красноречиво молчит, то, на что он молчаливо намекает, громаднее всего сказанного - это тема для бесконечных изысканий грядущей дантологии.

Хотя по натуре это поэт золотой середины, по мощи гения он выходит из рамок и времени: ценность и автономия личности, важность знания, национальный и языковой суверенитет, самоценность природы, сознание, определяющее бытие, идеи, выходящие за рамки традиции. Притом Данте берет все лучшее из средневековой парадигмы: учение об иерархии бытия и ценности, непрерывное углубление в его смысл, открытие новых сущностей...

Исследователи давно обратили внимание на безупречную историческую компетентность Данте, на тщательность источниковедческой работы поэта и мыслителя. Дело здесь не столько в эрудиции, сколько в безукоризненной творческой обработке и глубине проникновения в тексты старинных хроник - в историческом чутье, без которого источники блекнут и теряют выразительность. Монолог Капета из Божественной Комедии - блестящий образец смелости и творческого порыва Данте в изучении вековой истории династии Капетингов.

Все дано с такой точностью и графической выразительностью, что по указаниям автора можно начертить структуру загробья, схему адской воронки и конуса Чистилища, определить длину кругов, глубину спусков и рвов, точно датировать все этапы путешествия...

Данте вместил в Комедию весь мир своего времени, его культуру, религию, философию, этику, эстетику, психологию, историю, политику, сделав все это глубоко личным видением мира, заполнив собственными переживаниями. Здесь не просто события, но - философия: истины, жизни, истории, любви...

Да, Божественная Комедия - это "универсальный мир Средневековья, реализованный искусством". Но не в смысле гармоничного соединения в едином сюжете множества имен, учений и идей, а в смысле цельного выражения сознания эпохи, философии жизни, мистики бытия.

Данте увидел зрелое средневековье как целое. Его эпоха богата гениями, но они были слишком заняты своими делами, чтобы посмотреть на современность с высоты теории. Даже Иоахим Флорский и его ученики были погружены в заботы святого духа, и дух культуры средневековья не существовал для них как самостоятельная реальность. Данте сознательно берется судить свое время, и, что бы ни вдохновляло его - астрологические расчеты или политические предвиденья, - выводит колоссальную формулу века, создавая "Комедию".

В свете этого приобретают философский характер многие его размышления и образы, не оформленные в концепцию. Историзм "Комедии" проложил пути идеям Дж. Вико и историзму XVIII - XIX вв. Мечта о Риме будущего и обличение "жадности" перекинули мост через буржуазную эпоху к современному критицизму. Персонализм Данте, его предпочтение индивидуума абстракциям созвучны гуманизму XX в. Но здесь мы говорим о том, что стало философией впоследствии. Для Данте все это входит в единую интуицию рождающегося нового века, интуицию, обостренную эсхатологическим чувством финального характера этого века. Не итогами средневековья и не зарей Ренессанса была философия "Комедии", а свидетельством рождения самостоятельного типа культуры, который коренился в духовной действительности XIII в.

Де Санктис считал Комедию непревзойденной вершиной человеческого разума, самым синтетическим и гармоничным из когда-либо созданных поэтом представлений о мире, единой картиной бытия, которая после Данте начала распадаться на более мелкие разрозненные фрагменты.