ДАНТЕ. МУЗЫКА

МУЗЫКА

Чтение "Божественной комедии" должно быть обставлено как огромный исполнительский эксперимент.

О. Мандельштам

Неуважение к поэтической материи, которая постигается лишь через исполнительство, лишь через дирижерский полет, - оно-то и было причиной всеобщей слепоты к Данту, величайшему хозяину и распорядителю этой материи, величайшему дирижеру европейского искусства, опередившему на многие столетия формирование оркестра, адекватного - чему? - интегралу дирижерской палочки...

О. Мандельштам

Божественная Комедия музыкальна: здесь есть темы, рефрены, ключи, повторы, контрапункт, сочетания звуков-символов, в некоторых эпизодах поэт буквально вколачивает в подсознание читателя звуки-идеи: в стихах одного фрагмента "Рая" настойчиво звучит звук vi, объединяющий корни слов "жизнь", "победа", "сила" и "божественность".

Божественная Комедия симфонична, многоголоса, органна. В терцинах первой части слышны ревущее море и стоны грешников, во второй -орган и хоралы, в третьей - звон небесных сфер. "Чем ближе к центру Земли, то есть к Джудекке, тем сильнее звучит музыка тяжести, тем разработаннее гамма плотности и тем быстрее внутреннее молекулярное движение, образующее массу".

Представлять себе дантовскую поэму вытянутым в одну линию рассказом или даже голосом - абсолютно неверно. Задолго до Баха, и в то время, когда еще не строили больших монументальных органов, но лишь очень скромные эмбриональные про образы будущего чудища, когда ведущим инструментом была еще цитра, аккомпанирующая голосу, Алигьери построил в словесном пространстве бесконечно могучий орган, и уже наслаждался всеми его мыслимыми регистрами, и раздувал меха, и ревел, и ворковал во все трубы.

Кантилена Франчески, ария Уголино, arioso Фаринаты, плясовое начало ритмики терцин XXVI-й песни "Ада", стоны, укладывающиеся в движение вальса...

Б. В. Асафьев саму Комедию воспринимал как музыку: финал "Чистилища" - развернутое музыкальное шествие-оратория, "Рай" - симфония света, звука, цвета, блеска звезд...

В шестой песне пронзает слух Цербер: он рычит, лает, воет, ревет; в седьмой - хрипит Плутон, в восьмой - страшный крик демонов, собравшихся под воротами адского города Дита, башни которого раскалены докрасна огнем подземным.

Музыка неотъемлемой частью входит в архитектонику и замысел поэмы. Она воплощает соразмерность и "иссушает и сжигает вещи подобно огню".

Музыка влечет к себе человеческие духи, являющиеся преимущественно как бы парами сердца, так что они полностью замирают; и вся душа, слыша ее, и все духовные способности словно сосредотачиваются в чувственном духе, воспринимающем звуки.

В Докторе Фаустусе Адриан Леверкюн создает серию пьес по мотивам "Чистилища" и "Рая", "воспроизведя слышимое поэтом бытие одного голоса в недрах другого" - так Томас Манн чувствовал родственность Данте музыке и полифоничное звучание голосов в "Комедии".

Листа "Данте" и "По прочтении Данте", опера Пуччини "Джанни Скикки", оратория Вольф-Феррари "Vita Nova", симфоническая поэма Гранадоса "Данте", "Мистический хор" Кюи, хоры "Laudi alia Vergine" и "Pater Master" Верди, 24 прелюдии Шопена и т.д. В России на тему Франчески да Римини созданы симфоническая фантазия Чайковского, оперы Рахманинова и Направника, балет Асафьева. Известны также романсы Танеева и Рубинштейна на текст канцон и 1-го сонета "Vita Nova".

Чайковского пленила ясность Данте, меткость и тонкость его описаний, его упоение жизнью. Злые силы Inferno интерпретируются Чайковским не в сказочно-фантастическом духе Листа, а в живой осязаемой манере флорентийца: как рой насильников, как великая напасть, как адский гул.

В опере Рахманинова "Франческа да Римини", написанной на либретто Модеста Чайковского, музыка театрально-декоративна и описательна.

Музыка Танеева - одно из лучших созданий композитора, "сплошь напряженно песенная, где поет каждый штрих, каждый изгиб голоса и сопровождения", возникла под влиянием старинных итальянских мастеров хорового стиля.