ДАНТЕ. КРАТКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О СВЕТЕ

КРАТКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ О СВЕТЕ

Все знают, что Дант "уважал" погоду и работал в этом смысле не хуже образцовой альпийской метеорологической станции с прекрасными наблюдателями и хорошим оборудованием. Не менее знамениты световые эффекты "Inferno" и "Purgatorio" - облачность, влажность, косое освещение, горное солнце и т.д. Пиротехническая выдумка "Paradiso" целиком устремлена к общественным празднествам и фейерверкам Возрождения. Огромная активная роль света в новом европейском театре - будь то драма, опера или балет - была, конечно, подсказана Дантом.

О. Мандельштам

Льду и черному пламени Ада Данте противопоставил яркий огонь, огненную бесконечность Эмпирея, как психологии и человеческим качествам узников царства Сатаны - светолитие и созерцание божественной благодати Царства Бога.

Как выяснил Хёйзинга, иллюминативная символика играла значительную роль в средневековой культуре. Начиная с Плотина и Прокла, шло непрерывное сближение света и неба, а у Псевдо-Дионисия параллельно с идеями небесной иерархии и божественных имен возникло удивительное по прозорливости понятие светогласия, светолития, сияющей тьмы.

Среда Рая - Свет. Даже вознесение происходит благодаря свету: Беатриче устремляет взор на Солнце, а Данте - на его отражение в глазах Беатриче - такова подъемная сила света и любви. Свет - со всеми его переливами - и энергия движения, и видение истины, и красота, и добро, и движение звезд и планет, и субстанция человеческой души.

Развитие познания происходит в "Рае" не только потому, что на каждом новом уровне Беатриче сообщает Данте то, что он уже способен воспринять, но и благодаря слиянию странника с тем светилом, которого он достигает.

Адекватной формой добра и красоты являются музыка и свет. В Раю нет пейзажей - это пространство звездного света и мелодий небесных сфер. Христос, Дева Мария и архангел Гавриил предстают в виде образов Света, а сам свет - в образе лучезарной реки. Свет Данте - высшая форма целесообразности бытия, божественной благодати. "Мир есть свет" означало для него "мир есть откровение". Его противопоставление Ада и Рая - это противопоставление тьмы и света.

Рай:

Я был средь блесков мощных и живых, 
Обвивших нас венцом, и песнь их слаще 
Еще была, чем светел облик их.

Без концепций "звучащего" (Рай) и "молящего" (Ад) света трудно постичь смысл и поэтику священной поэмы, вторым по важности героем которой является свет, визуализирующий мысль первого - Данте. Мы еще далеки от исчерпывания его образов света - мельничного жернова, воронки, спирали, круга, мостовой дуги, но, я полагаю, все эти образы глубоко символичны. В Раю свет изливается, излучается, вращается, то есть изгибается - не является ли все это первым предчувствием волновой природы света или искривления пространства? Когда П. Флоренский в "Мнимостах в геометрии" писал о Данте, как о самом первом предшественнике Эйнштейна, когда О. Мандельштам говорил: "Дант может быть понят лишь при помощи теории квант", - они угадывали двойное видение поэтом материи - вещества и излучения одновременно. Но еще важнее, что Дантов свет "говорит", "поет", "пляшет", то есть является (согласно Альберту фон Больштедту) чувственным выражением прообраза интеллигибельного света, символом органичности всех частей мира. За сотни лет до просветителей Данте в основу мира кладет не материю, механизм, лед Ада, а свет Рая, божественный Свет, реликтовое излучение - идею, до которой современная наука еще не созрела...