ДАНТЕ. ОТСТУПЛЕНИЕ О ГЕНИАЛЬНОСТИ

ОТСТУПЛЕНИЕ О ГЕНИАЛЬНОСТИ

Всякий человек живет, но только человек гениальный имеет настоящую историю.

П. Чаадаев

Данте много размышлял о природе гениальности и пришел к выводу, что ingegno - вдохновенный и трудолюбивый любимец Бога, соединение врожденной способности и упорства в овладении ремеслом, дарования и самодисциплины, провиденциальности и настойчивости. Современная гениелогия, в сущности, заложена Центральным человеком мира. Понять Данте нельзя без уразумения роли гения в человеческой культуре. Отсюда - настоящее отступление.

Гениальность - это энергетический взрыв духа, гипернапряженность, одержимость, самозабвение, утрата чувства самосохранения, предельная самомобилизация, целеустремленность. Все это - необходимые условия, ибо достаточное - врожденность гения, та божественная сила, которая делает человека вечнозвучащим камертоном бытия.

Гениальность - наивысшее проявление человеческих возможностей, полноты жизни и потрясенности, открытости счастью и трагической неудовлетворенности, надежд и разочарований, силы и слабости. Гениальность есть предельное выражение трагичности бытия, и все гении-матери прежде всего выразители мощи человеческого духа, превозмогшего боль.

Самой общей, почти обязательной особенностью гениев является витальность, т.е. какая-то внутренняя энергия, необычайная устойчивость дееспособности, чрезвычайно долго длящаяся молодость с ее ненасытным любопытством, любознательностью, впечатлительностью, впечатляемостью, заинтересованностью, пусть избирательной, обеспечивающей почти всем им долгую жизнь.

Гениальность - это мощь влияний, но и способность их трансформации в единственность, неповторимость, абсолютную новизну. Возникнув на фундаменте человеческой культуры, Божественная Комедия возвышается над всем, что до Данте сотворило человечество.

Гений немыслим без огромного внутреннего мира, без напряжения внутренней жизни, без огромной внутренней сосредоточенности, без интроспекции и самопостижения. Творить можно, лишь творя себя. Гениальность экзистенциальна.

Гениальность как личностность, как яркая индивидуальность, как абсолютная неповторимость. Гений - человек, чья личность необъятна, а внутренний мир не знает границ. Ксенофонт, Аристофан, Платон рисуют облики разного Сократа. Не потому, что они - разные, потому, что он - многозначен и противоречив. А лишь тот, кто способен вступить в противоречие с самим собой, имеет шанс исправить себя самого. Гении и творят собственные миры из личных противоречий. Гений в своем творчестве создает свою собственную планету. Лев Толстой говорил:

Когда мы читаем произведение нового автора, основной вопрос, возникающий в нашей душе, всегда такой: "Ну-ка, что ты за человек? И чем ты отличаешься от всех людей, которых я знаю, и что можешь мне сказать нового о том, как надо смотреть на нашу жизнь?"

Хотя гении беспартийны, каждый - целая партия. Нет, неизмеримо больше: кто знает партии времен Данте или Шекспира? К какой партии принадлежали Пушкин, Достоевский, Толстой? Хочется верить, что когда о современных партиях будут помнить два-три архивариуса, выразители духа нашей скорбной эпохи достойно станут в один ряд с этими партиями-людьми.

Гениальность есть подлинность. Подлиннее гения нет ничего на свете. Между тем мир полон фикций. Потому-то столь тяжела участь великих людей.

Гениальность наивна, в гении значителен инфантилизм, лица художников часто напоминают лица детей. Видимо, способность творить как-то связана с детским отношением к миру, с игрой. Художник не может заматереть. Там, где появляются жесткие "правила игры", там, где начинает работать "механика жизни", там, где начинается "служба", там кончается гениальность.

Дети гениальнее родителей: они еще видят мир собственными глазами. Гениальность кончается, когда они начинают смотреть на него глазами других и следовать не ими установленным правилам.

Творческий потенциал гения всегда выше, чем он сам в состоянии признать и оценить. Гениальность - это стихия, но не столько буйство, сколько самоотречение. Как там у Швейцера? - "Нет героев действия, есть герои самоотречения".

Какие условия благоприятны для великого человека? Наполеон считал - условия, способствующие сгоранию. Гении - метеоры, которые должны сгорать, чтобы освещать свой век, говорил он.

Посредственность ровна, гениальность пламенна. Дело не в совершенстве Божественной Комедии, Фауста или Евгения Онегина - все они далеки от совершенства - дело в состоянии их творцов.

Гениальность как одухотворенность: "Поэта рождает не дар изобразительства, а иное - дар одухотворения". Одухотворение не может не быть в конфликте с достопочтенной действительностью, которая высоко ценит себя и ни в коем случае не желает быть скомпрометированной одухотворением. Вот почему столкновение творца с действительностью неминуемо, тем более что он ценит то, чего люди не ценят, и думает о том, о чем люди не думают (Л. Шестов).

Гениальность как жертвенность. Художник, который не отдает себя всего в жертву, - никому не нужный раб (Т. Манн). Меркантилизм исключает значительность. Нельзя одновременно служить миру и истине (А. Шопенгауэр).

Гений, святой, мудрец, герой - это те, говорит Мальро, кто воплощает победу над уделом человеческим. Творить - значит умерщвлять смерть.

Гений - будоражитель, сотрясатель, возмутитель, возбудитель.

Гениальность - это титаническая продуктивность, неистовость, долготерпение, самозабвенность отдачи.

Что такое гений, как не продуктивная сила, совершающая деяния, достойные Бога и природы, и именно поэтому оставляющая глубокий след и наделенная долговечностью.

Гёте и в бессмертии усматривал плодотворность. Чтобы чем-то стать, надо кем-то быть.

Где нет нутра, там не поможешь потом.

В конце концов, все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать. Tout vien a temps a celui qui sait attendre. Гений гением, а труд трудом.

Только в труде обретает гений призванье свое.

Фонтане особенно настаивает на железном трудолюбии, работе гения за пределами человеческих возможностей. Шторм, пишет он, тратил на элегию больше времени, чем Брахфогель - на роман в трех частях. Художник, истинный поэт нередко две недели подряд ищет одно-единственное слово. По каждому абзацу джойсовского Улисса потому и защищена докторская диссертация, что в каждую фразу вложены пласты человеческой культуры.

И все же без искры Божьей труд недостаточен. Моцарт - от Бога, Сальери - от усердия и прилежания. Гением рождаются, но все же чтобы стать им, необходимо еще многое: восприимчивость, ассимиляция - впитывание, растворение, переосмысливание. Чтобы стать Пуанкаре, мало родиться математическим чудовищем - надо учиться в Политехнической школе. Тассо, Ронсар, Шекспир были бы другими без Петрарки. Все уже продумано, все сказано, и мы можем в лучшем случае передать это в других формах и выражениях, писал Гёте. Ум

этого человека, говорил о самом Гете Эмерсон, столь сильный растворитель, что все минувшие эпохи и современность, их религия, политика и мировоззрение претворяются в нем в прообразы и идеи. Только тогда, после этого растворения мировой культуры в себе, влияние того, кто сам есть результат тысячи влияний, будет неисчислимо.

Гениальность как жизнь со своей проблемой. Когда у Павлова спросили, как стать таким, как он, он ответил: вставать, ложиться и видеть сны о своей проблеме. Гениальность как напряженная озабоченность: полная погруженность в свою цель.

Пойа:

Всмотритесь в неизвестное. Всмотритесь в конец. Помните о своей цели. Не забывайте о ней. Удерживайте в уме то, чего вы добиваетесь. Всегда имейте в виду цель, к которой вы стремитесь. Рассмотрите неизвестное. Рассмотрите заключение.

Гениальность как квинтэссенция истории.

Гениальность как выдающаяся способность к созерцанию идей.

Гениальность как прирожденное свойство души давать правила природе или искусству.

Гениальность как целостность. Творчество великих художников - это целостное видение мира или, если угодно, целостный способ бытия в мире.

Гениальность как неприспособляемость: талант способен к приспособлению, гений - нет.

Гениальность как вечная текучесть.

Гениальность как импровизация.

Гениальность как способность придать смутным предположениям и витающим в воздухе догадкам конкретную и доказательную форму.

Гениальность как способность добывать божественное из сора:

- Петь не могу!

- Это воспой!

Великий художник - тот, кого стеснение воспламеняет, кому преграды служат трамплином. По рассказам, недостаточная ширина мрамора принудила Микеланджело изобрести сдержанный жест Моисея. Ограниченное количество голосов, которыми Эсхил мог одновременно располагать на сцене, принудило его изобрести молчание Прометея, когда его приковывают к горе Кавказа. Греция осудила на изгнание человека, который прибавил к лире новую струну. Искусство родится из стеснения, живет борьбой, умирает от свободы.

не с помощью увеличительной трубы или микроскопа - их обнаруживают в себе.

Гениальность как высшая ответственность: "Я раздавлен бременем ответственности, никем на меня не возложенной" - кто сказал?..

Гениальность как гениальная неудовлетворенность, гениальное страдание, гениальная боль. Гений несовместим с равнодушием, и его самого либо обожествляют, либо клянут. Еще гениальность - вечное недовольство, вечный скепсис, вечное сомнение плюс недостижимые цели, невыполнимые замыслы.

Художник, который никогда не сомневается, достигает немногого. Когда произведение превосходит замысел художника, цена ему небольшая. Когда же замысел значительно выше создания, творение искусства может совершенствоваться бесконечно.

Гениальность как самоотождествление с неизменно величественным миром.

твоих дел. "Если бы мне дали возможность участвовать в больших делах, я показал бы, на что способен". А сумел ты обдумать свою повседневную жизнь и пользоваться ею как следует? Если да, то ты уже совершил величайшее дело. Природа не нуждается в какой-либо особо счастливой доле, чтобы показать себя и проявиться в деяниях. Надо не сочинять умные книги, а разумно вести себя в повседневности, надо не выигрывать битвы и завоевывать земли, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах. Лучшее наше творение - жить согласно природе. Все прочее - царствовать, накоплять богатства, строить - все это, самое большее, дополнения и довески.

Но гениальность - еще и ранимость, беспомощность, растоптанность, сверхэксплуатация:

Мало или вообще никакого внимания не уделялось наижесточайшей эксплуатации всех времен. Это эксплуатация творцов идей...

Немногих, проникавших в суть вещей
И раскрывавших всем души скрижали,
Сжигали на кострах и распинали,
Как вам известно, с самых давних дней.