ДАНТЕ. "ПИР"

"ПИР"

Оставшийся незавершенным, трактат Пир, над которым Данте работал в 1303 - 1306 годах, - традиционная для Средневековья сумма, в которой поэт обобщает накопленные им знания. Хотя Б. Кроне считал, что канцоны Данте начала эмигрантского периода - не поэзия, а рифмованная проза, риторические упражнения на заданную тему, а канцоны Пира, в особенности первая, "Вы, движущие третьи небеса", - произведение художественно худосочное и банальное, нельзя не почувствовать страсти, с которой всегда писал Данте. Может быть, трактат действительно нельзя отнести к выдающимся произведениям человеческой культуры - он многословен, эклектичен, даже сумбурен, но это далеко не рядовая книга, умирающая вместе с автором: глубокие эмоции, космические образы, философские размышления...

Поэт мысли, поэт-философ, поэт-проповедник и учитель жизни - таким предстает перед нами Данте в новый "дидактический" период своего творчества. Он не внимает равнодушно добру и злу, он полон страстной нетерпеливости, переполнен решимости переделать, улучшить, исправить погрязший в пороках мир. В его поэзию входит наука, астрономия, физика, математика, строфы его канцон хранят следы его увлечений проблемами нравственности и усердных штудий Аристотелевой "Этики". Данте научился обуздывать свое воображение, заставляя его следовать в избранном им направлении (в "Новой жизни" он еще всецело находился во власти фантазии).

Расширение круга тем поэзии вызвало изменение ее образного, лексического и синтаксического строя. Данте без страха открыл доступ приемам ораторской речи, моральным сентенциям, философским размышлениям. Самое удивительное в том, что ни риторика, ни рассудительность не убили поэзии, вернее было бы сказать, что они стали неотъемлемыми ее частями, раздвинув ее привычные границы и открыв тем самым невиданные перспективы для всей мировой поэзии. Наши весьма несовершенные представления о культуре эпохи Данте не дают возможности большинству читателей, даже филологов, почувствовать тот научно-философский материал, который Данте не побоялся поэтически осмыслить в своих стихах, и поэтому у нас утеряно ощущение его дерзкого новаторства. Между тем как именно от великого флорентийца следовало бы вести начало плодотворнейших попыток синтеза философии, науки и поэзии. Не бледный морализатор, каким он представлялся ученым конца XIX и начала XX в., а смелый пролагатель новых путей в поэзии, экспериментатор и искатель - таким мы видим Данте в его стихотворных опытах первых лет изгнания.

Уверенность поэта в том, что авторское "я" есть достойный предмет для трактата, - принципиально новое культурное явление, ценное независимо от совершенства исполнения замысла. Данте и сам отмечал свое первенство, оправдывая новшество культурной пользой и необходимостью самозащиты.

Пир - строительный материал Комедии, важная веха в духовном восхождении самого Данте: "перейдя к великой поэме, мы увидим, как расплывчатая пестрота "Пира" сфокусируется в ясные очертания художественно-философского микрокосма".

Но так как Данте был великим поэтом и флорентийским гражданином, то "Пир" у него оказался мало похож на всякие "Суммы" и был брошен едва начатый, а кроме "Пира" написалась еще "Комедия", в лучах славы которой "Пир", можно сказать, растворился без остатка.

По замыслу Пир должен был состоять из четырнадцати канцон и прозаического комментария к ним. Три доктринальные канцоны, возможно, были сочинены еще во Флоренции и не имели прямого отношения к философии. Чтобы увязать любовную лирику с философией, Данте и потребовался излюбленный прием аллегории, толкующей любовь как истину.

В комментариях Данте не претендует на оригинальность излагаемой философии, скромно замечая, что не попал на трапезу избранных участников пиршества науки и, как бедняк, сидит у их ног и ловит крохи, падающие со стола.

Из задуманных 14 трактатов Данте написал только три, не считая введения. Именно оно наиболее оригинально и несет на себе отпечаток личности поэта. Раскрывая замысел произведения, он писал, что все люди стремятся к знанию, но не все в состоянии его приобрести. Поэтому долг автора сделать философию доступной, "потому что человек человеку друг, а каждый друг беспокоится о недостатках того, кого он любит". Своим ячменным хлебом он надеется накормить тысячи людей; дать свет тем, кто блуждает в потемках. Это - очень точное выражение цели не только Пира, но всего творчества этого гения, в куда большей степени относящееся к главному его творению.

Пир открывается декларацией личностного начала: Данте заявляет, что будет говорить только от собственного имени и основываться на собственном опыте: "Я побужден страхом бесчестия и движим желанием преподать урок, которого никто другой преподать не может". Еще сильней персональное начало будет выражено в Божественной Комедии - мысль, впервые подчеркнутая Шеллингом в Философии искусства:

Именно благодаря этой всецело индивидуальной, ни с чем несравнимой черте его поэзии Данте является творцом нового искусства, которое немыслимо без этой свободной необходимости и необходимой свободы.

Самое существенное в Пире - утверждение значимости человеческой личности, в том числе рассуждение о личном благородстве и активности Творца. "Из всех созданий божественной мудрости человек - самое удивительное и чудесное", - восклицает поэт. Затем эту фразу словами Гамлета воспроизведет Шекспир: "Что за мастерское создание человек!"

Но не любой человек! Данте - элитарист по происхождению и по духу и никогда не ориентировался на чернь. Все наши попытки представить его популистом и пополаном лживы. В Пире он воспевает "элиту разума", "единственно способную и достойную руководить человеческими толпами". Главный принцип и пафос его этики - благородство, высокие моральные качества, личная доблесть и аристократизм. В том числе аристократизм происхождения. Данте вообще любил подчеркивать знатность своего рода. Видимо, его самолюбие было уязвлено унижениями изгнанничества и вопиющим несоответствием общественного статуса и социального происхождения. Его трактат о человеческом благородстве, а именно таковым является Пир, свидетельствует, помимо прочего, об извечном драматическом разрыве между человеческими достоинствами и местом в обществе.

Элитаризм Данте неразрывно связан с пониманием важности человеческих корней, истории, культуры, неотрывности человека от прошлого. Средневековая социальная иерархия вытекала из иерархии бытия и историко-культурного наследования. Вертикальные связи - отношения "отцов" и "детей" - были важнее горизонтальных - отношений "братьев". Главная ценность эпохи Просвещения - равенство - в Средние века воспринималась как безродность, неукорененность, отсутствие питательных соков. Равна самой себе только чернь - такова философия "темных веков". Неудивительно, что черти дантовского Ада и говорят на языке черни и носят соответствующие ей имена.

Как поэт, Данте был певцом человеческого величия и человеческой гармонии: истинное благородство, духовное благородство предполагает телесную красоту, благородство плоти и ума. Отсюда же: "цель каждой добродетели в том, чтобы сделать нашу жизнь радостной".

Если в Новой Жизни Данте страждал нравственного обновления посредством мистической любви, то в Пире нашел его в познании истины. В начале трактата он писал, что это произведение более зрелое по сравнению с Новой Жизнью и напоминал об одной из прежних его героинь - даме-утешительнице, аллегорическом символе философии, занимающей в Пире место Беатриче.

В Пире Данте отходит от лирики стильновизма. Видимо, он решил обуздать чувственность и обратиться к более возвышенным предметам, а заодно и решить благородную задачу "исправления нравов". Хотя об этом прямо не говорится, духовное совершенство и мудрость стоят в Пире выше земной любви.

В поэзии Новой Жизни Данте чувствовал себя наследником Гвиницелли и Кавальканти, обращение же к новому материалу потребовало смены стиля, выработки новой техники стиха и нового образного строя. Данте сознательно шел на смену поэтики, декларируя в одном из первых литературных манифестов переход от мягкости и певучести к изысканной суровости:

Стихов любви во мне слабеет сила.
Их звуки забываю
Не потому, что вновь не уповаю
Найти певучий строй,
Но я затем в молчанье пребываю,
Что дама преградила
Мою стезю, и сладостью смутила
Язык привычный мой.
Настало время путь избрать иной.
Оставлю стиль и сладостный и новый,
Которым о любви я говорил.
Чтоб я не утаил,
В чем благородства вечные основы,
Пусть будут рифм оковы
Изысканны, отточены, суровы.

рифм и сложных аллегорий, обогативших "поэтическое хозяйство" и подготовивших его к свершениям Божественной Комедии.

Особенность Пира - отказ от латыни. Именно здесь впервые объявлено, что вольгаре принадлежит будущее - как языку, способному выразить самые сложные чувства, понятия и идеи. Автор поясняет и причину отказа: итальянскую поэзию надлежит комментировать на итальянском из любви к языку и потребности расширить круг читателей.

эрудицию автора. Впрочем, Данте не просто демонстрирует свою ученость, не только раскрывает символику своей поэзии, но пытается глубже проникнуть в природу Софии, Премудрости Божией, изложить философию жизни, которая у него неотрывна от перипетий личной судьбы.

Очерк софиологии, начинающийся с Притчей Соломона, легко и непринужденно переходит в описание небесных Афин, "где Стоиков, Перипатетиков и Эпикурейцев, озаряемых светом вечной истины, объединяет единая надежда", затем - в выяснение иерархии христианских духовных ценностей и сопоставление их с интуицией Высшей Женственности и завершается Предвечной Мудростью, "матерью всего и началом всякого движения".

Данте был приверженцем иерархий, выстраивая в соответствии с ними ангелов и людей, небеса и подземелья. В Раю каждый ангельский чин правит каким-нибудь кругом неба. Порядку ангельского правления соответствуют разные типы блаженных душ, распределенных по разным небесам. В соответствии с иерархией Данте распределяет и систему наук, и античных муз. Тем самым он следует христианскому учению о неполноценности души без тела: ангельские сонмы имеют свои тела - сферы неба, отражающие вечным движением божественный покой; земные иерархии соответствуют разным степеням одухотворения плодов человеческих рук.

образцы научной прозы.