ДАНТЕ. "PURGATORIO"

"PURGATORIO"

Сверхидея "Чистилища": человек - Божья личинка, из которой может сформироваться ангельская бабочка. Дан-товский сверхчеловек - ангел, вылетающий из кокона человека, причем это не столько результат Божьей воли, сколько - индивидуального усилия. Путь души в Чистилище - мучительное вочеловечение, самовыявление человеческого добра.

Рай проявит полностью то, что на Земле и в Чистилище было символическим, смешанным со случайностью и отягощенным материей выражением сути. В Чистилище, пожалуй, главная символическая почва, из которой прорастает реальность, - история общества. События истории в многочисленных обращениях кантики к прошлому (притом, что почти все ее персонажи - современники Данте) имеют как бы горизонтальный символический смысл (более ранние "прообразуют", готовят и предсказывают, поздние события) и вертикальный (событие имеет высший смысл, в котором выражена его сущность). События жизни Христа являются в этой системе как бы абсолютной точкой отсчета, и поэтому они прямо не входят в мир исторических образов "Комедии". Обостренный историзм "Чистилища" объяснить нетрудно - ведь история и есть для Данте всемирное Чистилище на Земле.

Будучи этически озабоченным, Данте много размышлял над проблемой греха, в частности проблемой правоверия.


И умер он без веры, не крещен.
И вот, он проклят; но чего же ради?
Чем он виновен, что не верил он?

Ученик великих учителей, язычников, мусульман, иудеев, Данте не знал, что делать с ними в загробном мире. И тогда великий моралист изобрел Лимб, особый круг Ада, где души добродетельных иноверцев не испытывают страданий и боли, ведут мудрые беседы, наслаждаются спокойствием. Единственное, что отличает праведников, не знавших света Божьей истины, от поселенцев Рая - невозможность лицезреть Бога.

Каков главный принцип дантовского отбора кандидатов в Лимб? Величина личности! Ни взгляды, ни философия, ни вера - масштаб человека! Вводя в Лимб античных поэтов - "многих, кто меж греков знаменит", - Данте не предварял Ренессанс, а усиливал культурную традицию Средневековья, учителей церкви, щедро черпавших из античных закромов. Данте открывал врата Чистилища не язычникам, а человеческой культуре. Языческие боги для него - наивные представления о небесных силах, первая ступень в познании Единого, Энеида - нравственный урок великого искусства: "Ты дал мне петь, ты дал мне верить в Бога", - говорит Стаций Вергилию.

Великий художник и христианин, Данте разрушил принцип исключительности, обрекавший на проклятья всех нехристиан, противопоставив ему принцип человечности и культуры. Страшный Суд - это высшая божественная справедливость: многие христиане в день Суда станут "гораздо менее близки от Христа, чем тот или иной, кто его не знал".

Данте не был первопроходцем Ада (разве что в экзистенциальном смысле), а вот в Лимбе, области "мытарств" души, он - пионер. Лимб - это его идея, притом предельно насыщенная символикой: свет Венеры - любовь, четыре звезды - добродетели человека, первый встречный (Катон) - олицетворение воли к свободе, Солнце - свет истины, роса - очищение, тростник - смирение, семь кругов - семь грехов. В Аду и Раю доминирует нерушимый порядок, в Чистилище - изменения, восхождение душ в процессе катарсиса, освобождения от грехов. Чистилище - гора, по которой восходят к Небу.

праха.

В "Чистилище" божественное начало не сталкивается с действительностью, а пронизывает и одухотворяет ее. Поэтому и все характеры по сравнению с "Адом" кажутся более одухотворенными. Смягчается пейзаж, атмосфера становится более спокойной, даже ритм терцин - более плавным. В "Рае" божественное полностью раскрывается, подчиняет себе реальность, и она преображается. Поэзия "Рая" - это свет и свободное движение в четко очерченном пространстве.

Чистилище - место исцеления. Эта кантика изобилует снами - символами исцеления. Замаливание грехов - способ исцеления. Здесь "индивидуальное сознание забывает о себе в общем духе милосердия и любви".

Чистилище - это дух, который развивается в плоти и, постоянно прогрессируя, постепенно поднимается до Рая, к высшему благу: это душа, упавшая в пучину зла, терпящая крайнее бедствие, возрождается и через покаяние и искупление приходит к спасению.