ДАНТЕ. ЖАНР

ЖАНР

Жанр Комедии? Не эпопея, не эпос, не теологический роман, не путешествие с разговорами, не "видение", не развернутая аллегория, не поэма, а синтез всех жанров, космогоническая мистерия, миф Средневековья, дантеида, драма человеческого подсознания, гигантская епифания, открывающая скрытую структуру мира.

С Энеидой Комедию сближают не только внешние параллели - спуск героев в загробный мир, гражданственность, этическая общность, - сколько внутренние побуждения Энея и Данте, их мессианство, желание спасти человечество приобщением к высшей истине.

Сам Данте видел смысл Комедии в наставлении на путь истинный идущего впотьмах, заблудившегося и теряющего ориентиры человечества. Он рисовал ему варианты и предлагал выбор. Еще Данте видел в Комедии ниспосланное ему божественное откровение, направленное в вечность, к "людям грядущих времен", что-то вроде второй Библии, надиктованной Богом и служащей вразумлению людей.

Для Данте его Книга была не просто творением, но исполнением предопределения, и он сам говорил об этом словами св. Петра: "Скажи о том, что я сказал тебе!" Это был труд, который Бог поручает гению, "откровение, какое уже получила душа его". Данте никогда не сомневался в божественной обусловленности творческого акта и мнил себя не апостолом истины, а устами Бога:

Все, что умрет, и все, что не умрет, - 
Лишь отблеск Мысли, коей Всемогущий
Своей Любовью бытие дает...

Можно сказать, что устами Бога чувствуют себя "апостолы истины" и "спасители человечества" другого сорта - утописты, фашисты, коммунисты и т.д., и т.п. Но есть одна кардинальная разница между ними. Итогом Данте явилась Божественная Комедия, культура, мораль, плодами "тарантулов" - человеческая кровь и человеческий прах...

Жанр Комедии? И видение, и путешествие в потусторонний мир, и эпопея, и поэма, и драма, и странствие в поисках идеала, и мистический путь души, восходящий к Богу.

Это и энциклопедия, полная разнообразнейших сведений. Но еще и настоящий литургический театр, и, разумеется, куртуазный гимн любви.

Современники Данте так и воспринимали Книгу - как энциклопедию, научное сочинение, сводку знаний эпохи.

Пытаясь определить жанр Божественной Комедии, Шелли пришел к выводу, что она сама является жанром, своеобразным и неповторимым. Шеллинг тоже считал Комедию стоящей вне жанров, абсолютно ни с чем несравнимой, кроме самой себя: "Комедия" не отдельная поэма, а целый ряд поэзии и "должна иметь собственную теорию". Де Санктис рассматривал Комедию не как отдельный род поэзии, а как национальную Библию, где все роды слиты.

Для Италии Данте был просто Поэтом, а Комедия - просто Книгой.

Еще это поэма о человеке, способном подняться из ледяных глубин Коцита к звездам, о падении и восхождении духа, о зле и добре, о способности очищения, о величии человека, о его способности стать другим.

Так как поэму свою Данте считал священным творением и подражал небесному творцу, насколько мог, то в его поэтическом самосознании выразилось и понимание задач человечества в целом. Из плена эгоизма и корысти люди должны вырваться в мир истории, а историей может быть только такой ряд событий, когда нечто, оставаясь собой, становится в то же время другим; сохраняя связь с землей, принимает благословение неба. Данте полагает, что осуществить это можно жизнью, а не идеей, и поэтому соединяет идеи в художественное целое. Здесь - редкий в истории культуры сознательный переход от логоса к мифу, причем к мифу, который служит утверждению нового типа логоса.

Отношение Данте к рациональному обоснованию веры - самое тертуллиановское: "Поистине безумные слова. Что постижима разумом стихия Единого в трех лицах естества". Комедия - прежде всего мистическое произведение с религиозным сюжетом, произведение мистического реализма, в котором фантазия, чудо и реальность неотделимы.

С изумительным мастерством Данте смешал чудесное и естественное. Изображая мир, доступный лишь воображению, он не заставил своего героя изумляться на каждую деталь, не похожую на земную реальность: этим он лишил бы свой вымысел правдоподобия, на каждом шагу мы сталкивались бы с невозможным. В то же время автор не позволил герою принимать все фантастическое как нечто естественное: этим бы он уничтожил реализм рассказа... именно потому, что его путешественник по загробью порой удивляется, порой не верит своим глазам, порой приходит в ужас, - именно потому все, в целом, производит впечатление чего-то возможного.

Все, что мы узнаем, мы получаем из нашей интуиции. Комедия - смелый полет мысли, развернутая интуиция мистика, принимаемая за высшую реальность.

Комедия эта - просто книга Данте, il Dante.