Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы.
Литература Испании и Италии эпохи барокко.
Эстетика и теория литературы.

В первые десятилетия XVII в. в литературах европейских стран утвердились родственные течения: гонгоризм и культеранизм (или культизм) в Испании, маринизм в Италии, метафизическая поэзия в Англии и прециозный стиль во Франции. Поэтика этих направлений основывалась на сходных принципах. В Италии сторонники маринизма называли свое направление «новым искусством» (arte nuova), а свои художественные приемы — «современным стилем» (stile moderno).

Теория барокко возникла как обобщение опыта уже существующей литературы. Она шла вслед за литературной практикой. «Многие ораторские, эпические, лирические и театральные произведения изящно разукрашены цветами остроумия, однако авторы, проявляющие быстроту и проницательность ума, не знают, что такое Остроумие. Так, по преданию, слепой Гомер, понимая, что такое розовое, не ведал о розе»,— писал главный теоретик маринизма Тезауро. Попытки теоретически осмыслить произошедшие в литературе изменения возникают почти одновременно в разных областях Италии и в Испании.

Удивительна не только синхронность появления сочинений по поэтике барокко, удивительна их идейная и терминологическая близость. Невозможно установить, кому принадлежит первенство в формулировании особенностей метода и стиля нового направления. Первым издал книгу по поэтике барокко (в 1639 г.) Перегрини, через три года увидело свет сочинение Грасиана «Остроумие», и хотя Тезауро напечатал свою «Подзорную трубу Аристотеля» только в 1655 г., основные идеи и план трактата возникли у него в начале 30-х годов 1.

«Il Cannochiale Aristotelico» Тезауро писал, что он еще в «молодые годы принялся исследовать предмет, столь благородный и высокоумный, дабы приготовить сие последнее украшение гуманистической литературы (!), которая в наш век высокими дарованиями моей родины счастливо вознесена к вершинам столь великой славы». Здесь и далее привожу тексты Тезауро в моих переводах, частично опубликованных во втором томе «Памятников мировой эстетической мысли» (М., 1964, с. 624—630).