Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы.
От сумеречников до неоавангардистов (Заметки об итальянской поэзии XX века).
Футуризм

ФУТУРИЗМ

Футуризм — самое громкое, даже крикливое направление в итальянской литературе — был прямой противоположностью сосредоточенным, отрешенным и пассивным сумеречникам. Сначала футуристы вели себя довольно миролюбиво, печатались вместе с другими модернистами. Благодаря своим международным связям, особенно с Францией (первый манифест футуристов Маринетти опубликовал в парижской газете «Фигаро» 20 февраля 1909 г.), футуристы довольно рано стали влиять на литературную жизнь соседних стран, воспринявших их теорию и портику каждая по-своему.

Однако вскоре футуристы стали выступать более остро, отделяя себя от других поэтических школ. Глава нового направления Филиппо Томмазо Маринетти весьма энергически принялся за пропаганду своих идей. Каждые год-два торжественно объявлялись новые манифесты «динамической литературы будущего» 7. Маринетти отправлялся в пропагандистские турне по Европе, обращая в новую веру литературную молодежь, убеждая ее в том, что на месте разрушенной и никому более не нужной старой культуры футуристы создадут новую, отвечающую потребностям века техники. Призывавший разрушить «музеи, библиотеки и всевозможные академии», Маринетти через два десятилетия... был сам произведен в академики. Впрочем, политическая его тактика также менялась в зависимости от изменения ориентации тех сил, с которыми связали себя Маринетти и его друзья. Так, если в годы первой мировой войны футуристы были ярыми германофобами и призывали к вступлению Италии в войну на стороне Антанты, то в 30-е годы Маринетти столь же ревностно защищал интересы немецкой военщины.

представителями они прислали бывших военных, участников первой мировой войны; один из них стяжал славу морского пирата. Французские писатели потребовали отвода части немецких делегатов, особенно настаивал на ртом известный критик Бенжамен Кремьё. Председательствующий на заседании англичанин изображал бесстрастие, объективность и нелицеприятство, казалось, что он даже сочувствует поставленной в неловкое положение германской делегации. Взял слово Маринетти. Опытный и искусный оратор, он произнес пылкую, с риторическими фигурами, речь в защиту немецких делегатов на превосходном французском языке. Но французы продолжали яростно протестовать, и вдруг с милой улыбкой председательствующий англичанин попросил всех подозрительных немцев оставить зал заседаний и лишил их права быть членами пен-клуба. Рядом с ведшим заседание председателем английского пен-центра сидел с непроницаемым лицом президент организации Герберт Уэллс. Он встал и предложил принять решение, осуждающее гитлеровский режим и проводимую им политику расовой дискриминации, преследования писателей и уничтожения культурных ценностей. Красноречие Маринетти не возымело действия.

Наступала эра техники — и футуристы воспели технику и потребовали уничтожения в Венеции допотопных гондол и замены их паровыми катерами. Итальянские правящие круги жаждали победоносных колониальных войн и расширения границ Италии в сторону Африки и Далмации — и Маринетти воспел империалистические войны. Поэтому не удивительно, что футуризм как политическое движение объединился с фашизмом с первых же часов его зарождения. И не раз в первые годы, когда фашисты испытывали серьезные финансовые затруднения, Маринетти щедро отваливал Муссолини крупные суммы из капиталов своего отца. Итальянский футуризм открыто поставил себя на службу фашистскому режиму и вместе с ним бесславно закончил свои дни.

Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы. От сумеречников до неоавангардистов (Заметки об итальянской поэзии XX века). Футуризм

Маринетти. Фото 1914 г.

Маринетти любил выступать перед большими аудиториями, его пьянила толпа; атмосфера успеха, сенсации, скандала возбуя«дала его. Чтецом он был отличным, не чуждаясь, впрочем, приемов трюкачества и даже клоунады. Он издавал рычащие звуки, высоко подскакивал, словно желая преодолеть свой маленький рост, изображал, как стреляют пушки и рвутся гранаты. Помнятся следующие строки:

Моноплан — балкон — роза — дробь — барабан — овод-бурав
— арабы в грязи
кровавая резня
раненые
убежища
оазис

Эти стихи, написанные в начале 1912 г. после возвращения с театра военных действий в Африке, Маринетти не переставал читать в течение нескольних десятилетий. Воссозданная по всем правилам футуристической поэтики картина битвы при Триполи представлялась ему одной из наивысших его творческих удач.

Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы. От сумеречников до неоавангардистов (Заметки об итальянской поэзии XX века). Футуризм

Арденго Соффичи. Ксилогравюра Пьетро Париджи

Несравнимо одареннее лидера школы был художник и поэт Арденго Соффичи. И, пожалуй, именно поэтому не найдется более убедительного свидетельства о духовной нищете итальянского футуризма, чем его творчество. Незаурядный талант — и полнейшая душевная опустошенность. Как Барбюс, как Ремарк, Соффичи прошел через окопы первой мировой войны («там все одинаково — леса, сводки побед, стоны, кровь мертвых»), но затем он оказался на стороне тех, против кого всем сердцем восстали коммунист Барбюс и антифашист Ремарк. Он пишет в «Корабельном журнале»: «Часто, как сегодня, я прихожу к заключению, что все метафизически кружится вокруг меня; мне кажется, что предметы и люди — все, меня окружающее,— лишь иллюзия чувств». Сбивающийся ритм, отсутствие рифм, дисциплинирующих, скрепляющих строку, должны, по мысли Соффичи, передать хаотическое кружение, бессмысленность жизни — иллюзии.

Ты скакал по жизни, как никелированная сирена ярмарочной карусели по кругу

от любви к страсти, от величества к нищете.
Нет церкви, кинематографа, редакции или таверны,
оставшихся неведомыми тебе.
Ты спал в кровати каждой семьи...

Tant pis! Я сделаю себе баснословное одеяние из старых афиш.

(«Марсий и Аполлон». 1938)

С начала 20-х годов Соффичи активно работал в фашистской партии и ее литературном органе — журнале «Сельваджо». Друг Аполлинера, анархиствующий человек богемы, он без какой-либо душевной драмы отрекся от своих былых увлечений, объявил себя антимодернистом и антиромантиком и превратился в фашиста-традиционалиста, поборника классического и национального искусства. Впрочем, эта «смена вех», далеко не единственная в биографии Соффичи, не затронула сущности его мироощущения и его эстетики, остававшихся неизменно пессимистическими и глубоко упадочными. «Обзывайте меня как угодно: циником, бесстыжим, непристойным,— вы все равно не сможете помешать мне с остервенением потрошить самые «низкие» части человеческого естества, публично стирать грязное белье моей души» 8.

«черного двадцатилетия» футуристы торжественно именовали себя «государственным революционным искусством». В 1934 г. они устроили национальный съезд писателей-футуристов, которому прислал приветствие дуче. Несмотря на поддержку режима, как художественное направление они не смогли создать чего-либо нового и продолжали существовать главным образом на проценты от старого капитала.

7. См.: Манифесты итальянского футуризма. Перевод В. Шершеневича. М.. 1914; Маринетти. Футуризм. СПб., 1914.

8. Цит. по кн.: Crémieux В. Panorama de la littérature italienne contemporaine. 2-e ed Paris, 1928, p. 238.