Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы.
Итальянская барочная проза.
Историк и пародист Трояно Боккалини.

ИСТОРИК И ПАРОДИСТ ТРОЯНО БОККАЛИНИ

Трояно Боккалини (1556—1612) служил в папской курии, был известен как противник власти испанцев в Италии, с которыми он боролся как писатель и как политический деятель. По весьма правдоподобной версии, умер в Венеции, отравленный испанцами. Главным трудом Боккалини, над которым он неустанно работал, был двухтомный историко-политический трактат «Комментарий к Корнелию Тациту», изданный через 66 лет после смерти автора. Этим сочинением Боккалини хотел напомнить своим современникам о древних добродетелях. Тацит предстает в трактате как честнейший и благороднейший человек, преданный принципам высокой морали, праведной жизни и человеколюбия. Великий писатель античности восставал против зла в век, не уступавший, по мнению Боккалини, развращенностью нравов его собственному.

Возвращение в конце XVI — начале XVII столетия к Тациту, которого ранний Ренессанс ставил выше всех римских историков, объясняется, несомненно, влиянием контрреформации. Несмотря на то, что Тацит был убежденнейшим республиканцем, контрреформация предпочла его «безбожному и аморальному» Макьявелли.

У великого историка античности Боккалини научился обличать пороки современного ему общества. По своим политическим убеждениям он, как и Тацит, был республиканцем и уверял, что монархии и единовластное правление «заведены там, где люди глупы; там же, где есть люди образованные и талантливые, появляется республика». Боккалини не скрывал своих симпатий к Венецианской республике, единственной из итальянских государств сохранившей независимость. Его сатира в прозе «Вести с Парнаса» («Ragguagli di Parna-so», 1612) была воспринята современниками как произведение, направленное против испанской монархии. Книга имела необычайный успех; по подсчетам современного исследователя Л. Фирпо, подготовившего критическое издание сатиры 1, она выдержала в XVII в. 24 издания!

На Парнасе учрежден строгий порядок. Все входящее, исходящее и происходящее прилежно и беспристрастно регистрируется парнасским секретарем.

Канцлером Парнаса назначен знаменитый историк Гвиччардини. Лодовико Кастильоне (автор «Придворного») обличает монархов. Тит Ливий докладывает по вопросам историографии, а Тацит — политики. Ведение литературных дел доверено Лодовико Кастельветро, известнейшему теоретику литературы и критику XVI столетия.

Явившись на Парнас, Торквато Тассо предлагает Аполлону ученнейшую свою поэму «Освобожденный Иерусалим» и ходатайствует о даровании ему бессмертия. Дело Тассо передается на рассмотрение цензору и библиотекарю Парнаса Кастельветро. Сей ученый муж в течение нескольких месяцев разбирал творение просителя и обнаружил несоблюдение в оном правил великого Аристотеля, а посему решил, что, покуда Тассо не исправит свои ошибки, его произведению нет места в парнасской библиотеке. Обиженный Тассо отправился жаловаться самому Аполлону, уверяя, что он следовал всем правилам поэзии и считался с Аполлоном, а не с Аристотелем.

не гневаться и, принимая во внимание его преклонный возраст, выслушать его оправдания. Аристотель божится, что никогда не предписывал никаких непреложных правил, а хотел только показать возможные пути творчества, но заблуждение невежд сделало из его советов предписания, обязательные для всех пишущих.

Сатира Боккалини, высмеяв критику, покоившуюся на догматизированных принципах Аристотеля, и взяв под свою защиту поклонников Тассо, тем самым открыла дорогу восторжествовавшему в начале XVII в. барокко. Отказ Боккалини от правил, поклонение гению, требование свободы творчества были идеями, которые развивала сначала эстетика барокко, затем Вико и, наконец, романтики.

Примечания

1. Bjccalini T. Ragguagli di Parnaso. Vol. 1-2. A cura di L. Firpo. Bari, 1948.