Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы.
Театр и драматургия сеиченто.
Музыкальная драма.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДРАМА

Итальянская культура Сеиченто породила новый жанр театральных представлений, равно зависимый от музыки и литературного текста. Так же как комедия дель арте, музыкальная драма, возникшая на национальной почве в самом конце XVI в., очень скоро приобрела общеевропейское значение 22.

Первые музыкальные драмы были созданы одареннейшим либреттистом Оттавио Ринуччини (1562—1621) в содружестве с выдающимися итальянскими композиторами Перри, Каччини («Сказание о Дафне», 1594), Кореи («Эвридика», 1600) и Клаудио Монтеверди («Ариадна», 1607).

Кроме драм, Ринуччини писал лирические стихотворения (изданы во Флоренции в 1622 г.). Подобно другим лирикам барокко, Ринуччини был необыкновенно чувствителен к музыкальной стихии поэзии. Мелодический строй его стихов совершенен. Сцена превращения Дафны в лавровое дерево в первой из драм Ринуччини выдержана в ритмах, вызывающих ассоциации с Дафной, изваянной Борромини. Любимую портами Возрождения тему Орфея и Звридики (идущую от Полициано) порт Сеиченто решил совершенно в ином музыкальном ключе. Певучи и богаты по звучанию монологи Орфея:

Вооруженный плектром
И золотой кифарой
Жалобным молит метром
Любовник, сраженный карой,
Чтоб, как волна залива,
На берег вернулась дива.

(Перевод И. Голенищева-Кутузова)

Б. Кроче сравнивал Ринуччини с античными лириками и полагал, что творчество этого замечательного порта и драматурга еще не оценено в должной степени.23

первого либреттиста музыкального театра — Оттавио Ринуччини.

Примечания

22. Della Corte A. Drammi per musica. Torino, 1926.

23. Croce B. Storia dell’età barocca in Italia. Bari, 1957, p. 350—357.