Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы.
Литература Испании и Италии эпохи барокко.
Введение

ВВЕДЕНИЕ

В истории мировой культуры XVII столетию принадлежит важное место. Именно этим веком датируем мы начало науки и искусства нового времени. Величайшие изменения происходили в политическом строе мира, в литературе и искусстве, в сознании людей. Культурные границы человечества расширились. Купцы, миссионеры, завоеватели отправились на Ближний и Дальний Восток. В сферу европейских государств, прежде всего Испании, прочно вошла Америка. По морским путям, открытым итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями, устремились другие народы. Не только поиски наживы гнали европейцев в дальние страны, но также бесконечная любознательность, жажда познать огромный, вновь открывшийся мир.

Порты, живописцы, скульпторы, музыканты эпохи барокко чувствовали, что пришло «новое время». Стиль своих произведений они называли «модернизмом». Таким образом, они резко отграничивали себя от мастеров предыдущего столетия, хотя у некоторых из портов XVI в. находили родственные черты (у Баттиста Гварини, у Тассо). Это сознание принадлежности к иной культурной эпохе кажется нам чрезвычайно важным.

В XVII в. человек теряет ощущение своей исключительности и обособленности в мироздании и чувствует себя слитым с вечно движущейся природой. Небесный свод разрывается и превращается в звездную бездну — «звездам числа нет, бездне дна» (Ломоносов). Это ощущение порождает новые формы в архитектуре. Границы зданий как бы тают, исчезают резко ограничивающие их прямые линии и плоскости. Барочные купола создают иллюзию разверстых над человеком, уходящих в бесконечность небес. Задолго до математиков архитекторы усомнились в «праведности» прямой линии и предпочли округлые, ломаные кривые1

Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы. Литература Испании и Италии эпохи барокко. Введение

Бернини. Эскиз церкви Санта-Мария ди Монтесанто. Стокгольм, Национальный музей

Движение в природе, открытое наукой, воцаряется и в архитектуре, скульптуре, в поэзии и музыке. Полны жизни, напряженно эмоциональны скульптурные композиции Бернини. Уясе в ранних созданиях Бернини (Плутон и Прозерпина, Давид и Голиаф, Дафна, превращающаяся в дерево) классицизм преодолевается движением2. Движется все: земля, небесные светила, вода, облака, человек. Покоя нет нигде. Символами этого движения становятся Протей, волшебница Цирцея, птица Венеры Павлин. Все изменчивое создает непрестанно новые и новые иллюзии, мир рушится в бездну зеркал и восстанавливается, как сцена театра, на которой появляются и проваливаются зачарованные дворцы Армиды. Сознание, созерцая этот меняющийся мир, создает новые мифы или яге придает новое значение легендам древности. Барочные герои изменчивы и непостоянны, как Дон-Жуан,— в любви, привязанностях, идеях, принципах.

Голенищев-Кутузов И.Н.: Романские литературы. Литература Испании и Италии эпохи барокко. Введение

Бернини. Св. Тереза. Рим, Санта-Мария делла Витториа

— стоицизм и эпикуреизм. Вы скажете, но ведь это эпоха контрреформации? Не спорю, но следует вспомнить, что начиная приблизительно с 1600 г. строгость контрреформации в католических странах, особенно в Италии, значительно смягчается. Папы XVII в. чувствовали себя победителями, может быть, преждевременно. Они снова отстраивали и украшали Рим, их скульпторами и архитекторами были Бернини и Борромини. Но «на периферии» католического мира — в Германии, и даже в некоторых провинциях Франции протестанты и гугеноты снова брались за оружие, снова вспыхивали гражданские войны. Не приходится удивляться тому, что немецкое и в значительной степени английское барокко окрашено мрачными тонами, что там, как в XV в., царит идея о недолговечности и смерти и похоронная песнь звучит рядом с сатирой. Впрочем, устав от яростных памфлетов, сатир и плачей, Агриппа д’Обинье и Андреас Гриффиус сочиняют порой легкомысленные и любовные стихи. И у лириков католического барокко возникают мысли о краткости человеческой жизни, о призрачности бытия, порою близкие к Паскалю.

В эту эпоху над Европой впервые раздалась та большая, глубокая, гениальная музыка, к которой мы привыкли и которая поныне звучит в концертных залах всего мира. Новые жанры — опера и комическая опера, или опера-буфф, обязаны своим зарождением XVII веку. Новые музыкальные формы: соната, концерт, оратория,— возникшие на итальянской почве, несли в себе новое содержание 3. Одним из создателей нового музыкального языка был Клаудио Монтеверди. Он высвободил мадригал от старых форм и явился пионером жанра музыкальной драмы («Ариадна», 1607). Ему и автору первых опер «Дафна» и «Эвридика» 4 Якопо Перри принадлежит заслуга в создании музыкального театра.

Театрализуется религиозная музыка, концерты духовной музыки устраиваются в церквах. Конец XVII и начало XVIII в. являются периодами развития органной и клавесинной музыки. Центром новой музыки оставалась Италия, но крупные композиторы появились также в Вене, в германских государствах, во Франции и Нидерландах. Музыкальное барокко было искусством вариации, оно требовало все более крупных хоров и оркестров. Особой монументальности достигает музыка церковная. Подобно поэзии, музыка ставит своей целью поразить и потрясти слушателей. Среди произведений многих искусных музыкантов этого времени сочинения римского композитора Орацио Беневоли отличались сложнейшим контрапунктом; в некоторых его мессах участвует до 47 голосов. Он стремился к величественному и грандиозному, к Музыкальной Метафоре, способной соединить, казалось бы, несоединимые противоположности.

Музыкальные здания, которые возводили великие композиторы XVII столетия, походили на соборы в стиле барокко. Как барочная архитектура, где линии кажутся смещенными, фасады движутся, колонны восходят винтообразно вверх, купола словно пронзают пространство, музыка барокко полна движения, она грандиозна и насыщена сложнейшими и многообразнейшими комбинациями.

барокко, оставаясь ему верна даже тогда, когда в литературе и изобразительных искусствах появились другие течения.

Ни в одном столетии не было такого схождения между поэзией, музыкой и изобразительным искусством, как в XVII. Мастера всех искусств одинаково стремились к Метафоре, которая соединяла все мировые явления, требовала для проникновения в тайны мировой гармонии «гениального остроумия» — быстрого разума. Спустя столетие Михаил Ломоносов будет мечтать о «быстрых разумом Невтоиах», которых породит российская земля.

Одними из самых значительных поэтов европейского XVII в. были итальянец Марино и испанец Гонгора, самыми интересными из теоретиков литературы — итальянец Тезауро и испанец Грасиан. Без рассмотрения их творчества и их мыслей об искусстве нельзя понять особенностей художественного метода и эстетической системы ведущего направления в искусстве и литературе Европы XVII столетия — барокко.

В XVII в. началось нисхождение Италии на роль европейской провинции, куски от которой отрывали испанцы, французы, австрийцы. Не утеряли независимости лишь Венецианская республика и Пьемонт. Социальный строй оставался без существенных изменений, только земля переходила в руки новой аристократии и крупной буржуазии. Крестьянские наделы были малы, на Севере и в Средней Италии преобладало испольное хозяйство. Разбогатевшие горожане стремились получить имения и приобрести титула от итальянских князьков или испанских правителей; впрочем, процесс этот начался еще в конце XV столетия.

В то время как Испания, Нидерланды, Англия и Франция увеличивали свои колониальные приобретения, в круг мировой торговли вовлекались все новые страны и создавалась единая мировая экономическая система на хищнических началах, Италия, раздробленная и униженная, оставалась придатком к крупным европейским державам. Гений Италии еще продолжал восхищать Европу и влиять на европейскую мысль, но уже утрачивал прежнее первенство.

1969

—В кн.: Moment! e problemi di storia dell’ Estetica. Milano, 1959, p. 488.

2. Wittkower R. G. L. Bernini. London, 1955, р. 5—6.

3. Bukofzer М. F. Music in the Baroque era. N. Y., 1947; Clercs S. Le Baroque et la Musique. Bruxelles, 1948; Ливанова T. И. Семнадцатый век и пути развития музыки Запада.— В кн.: XVII век в мировом литературном развитии. М., 1969, с. 368—389.

4. Написана в 1600 г. по либретто Ринуччини.