Категории средневековой культуры.
Примечания

Примечания

Пространственно-временное представления средневековья

1. R. Alexander, Space, Time and Deity, London, 1947 vol. I, p. 36; W. Lewis, Time and Western Man, Boston, 1957, p. X, XII, 211 ff.; H. H. Pаrkhurst, The Cult of Chronology. - "Essays in Honor of John Dewey", New York, 1929, p. 294; W. Weisсhedel, Das heutige Denken zwischen Raum und Zeit. - "Universitas", 22. Jg., H. 12, 1967, S. 1234 ff.

2. Дж. Уитроу, Естественная философия времени, М., 1964, стр. 74.

3. E. Cassirer, Philosophie der symbolischen Forinen, II. Teil, Berlin, 1925, S. 103 ff.; A. Hallоwell, Culture and Experience, Philadelphia, ]955; B. L. Whоrf. Language, Thought, and Reality, New York, 1956; O. F. Воllnоw, Mensch und Raum, Stuttgart, 1963.

4. M. Granet, La pensee chinoise, Paris, 1934, p. 86, 90, 97, 103.

5. С. Радхакришнан. Индийская философия, т. I, М., 1956, стр. 33, ср. стр. 312, 377.

6. H. Frankfort, The Birth of Civilization in the Near East, London, 1951, p. 20.

7. J.-P. Vernant, Mythe et pensee chez les grecs. Etudes de psychologie historique, Paris, 1965, p. 22 ss., 57, 71 ss., 99 ss.

8. А. Ф. Лосев, История античной эстетики (ранняя классика), М., 1963, стр. 50.

9. Там же, стр. 38, 55. Ср. А. Ф. Лосев, История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон, М., 1969, стр. 598-600, 612-613 и др.

10. В. A. Van Groningen, In the Grip of the Past. Essay on an Aspect of Greek Thought, Leyden, 1953.

11. W. den Boer, Graeco-Roman Historiography in its Relation to Biblical and Modern Thinking. - "History and Theory", vol. VII, № 1, 1968, p. 72. Ср. E. Ch. Welskорf, Gedanken ubor den gesellschaftlichen Fortschritt im Altertum. XIII. Internationaler Kongress der historischen Wissenschaften. Moskau, 1970.

12. М. М. Бахтин, Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса, М., 1965.

13. Н. И. Конрад, Запад и Восток, М., 1966, стр. 79.

14. О. Шпенглер. Закат Европы, т. I, М.- Пг., 1923, стр. 126 след., 170 след.

15. Д. С. Лихачев, Поэтика древнерусской литературы, Л., 1967.

16. J. Le Gоff. La civilisation de l'Occident medieval, Paris, 1965, p. 126, 440.

17. Е. Маle, L'art religieux du XIIIe siecle en France, Paris, 1925 (6, ed.), p. 1-5.

1. О. А. Добиаш-Рождественская. Западные паломничества в средние века. Пг., 1924, стр. 49 и след.; Ch. H. Haskins, Studies in Mediaeval Culture, New York, 1929, p. 101; M. N. Воуеr, A. Day's Journey in Mediaeval France. "Speculum", vol. XXVI, 1951; Cambridge Economic History of Europe. Vol. Ill, Cambridge, 1963, p. 128.

2. O. Szemerenyi, The Etymology of German Adel "Word", vol. 8, 1952; W. Krogmann, Handmahal. - "Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung", 71. Bd, 1954. Иначе О. Вehagеl, Odal. "Forschungen und Fortschritte", 11. Jg., n. 29, 1935, S. 369-370.

3. O. v. Dungеrn, Uber die Freiheit des Eigentums im Mittelalter. - "Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Ahteilung", 53, Bd., 1933, S. 291; H. Ebner, Das freie Eigen. Klagenfurt, 1969, S. 129 ff., 227; F. Mezger, Zur Fruhgeschichte von Freiheit. und Frieden. - "Fragen und Forschungen im Bereich und Umkreis der germanischen Philologie", 1956, S. 15-16.

4. V. Gronbech, Vor Folkeaet i Oldtiden, Bd II, Kobenhavn, 1912, S. 6-9; R. Кummer, Midgards Untergang, Leipzig, 1927.

5. J. de Vries, Ginnungagap. - "Acta Philologica Scandinavica", V, 1929.

6. Snоrri Sturluson, Edda, c. 14. Utg. av Anne Holtsmark og Jon Helgason, Kobenhavn-Oslo-Stockholm, 1965.

7. "Речи Гримнира", 12. - "Старшая Эдда". Перевод А. И. Корсуна. Ред., вступит, статья и комментарии M. И. Стеблин-Каменского, M.-Л.,-1963, стр. 37. Ср. "Младшая Эдда", Л., 1970, стр. 28.

8. Snоrri Sturluson, Heimskringla, I. Bjarni Adalbjarnarson gaf ut, Reykjavik, 1941, bis. 22.

9. Ibid., bis. 22-23.

10. М. И. Стеблин-Каменский. Культура Исландии, Л., 1967, стр. 64.

11. "Сага о Ньяле", гл. 75.-"Исландские саги". Ред., вступит. статья и примеч. M. И. Стеблин-Каменского, M., 1956, стр. 566.

12. Там же, стр. 778.

13. J. Ваltrusaitis, Le Moyen Age fantastique, Paris, 1955.

14. M. M. Бахтин, указ. соч., главы 5 и 6.

15. F. W. Maitland, Domesday Book and Beyond, Cambridge, 1907, p. 371.

16. L. Musset, Observations historiques sur une mesure agraire: le bonnier. - "Melanges d'histoire du Moyen Age dedies a la memoire de Louis Halphen", Paris, 1951, p. 541.

17. J. Le Gоff, La civilisation de l'Occident medieval, p. 405.

18. A. Meуer, Wesen und Geschichte dor Theorie vom Mikro-und Makrokosmos, Bern, 1900; G. P. Conger, Theories of Macrocosms and Microcosms in the History of Philosophy, New York, 1922; R. Allers, Microcosmus. - "Traditio", 2, 1944.

19. W. Кranz, Kosmos. - "Archiv fur Begriffsgeschichte", Bonn, 1958.

21 M.-M. Davy, Essai sur la symbolique romane (Xlle siecie), Paris, 1955, p. 103.

22. Alani ab Insulis Liber de Planctu Naturae. PL, t. 210, Paris, 1855, col. 443 b.

23. M.-Th. D'Alverny, Le cosmos symbolique du XIIe siecie. - "Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age" 28. annee, 1954.

24. C.-M. Edsman, Arbor inversa. Heiland, Welt und Mensch als Himmelspflanzen. - "Festschrift Walter Baetke", Weimar, 1966.

25. "Omnis mundi creatura || Quasi liber et pictura || Nobis est et speculum". Цит. по: E. R. Сurtius, Europaische Literatur und lateinisches Mittelalter, Bern, 1948, S. 322.

26. L. Spitzer. Classical and Christian Ideas of World Harmony. - "Traditio". vol. II, New York, 1944, S. 434 ff.

27. E. Gilsоn, Le Moyen Age et le naturalisme antique. - "Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age", 7. annee, 1933, p. 22 ss.

28. L. Kirchenbauer, Raumvorstellungen in fruhmittelhochdeutschen, Epik, Heidelberg, 1931, S. 17.

29. O. Lauffer, Das Landschaftsbild Deutschlands im Zeitalter der Karolinger, Gottingen, 1896.

30. Цит. по: Р. А. Фридман, Любовная лирика трубадуров и ее истолкование. - Ученые записки Рязанского госпединститута", т. 34. Труды кафедры литературы, М., 1965, стр. 288.

31. А. Вiese, Die Entwickelung des Naturgefuhls im Mittelalter und in der Neuzeit, Leipzig, 1888. Ср. E. Pоns, Le theme et le sentiment de la nature dans la poesie anglo-saxonne, Strassbourg, Paris, 1925.

32. G. Stockmayer, Uber Naturgefuhl in Deutschland im 10. und 11. Jahrhundert, Leipzig und Berlin, 1910.

33. W. Ganzenmuller, Das Naturgefuhl im Mittelalter, Leipzig und Berlin, 1914.

34. K. Wuhrer, Romantik im Mittelalter. Beitrag zur Geschichte des Naturgefuhls, im besonderen des 10. und 11. Jahrhunderts, Baden-Wien-Leipzig-Brunn, 1930.

35. L. Sсhneider. Die Naturdichtung des deutschen Minnesangs. - "Neue deutsche Forschungen", Abteilung Deutsche Philologie. Bd. 6, Beriin, 1938.

36. E. R. Сurtius, Rhetorische Naturschilderung im Mittelalter. "Romanische Forschungen", 56, 1942, S. 221 ff.; M. Gsteiger, Die Landschaftsschilderungen in den Romanen Chrestiens de Troyes, Bern, 1958.

37. I. Hahn, Raum und Landschaft in Gottfrieds Tristan. Ein Beitrag zur Werkdeutung. - "Medium Aevum. Philologische Studien" Bd 3, Munchen, 1963, S. 7 ff.

38. R. Gruenter, Zum Problem der Landschaftsdarstellung im hofischen Versroman. - "Euphorion", 56. Bd, 3. H., 1962.

39. E. Коbel, Untersuchung zum gelebten Raum in der mittelhochdeutschen Dichtung, Zurich, 1950.

41. П. М. Бицилли, Салимбене, Одесса, 1916, стр. 300-301.

42. W. Ноmuth, Vom Einfluss des Lehnswesens und Ritterturns auf den franzosischen Sprachschatz. - "Romanische Forschungen" XXXIX. Bd, 2. Heft, Eriangen, 1925.

43. Sanсti Dionysii Areopagitae De Caelesti Ierarchia. I, 7-9. PL, t. 122, Paris, 1865, col. 1050-1058.

44. J. Sauer, Symbolik des Kirchengebaudes und seiner Ausstattung in der Auffassung des Mittelalters, Freiburg, 1924; G. Bandmann, Mittelalterliche Architektur als Bedeutungstrager, Berlin, 1951; E. Baldwin Smith, Architectural Symbolism of Imperial Rome and the Middle Ages, New York, 1956.

45. Аллегорическая география средневековья - "служанка богословия" - совмещала в одной пространственной плоскости всю священную и земную историю. На "картах мира" рай с Адамом и Евой, библейские персонажи, Троя, завоевания Александра, римские провинции, "святые места", христианские государства и "конец света". См. А.-D. v. den Brincken, "ut describeretur universus orbis". Zur Universal-kartographie des Mittelaiters, "Methoden in Wissenschaft und Kunst des Mittelalters", Berlin, 1970.

46. W. Harms. Homo viator in bivio. Munchen, 1970.

47. Ю. M. Лотман, О понятии географического пространства в русских средневековых текстах. - "Труды по знаковым системам", II, Тарту. 1965, стр. 210-216.

48. Р. Аlрhandеrу, La Chretiente et l'idee de Croisade, I, Paris, 1954, p. 7.

49. R. W. Southern, The Making of the Middle Ages, New Haven, 1953, p. 241-245.

50. С. Д. Кацнельсон, Историко-грамматические исследования, М.-Л., 1949, стр. 80-81, 91-94.

51. Bandamanna saga und Qlkofra pattr. Hrsg. von Baetke. - "Altnordische Textbibliothek. N. F., 4. Bd, Halle (Saale), 1960, S. 52, 54.

52. Вeati Rabani Mauri... Allegoriae in Universam Sacram Scripturam, PL. t. 112, Paris, 1852. col. 849-850.

53. Данте Алигьери, Малые произведения, М., 1968, стр. 387. Ср. "Пир", II, I - там же, стр. 135-136.

54. Подробную расшифровку символики средневековой церковной архитектуры см.: Aubеr, Histoire et theorie du symbolisme religieux avant et depuis le Christianisme, t. 3-4, Paris-Poitiers, 1871.

55. С. G. Lооmis. White Magic. An Introduction to the Folklore of Christian Legend, Cambridge, Mass., 1948, p. 91, 93.

56. П. Бицилли, Элементы средневековой культуры. - "Гносис", 1919, стр. 8-9.

57. G. Роulеt, Les methamorphoses du cercle, Paris, 1961, p. III.

58. A. Grabar, Plotin et les origines de l'esthetique medievale. - "Cahiers archeologiques", I, 1945, p. 22.

59. E. Трубецкой, Два мира в древнерусской иконописи, М., 1916, стр. 17, 23.

61. О различии в восприятии перспективы в античном мире, в средние века и в эпоху Возрождения см.: М. Schild Вunim, Space in Medieval Painting and the Forerunners of Perspective, New York, 1940. О "духовной перспективе" в средневековом искусстве см.: W. Messerer, Einige Darstellungsprinzipien der Kunst im Mitteialter. - "Deutsche Vierteljahrsschrift fur Literaturwissenschaft und Geistesgeschichte", 36. Jg., H. 2, 1962.

62. Е. Раnоfskу. Die Perspektive als symbolische Form. - "Aufsatze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft", Berlin, 1961, S. 110.

63. E. de Bruуne, Etudes d'esthetique medievale, t. 3, Brugge, 1946, ch. I.

64. E. Panоfsky, op. cit., S. 111-115; idem, Gothic Architecture and Scholasticism, New York, 1957, p. 44 ff., 58.

65. А. Коуre, Le vide et l'espace infini au XIV" siecle. - "Archives d'histoire doctrinale et litteraire du Moyen Age", 24. annee, 1949, p. 50; E. Сassirer, The Individual and the Cosmos in Renaissance Philosophy, New York, 1963.

66. E. Whittaker. Space and Spirit, London, 1946, p. 73, ff.

67. Hоnоrii Augustodunensis De Pliilosophia Mundi. I, 23. PL, t. 172, Paris, 1854, col. 56.

68. "Raumordnung im Aufbau des mittelalterlichen Staates", Bremen, 1961; B. Guenee, Espace et Etat dans la France du Bas Moyen Age. - "Annales. Economies, Societes, Civilisations". 23, N 4, 1968.

69. А. Duрrоnt, Espace et humanisme. - "Bibliotheque d'humanisme et Renaissance", t. VIII, Paris, 1946; J. Delumeau, Le developpement de l'esprit d'organisation et de la pensee methodique dans la mentalite occidentale a l'epoque de la Renaissance. - "XIIIe congres international des sciences historiques", Moscou, 1970.

"Что есть время?"

1. К. WeinhоId, Ueber die deutsche Jahrtheilung. Kiel, 1862; idem, Die deutschen Monatnamen, Halle, 1869; J. Grimm, Geschichte der deutschen Sprache. I. Bd., Leipzig, 1868; M. P. Nilsson, Primitive Time-reckoning, Lund, 1920.

2. G. Bilfinger, Untersuchungen uber die Zeitrechnung der alten Germanen. I. Das altnordische Jahr, Stuttgart, 1899.

3. K. WeinhоId, Altnordisches Leben. Bearb. von G. Siefert, Stuttgart, 1938, S. 258.

4. "Старшая Эдда", стр. 33; Edda. Hrsg. von G. Neckel und H. Kuhn. I. Text, Heidelberg, 1962, S. 10-11.

5. "Старшая Эдда", стр. 10; Edda, I, S. 4.

6. Snorri Sturluson, Heimskringla. I. Prologus, bis. 4-5.

7. Sverris saga, kap. 38, udg. ved G. Indrebo, Kristiania, 1920.

8. Snorri Sturluson, Heimskringla. I. Ynglinga saga, kар. 15.

9. А. V. Strom. The King God and His Connection with Sacrifice in Old Norse Religion. - "La Regalita sacra", Leiden, 1959, s. 714-715.

11. Snоrri Sturluson, Edda, kap. 26.

12. M. Eliade, Le mythe de l'eternel retour, Paris, 1949.

13. Тh. Finkenstaedt, Das Zeitgefuhl im altenglischen Beowulf-Epos, - "Antaios", Bd III, Stuttgart, 1962, S. 226 ff.

14. M. Halbwасhs, La memoire collective et ie temps. - Cahiers internationaux de sociologies, vol. II, 1947, p. 8.

15. К. A. Eckhard, Irdische Unsterblichkeit. Germanische Glaube an die Wiederverkorperung in der Sippe. Weimar, 1937.

16. M. I. Steblin-Kamenskij, Tidsforestillingene i Islendingasagaene. - "Edda", Bd LXVIII, Hefte 6, 1968, s. 358-359.

17. R. Glasser, Verborgene und vordringliche Zeit in der Sprache. - "Romanische Forschungen", 56. Bd, 3. H., 1942, S. 386-387; E. Leisi. Die Darsteliung der Zeit in der Sprache. - "Das Zeitproblem im 20. Jahrhundert", hrsg. von R. W. Meyer, Bern und Munchen, 1964, S. 17 ff. В древнерусском языке слово "мъсто" значило "место" (locus) и "время" (отсюда - "покамест"). И. И. Срезневский, Материалы для словаря древнерусского языка, M., 1958 (изд. 2-е), т. II, стр. 247.

18. W. Mannhardt, Germanische Mythen. Forschungen, Berlin, 1858, S. 606.

19. Snоrri Sturluson, Edda, kap. 8. Ср.: M. СikIamini. The Chronological Conception in Norse Mythology, - "Neophilologus", 47. jaargang, Afl. 2, 1963, p. 142-143.

20. Snоrri Sturluson, Edda, kap. 15.

21. Gragas, I, 10. Hrsg. von A. Heusler. - "Germanenrechte", Bd 9, Weimar, 1937.

22. King Alfred's Orosius. Ed. by H. Sweet, London, 1883, p. 17-19.

23. W. H. Vоgt, Aldartryggdir ok aevintryggdir. Zur Entwicklung von germ. ald- und aiw- zu "immerdar" und "ewig". - "Beitrage zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur", 58 Bd. 1934.

24. Аri Тhоrgilssоn, The Book of the Icelanders (Islendingabok), ed. by H. Hermannsson, Ithaka, New York, 1930 ("Islandica", vol. XX).

25. G. Bilfinger, Untersuchungen uber die Zeitrechnung..., S. 38 f.

26. M. С. van den Тооrn, Zeit und Tempus in der Saga. - "Arkiv for nordisk filologi", LXXVI. Bd, 1961, s. 136, 137.

27. Lуnn Thorndike, A History of Magic and Experimental Science, vol. II, New York. 1923, p. 68.

28. G. Bilfinger, Die mitteIalteriechen Horen und die modernen Stunden. Ein Beitrag zur Kulturgeschichte, Stuttgart, 1892; W. Rоthwell, The Hours of the Day in Medieval French. - "French Studies", XIII, n 3, 1959.

29. Цит. по: J. Le Gоff, La civilisation de l'Occident medieval, p. 229...

31. Hоnоrii Augustodunensis De Imagine Mundi libri tres, II, 4-10. PL, t. 172, col. 172 ss.

32. J. C. Webster, The Labors of the Months in'Antique and Mediaeval Art, Princeton, 1938; H, Stern, Poesies et representations carolingiennes et byzantines des mois. - "Revue archeologique", 6e ser., t. XLV, 1955.

33. О. СulImann, Christ et le temps, Neuchatel-Paris, 1947.

34. Творения блаженного Августина, ч. 4, изд; 2-е, Киев, 1905. "О граде божием", кн. XII, гл. XIII. XVII.

35. Творения блаженного Августина, ч. 1, изд. 2-е, Киев, 1901. "Исповедь", кн. XI, гл. 14.

36. Там же, гл. 22.

37. Там же, гл. 27.

38. Там же, гл. 20, 28.

39. "О граде божием", кн. XII, гл. 12; "Исповедь", кн. XI, гл. 13.

40. Honorius Augustodunensis, Clauis Physicae, f. 4v-5. Цит. по: M.-Th. D'Alvernу, Le Cosmos symbolique..., p. 39. Ср.: loannis Scoti, De Divisione Naturae libri quinque. I, 1. PL, t. 122, col., 442.

41. J. F. Сallahan, Four Views of Time in Ancient Philosophy, Cambridge, 1948, p. 152-183, 192-202.

42. De civ., 22, 24.

43. Цит, по: H.-I. Маrrоu, L'ambivalence du temps de l'histoire chez Saint Augustin, Montreal-Paris, 1950, p. 22.

44. A.-D. v. den Brincken, Studien zur lateinischen Weltchronistik bis in das Zeitalter Ottos von Freising. Dusseldorf, 1957, S. 38,

45. De civ., 17, 1.

46. P. Rоusset, La conception de l'histoire a l'epoque feodale. - "Melanges d'histoire du Moyen Age dedies a la memoire de Louis Halphen", Paris, 1951, p. 630-633.

47. G. Sсhоebe, Was gilt im fruhen Mitteialter als geschichtliche Wirklichkeit? Ein Versuch zur Kirchengeschichte des Baeda venerabilis. - "Festschrift Hermann Aubin zum 80, Geburlslag", Bd II, Wiesbaden, 1965, S. 640-643.

48. О. Л. Вайнштeйн, Западноевропейская средневековая историография, М. - Л., 1964, стр. 74.

49. A. Dempf, Sacrum Imperium. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance, Munchen und Berlin, 1929, S. 251.

51. Honorii Augustodunensis De Imagine Mundi. II, 1-3.

52. Ibid., 11, 3.

53. Цит по: M.-D. Сhenu, La thcologie au douzieme siecle, Paris, 1957, p. 67, 87.

54. E. Jeauneau, Nains et geants. - "Entretiens sur la Renaissance du 12е siecle", Paris-La Haye, 1968.

55. Thomae Aquinatis, Summa Theologica, Pars I, quaest. X, art. I.

56. J. Ratzinger, Der Mensch und die Zeit im Denken des Heiligen Bonaventura. - "L'homme et son destin d'apres les Penseurs du Moven Age", Louvain-Paris, 1960, p. 476, 483.

57. Z. Zawirski, L'evolution de la notion du temps, Сrakovie, 1936, p. 35-42.

58. M.-D. Сhenu, Situation humaine, corporalite et ternporalite. - "L'homme et son destin d'apres les penseurs du Moyen Age" p. 39-40, 49.

59. M.-D. Сhenu, La theologie au douzieme siecle, p. 93.

60. F. S. Lear, The Mediaeval Attitude Toward History. - "The Rice Institute Pamphlet", vol. XX, N 2, 1933, p. 169-171.

61. De civ., 11, 6.

62. Hоnоrii Augustodunensis Elucidarium. РL, t. 172, col. 1119.

63. Sanсti Isidоri Hispanensis episсорi Etymologiarum libri XX, PL. t. 82, Paris, 1878, col. 223.

64. De civ., 18, 53; 22, 30.

65. E. Роgnon, L'an mille, Paris, 1947; H. Fосillоn L'an mil, Paris, 1952.

66. Данте, Рай, XXX, 131-132.

67. J. E. Cross, Aspects of Microcosm and Macrocosm in Old English Literature. - "Studies in Old English Literature in Honor of A. G. Brodeur", Univ. of Oregon, 1963, p. 2-3.

68. E. R. Curtius, Europaische Literatur und lateinisches Mittelaiter, S. 103.

69. Цит. по: J. Sроrl, 1, Grundformen hochmittelalterlicher Geschichtsanschauung. Studien zum Weltbild der Geschichtsschreiber des 12. Jahrhunderts, Munchen, 1935, S. 59.

71. W. Freund, Modernus und andere Zeitbegriffe des Mittelalters, Koln-Graz, 1957, S. 108.

72. Walter Map, De nugis curial. Цит. по: E. R. Сurtius, op. cit. S. 259.

73. J. Sporl, Grundformen..., S. 30.

74. E. Jeauneau, op. cit., p. 26, Впрочем, подобным заявлениям не всегда можно доверять полностью. Аделярд Батский признавался, что распространенное отрицательное отношение к новшествам вынуждает его выдавать свои мысли за чужие и приписывать их древним или арабским мыслителям. См. J. Le Gоff. Les intellectuels au Moyen Age, Paris, 1960, р. 60.

75. H. Вeumann, Der Schriftsteller und seine Kritiker im fruhen Mitteiaiter. - "Studium Generale", 12. Jg., H. 8, 1959, S. 502, 509.

76. H. Grundmann. Die Grundzuge der mittelalterlichen Geschichtsanschauungen. - "Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mitteiaiter", Hrsg. von W. Lammers. ("Wege der Forschung", XXI). Darmstadt, 1961, S. 424.

77. Цит. по: H. Grundmann, Geschichtsschreibung im Mitteiaiter. - "Deutsche Philologie im Aufriss". Hrsg. von W. Stamrnler. 35. Lieferung, Berlin, Bielefeld, Munchen, 1961, S. 2283.

78. E. Gilsоn, L'esprit de la philosophie medievale, Paris, 1948, ch. XIX.

79. Цит. по: С. M. Стам, Учение Иоахима Калабрийского. - "Вопросы истории религии и атеизма", VII, М., 1959, стр 348.

80. Цит. по: E. GiIsоn, op. cit., р. 377.

81. Тhоmae Aquinatis Summa Theologica, II, 1, quaest. 106, art. 4; II, 2, quaest. 1, art. 7.

82. А. Воrst, Der Turmbau von Babel. Geschichte der Meinungen uber Ursprung und Vielfalt der Sprachen und Volker, Bd II, 1-2. Stuttgart, 1958-1959.

83. H. Вeumann, Topos und Gedankengefuge bei Einhard. - "Archiv fur Kulturgeschichte", 33. Bd, 3. H., 1951, S. 349-350.

84. A. Funkenstein, Heilsplan und naturliche Entwicklung. Formen der Gegenwartsbestimmung im Geschichtsdenken des hohen Mittelalters, Munchen, 1965, S. 76.

85. La morale de l'histoire. - "Le Moyen Age", t. LXIX, 1963, p. 366.

86. E. Meuthen, Der Geschichtssymbolismus Gerhohs von Reichersberg. - "Geschichtsdenken und Geschichtsbild im Mitteiaiter", S. 241 -246.

87. Ottоnis episcopi Frisingensis Chronica. Prol. I. Hrsg. von W. Lammers, Berlin, 1960, S. 8.

88. Chretien de Troyes, Chevalerie et elergie. - "Anthologie poetique francaise. Moyen Age", 1. Choix, introduction, traduction et notes par A. Mary, Paris, 1967, p. 102.

89. Ottоnis episcopi Frisingensis Chronica, S. 11-17. См.: H. M. Klinkenberg, Der Sinn der Chronik Ottos von Preising. - "Aus Mitteiaiter und Neuzeit", Bonn, 1957.

91. W. J. Brand t, The Shape of Medieval History. Studies in Modes of Perception, New Haven and London, 1966, p. 171.

92. M. Kemmeriсh, Die fruhmittelalterliche Portratmalerei in Deutschland bis zur Mitte des XIII. Jahrhunderts, Munchen, 1907.

93. G. Роulet, Etudes sur le temps humain, I, Paris, 1965, p. I-VI.

94. П. М. Бицилли, Салимбене, стр. 132.

95. См.: А. Хойслер, Германский героический эпос и сказание о Нибелунгах, М., 1960, стр. 350 след.

96. U. Ruberg, Raum und Zeit im Prosa-Lancelot. - "Medium Aevum. Philologische Studien, Bd 9. Munchen, 1965, S. 16, 164, 182-183.

97. Guillaume de Lorris, Le Jardin de deduit. - "Anthologie poetique francaise. Moyen Age", 1, p. 394.

98. Ph. Menard, Le temps et la duree dans les romans de Chretien de Troyes. - "Le Moyen Age", t. 73, N 3-4, 1967.

99. E. Коebler. Observations historiques et sociologiques sur la poesie des troubadours. - "Cahiers de civilisation medievale", VIIe annee, N 1, 1964, p. 43.

100. G. Quisрel, Time and History in Patristic Christianity. - "Man and Time", Papers from the Eranos Yearbooks. Bollingen Series XXX. 3, New York, 1957, p. 101.

101. Ph. Menard, op. cit., p. 393 ss.

102. "Поездка Скирнира", 42. "Старшая Эдда", стр. 45.

103. Д. С. Лихачев, указ. соч., стр. 254.

104. S. Hinterkausen, Die Auffassung von Zeit und Geschichte in Konrads Rolandslied, Inaugural-Diss, Bonn, 1967.

105. R. GIasser, Studien zur Geschichte des franzosischen Zeitbegriffe. - "Munchner Romanistische Arbeiten", 5. Munchen, 1936, S. 5; K. vоn Ettmауer, Analytische Syntax der franzosischen Sprache. II. Bd, Halle (Saale), 1936. S. 886; G. Leсhner, Zur "Zeit" und zur stilistischen und topologischen Funktion der "Temроrа" in der fruheren altfranzosischen Heldenepik, Inaugural-Diss, Munchen, 1961, S. 251.

106. M. Hubу, La structure numerique et sa valeur symbolique dans la poesie religieuse allemande du Moyen Age. - "Etudes gerrnaniques", 22, N 2, 1967, р. 244.

107. E. Kobel, op. cit, S. 8 ff., 14-15.

108 H. Werner, Raum und Zeit in den Urformen der Kunste. - "Vierter Kongress fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft Berichte", Stuttgart, 1931, S. 69-83.

109. О. Мандельштам, Разговор о Данте, M., 1967 стр. 32, 35.

111. Данте, Ад, XV, 85-87.

112. Данте, Чистилище, XI, 106-108.

113. Данте, Рай. XXIX, 12-32; XXXIII, 94-95.

114. Р A. Miсhelis, An Aesthetic Approach to Byzantine Art, London, 1964, p. 118.

115. См. "История Византии", т. I, M., 1967, стр. 433.

116. S. Stelling-Miсhaud, Quelques aspects du problems du temps au moyen age. - "Schweizer Beitrage zur Allgemeinen Geschichte", Bd 17, Bern, 1959, S. 25-26.

117. J. Le Gоff. Temps de I'Eglise et temps du marchand. - "Annales. Economies, Societes, Civilisations", 15, N 3, 1960.

118. А. Dоren, Fortuna im Mittelalter und in der Renaissance, Leipzig, 1924; К. Наmре, Zur Auffassung der Fortuna im Mittelalter. - "Archiv fur Kulturgeschichte", 17, 1927; D. M. Robinson, The Wheel of Fortune. - "Classical Philology", vol. XLI, N 4, 1946; H. R. Patch, The Goddess Fortuna in Mediaeval Literature, New York, 1967 (2 ed.).

119. P. Mandоnnet, Siger de Brabant et l'averroisme latin au XIIIe siecle, Louvain, 1911, p. 170-171; P. Duhem, Le systeme du monde, t. II, Paris, 1914, p. 447 ss; t. V, 1917, p. 61; t. VII, 1956, p. 441 ss; Г. Лей, Очерк истории средневекового материализма, M., 1962, стр. 307, 343, 345.

120. Дантe. Ад, VII, 77-81, 96.

121. W. vоn den Steinen, Menschen im Mittelalter, Bern und Munchen, 1967, S. 231 ff.

122. W. Gent, Die Philosophie des Raumes und der Zeit, Berlin, 1926; Idem, Das Problem der Zeit, Frankfurt a. M., 1934.

123. Г. Бель, Ирландский дневник. - "Новый мир", 1964, № 5, стр. 77.

124. J. Le Gоff. La civilisation de l'Occident medieval, p. 223.

125. G. Gurvitсh, The Spectrum of Social Time, Dordrecht, 1964.

126. P. Вrоwe, Beitrage zur Sexualethik des Mittelalters, Breslau, 1932; J. T. Nооnan, Contraception, a History of Its Treatment by the Catholic Theologians and Canonists, Cambridge, Mass., 1966; J.-L. Flandrin, Contraception, manage et relation amoureuses dans l'Occident chretien. - "Annales. Economies, societes, civilisations", 24, N 6, 1969.

127. N. Соhn, The Pursuit of the Millenium, London, 1970; T. Manteuffel, Naissance d'une heresie, Paris-La Haye, 1970.

128. M. de Gandillас, Valeur du temps dans la pedagogie spirituelle de Jean Tauler, Montreal-Paris, 1956, p. 42.

129. О. Шпeнглep, Закат Европы, т. I, стр. 12.

131. С. M. Сipоlla, Clocks and Culture, 1300-1700, London, 1967, p. 80-87.

132. Цит. по: J. Le Gоff. La civilisation de l'Occident medieval, p. 452. Новое отношение ко времени с предельной силой обнаружилось в конце ренессансной эпохи, в поэмах Джона Донна и у Шекспира. "Время вывихнулось, - восклицает Гамлет. - О, проклятье, я был рожден для того, чтоб его вправить!"

133. G. Pаris. La litterature francaise au Moyen Age. 2е ed., Paris, 1890, p. 30; L. Febvre, Le probleme de l'incroyance au XVIe siecie. La religion de Rabelais, Paris, 1942, p. 426-434; M. Вlосh, op. cit., p. 118.

"На праве страна строится..."

1. Р. Давид, Основные правовые системы современности, M., 1967, стр. 395.

2. F. Jouon des Longrais, L'Est et l'Ouest. Institutions du Japon et de l'Occident comparees, Tokyo - Paris, 1958, p. 256.

3. P. Давид, указ. соч., стр. 448, 449.

4. M. И. Стеблин-Каменский, Происхождение поэзии скальдов. - "Скандинавский сборник", III, Таллин, 1958, стр. 188.

5. См.: Эйнар Ольгейрссон, Из прошлого исландского народа. Родовой строй и государство в Исландии, M., 1957.

6. G. Ch. von Unruh, Wargus. Friedlosigkeit und magisch-kultische Vorstellungen bei den Germanen. - "Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung", 74. Bd, 1957.

7. E. Leisi, Aufschlussreiche altenglische Wortinhalte. - "Sprache - Schlussel zur Welt", Dusseldorf, 1959.

8. W. Ullmann, Individual and. Society in the Middle Ages, Baltimore, Maryland, 1966, p. 38.

9. A. Dempf, Sacrum Imperium, S. 8 ff., 147 ff.

10. E. H. Кantоrоwicz, Laudes Regiae. A Study in Liturgical Acclamations and Mediaeval Ruler Worship. Berkeley and Los Angeles, 1946; P. E. Sсhramm, Herrschaftszeichen und Staatssymbolik, Stuttgart, Bd I-III, 1954-1956.

11. G. Post, Sovereignty and its Limitations in the Middle Ages (1150-1350). - "XIII International Congress of Historical Sciences", Moscow, 1970.

12. G. Tellenbach, Church, State and Christian Society at the Time of the Investiture Contest, Oxford, 1940, p. 22.

13. W. Ullmann, Law and the Medieval Historian, - "XIe Congres International des Sciences Historiques. Stockholm, 21-28 aout 1960. Rapports. III. Moyen Age", Goteborg - Stockholm - Uppsala, 1960, p. 36.

14. Цит. по: В. Jаrrеtt, Social Theories of the Middle Ages, 1200-1500, New York, 1966, p. 17.

15. P. Kern, Recht und Verfassung im Mittelalter. - "Historische Zeitschrift", 120. Bd, 1919, S. 3 ff.

17. F. Liebermann, Die Gesetze der Angelsachen. Bd I, Halle a. S., 1898, S. 26 ff., 46.

18. Die Gesetze der Langobarden. Hrsg. von F. Вeуerle, Weimar, 1947. S. 2.

19. Цит. у F. Kern, Gottesgnadentum und Widerstandsrecht im fruheren Mittelalter, Leipzig, 1914, S. 167. Anhang XVII, S. 372-376.

20. Etymolog., IX, 3, § 4. PL, t. 82, соl. 342.

21. S. В. Сhrimes, English Constitutional History, London, 1967, p. 69.

22. F. Kern, Gottesgnadentum..., S. 177-178, 389-392.

23. См.: F. J. Dolger, Antike und Christentum. Kultur- und Religionsgeschichtliche Studien, Bd I, 1, Munster, 1929, S. 79 f.

24. P. Meinhоld, Qeschichte der kirchlichen Historiographie. Bd I, Munchen, 1967, S. 155-156.

25. J. Sporl, Das Alte und das Neue im Mittelalter. Studien zum Problem des mittelalterlichen Fortschrittsbewusstseins. - "Historisches Jahrbuch", 50. Bd 3. H., 1930.

26. E. Gоldmann, Cartam levare. - "Mitteilungen des Instituts fur Osterreichischen Geschichtsforschung", 35. Bd, l. H., 1914.

27. M. Коs, Carta sine litteris. - "Mitteilungen des Instituts fur Osterreichischen Geschichtsforschung", 62. Bd, 1954, S. 98-100.

28. См.: В. Jarrett, op. cit., p. 21.

29. Ю. M. Лотман, К проблеме типологии культуры. - "Труды по знаковым системам", III, Тарту, 1967, стр. 34; его же, Об оппозиции "честь" - "слава" в светских текстах киевского периода. - Там же, стр. 101-103.

30. М. Вloch, op. cit., p. 142.

31. T. F. Тоut, Mediaeval Forgers and Forgeries. - "Bulletin of the John Rylands Library Manchester", vol. 5, 1919.

32. О. Л. Вайнштейн, Западноевропейская средневековая историография, стр. 87 след.

33. К. ВоsI, Zu einer Soziologie der mittelalterlichen Falschung. - "Fruhformen der Gesellschaft im mittelalterlichen Europa" Munchen - Wien, 1964, S. 414 ff.

34. P. Rоusset. La croyance en la justice immanente a l'epoque feodale. - "Le Moyen Age", t. LIV, № 3-4, 1948, p. 227 ss.

35. P. Rоusset, Le sens du merveilleux a l'epoque feodale. - "Le Moyen Age", t. LXII, № 1-2, 1956, p. 32-33.

37. L. Geniсоt, Valeur de la personne ou sens du concret. A la base de la societe du haut moyen age. - "Miscellanea Mediaevalia in memoriam Jan Frederic Niermeyer", Groningen, 1967.

38. А. П. Каждан, Византийская культура (X-XII вв.), М., 1968, стр. 49 след.

39. А. П. Каждан. О социальной природе византийского самодержавия. - "Народы Азии и Африка", 1966, № 6, стр. 62-64.

40. Анна Комнина, Алексиада, перевод Я. Н. Любарского, М., 1965, стр. 288.

41. К. Воsl, Fruhformen der Gesellschaft im mittelaiterlichen Europa, S. 39, 58, 185.

42. Р. Vinоgradоff, Villainage in England, Oxford, 1892, ch. II; E. А. Косминский, Исследования по аграрной истории Англии XIII в., М.-Л., 1947, стр. 410 след.; М. А. Барг. Исследования по истории английского феодализма в XI-XIII вв., М., 1962, стр. 254 след.

43. Цит. у R. W. Southern, The Making of tlie Middle Ages, p. 104.

44. Adalberonis Carmen ad Rotbertum regem Francorum, PL, t. 141, Paris, 1853, col. 781-782.

45. G. Gusdоrf, Signification humaine de la liberte, Paris, 1962, p. 81ss.

46. E. Graus, Litterature et mentalite medievalcs: le roi et le peup!e. - "Historica", XVI, Praha, 1969, p. 58 ss.

47. E. Frоmm, Escape from Freedom, New York-Toronto, 1941, p. 41-43.

48. F. Graus, Volk, Herrscher und Heiliger im Reich der Merowinger, Praha, 1965, S. 300 f.

49. J. Huizinga, Le Declin du Moyen Age, Paris, 1948, p. 51.

50. P. А. Фридман, "Кодекс" и "законы" куртуазного служения даме в любовной лирике трубадуров. - "Ученые записки Рязанского госпединститута", т. 34, вып. II, М., 1966, стр. 64 след.

51. Е. dе Вruуne, Etudes d'esthetique medievale, t. 2, Brugge, 1946, pp. 177-180.

52. Е. Коеhier. Observations historiques et sociologiques sur la poesie des troubadours, p. 34.

53. С. В. Ешевский, Женщина в средние века в Западной Европе. - Соч., т. 3, М., 1870, стр. 374.

54. А. Кеllу, Eleanor of Aquitaine and the Four Kings, New York, 1967, p. 207-210.

55. В. Шишмаpев. Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франции и Прованса, Париж, 1911, стр. 296-297; Е. Wechssler, Das Kulturproblem des Minnesangs. Bd I, Halle a. S., 1909, S. 105 ft.; E. Коehler, op. cit., p. 45.

57. Das Stadtbuch von Augsburg. Hrsg. von Chr. Meyer, Augsburg, 1872, S. 240-244.

58. Documents relatifs a l'histoire de l'industrie et du commerce en France, publies par G. Fagniez, I, Paris, 1898, N 130.

59. Snоrri Sturluson, Heimskringla. II. Olafs saga Tryggvasonar, kap. 88.

60. F. Тonnies, Gemeinschaft und Gesellschaft, Berlin, 1926, S. 22, 35-38.

Средневековые представления о богатстве и труде

“На дар ждут ответа...”

1 S. В о 1 i n, Ur penningens historia, Stockholm, 1962.

2 Atlaqvifia in groenlenzca, 26, 27. Edda, hrsg. von G. Neckel und H. Kuhn, Heidelberg, 1962.

3 Один из кеннингов (метафорических обозначений) воина

4 “Старшая Эдда”, стр. 73-74.

5 Gulathings-Lov, 223, 270. Norges gamie Love indtil 1387. Bd 1, Christiania, 1846.

6 F. Т. H a r m e r, Select English Historical Documents of the 9th and 10th Centuries, Manchester, 1914, n. 2.

7 К. H. G a n a h 1, Hufe und Wergeld.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 53. Bd, 1933.

8 Edda, S. 41.

9 Л. V а 1 d e L i ё v r e, Launegild und Wadia, Innsbruck, 1877; К. v. A m i r a, Nordgermanisches Obligationenrecht, I. Bd, Leipzig, 1882, S. 506 ff.; M. P a p p e n h e i m, Uber die Rechtsnatur der altgermanischen Schenkung.-“Zeitschrift der Savigny Stiftung fur Rechtsgeschichte. Germanistische Abteilung”, 53. Bd. 1933.

10 E. В e n v e n i s t с, Don et echange dans le vocabulaire indo-europeen.-“Problemes de linguistique generale”, Paris, 1966, p. 317 ss.

11 R. T h u r n w a 1 d, Economics in Primitive Communities, Oxford, 1932; M. J. H e r s k о v i t s, Economic Anthropo-logy, New York, 1952; J. H. M i с h e 1, La gratuite dans le droit romain, Bruxclles, 1962; J. В a r d а с h. La donation reciproque en Lituanie aux XVs et XVI13 siecles.- “Studi in onore di Edoardo Volterra”, vol. I, 1969; А. Я. Г у реви ч, Проблемы генезиса фео-дализма в Западной Европе, M., 1970, гл. I. § 2.

12 V. G r о n b e с h, The Culture of the Teutons, vol. II, p. 6 f., 16 f. 54.

13 “Старшая Эдда”, стр. 20,

15 Т а м ж e, стр. 19.

16 Там ж e, стр. 27.

17 V. М а с h e k, SI. gospodb, lat. hostes et lit. viespats.- “Slavica”, VIII, Debrecen, 1968.

18 M. M a u s s, Essai sur le don. Forme et raison de 1'echange dans les societes archaiques.-“Sociologie et anthropologie”, Paris, 1950.

19 J. В 1 u m e n s t e n g e 1, Wesen und Funktion des Banketts im Beowulf, Marburg, 1964. Ритуальные пиры существовали и в сред-ние века. См. К. H a u с k, Rituelle Speisegemeinschaft im 10. und 11. Jahrhundert. “Studium generale”, 3. Jg., H. 11, 1950.

20 H. С. P e у e r, Das Reisekonigtum des Mittelalters.- “Vierteljahrschrift fur Sozial- und Wirtschaftsgeschichte”, 51. Bd, 1. H., 1964; С. В r u h 1, Fodrum, Gistum, Servitium Regis. I-II, Koln - Graz, 1968.

21 Кеннинг, означающий “запястья”.

22 Кеннинг руки.

23 “Сага об Эгиде”, гл. 55. “Исландские саги”, стр. 163-164.

24 Heimskringla. I. Haralds saga ins harfagra, cap. 14.

25 Gulathings-Lov, 270.

26 А. Я. Г у p e в и ч. Свободное крестьянство феодальной Норвегии, М., 1967, стр. 139-149, 249-250.

27 Gulathings-Lov, 126, 141.

28 Gulathings-Lov, 6, 7.

29 AEthelberht, 3.-“The Laws of the Earliest English Kings”, ed. by F. L. Attenborough, New York, 1963, p. 4.

30 Hlothhere and Eadric, 12-14; Ine, 6, § 5; I b i d., p. 20, 38.

31 VI AEthelstan, 8 § 1. I b i d., p. 162.

32 G r a g a s, 115.

33 “Речи Гримнира”. “Старшая Эдда”, стр. 35.

35 St. Piekarczyk, Barbarzyncy i chrzescijaristwo. Konfrontacie spotecznych postaw i wzorcow u Germanow, Warszawa, 1968, s. 98 ss.

36 “Младшая Эдда”, стр. 26, 36-38.

37 “Старшая Эдда”, стр. 20.

38 Т а м же, стр. 18-19.

39 Т а м же, стр. 161.

40 Т а м же, стр. 160, 161.

41 Gulathings-Lov, 145.

42 Frostathings-Lov, XV, 8.

43 Landnamabok Islands. Einar Arnorsson bjo til prentunar. Reykjavik, 1948, bis. 13, 14, 24, 207, 211, 221.

44 Не ясно: может быть, “жирный”, “богач”; может быть, собственное имя.

45 “Старшая Эдда”, стр. 21, 22.

46 Т а м же, стр. 21, 22.

47 Там же, стр. 22.

48 St. Piekarczyk, Zur Frage der internen und externen Funktionen des fruhmittelalterlichen Staates und der Ideologic verschiedener Gesellschaftsschichten im Lichte der skandinavischen Quellen.-“L'Europe aux IX" -XI6 siecles”, Varsovie, 1968, s. 441, n. 33; I d e m, Barbarzyrcy i chrzescijaristwo, s. 141-142, 240-241.

Грех корыстолюбия

49 Т h о m a e Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 186, art. 3.

50 Г. Э и к e и, История и система средневекового миросозер-цания, Спб., 1907, стр. 443-444.

51 Т h о m a e Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 66, art. 2.

52 I b i d., quaest. 118, art. 1, 2.

54 М. М о 1 1 a t, Les pauvres et la societe medievale.- “XIII congres international des sciences historiques”, Moscou, 1970, p. 10.

55 S. Painter, French Chivalry. Chivalric Ideas and Practics in Mediaeval France, Ithaca, New York, 1957.

“Служить” и “раздавать”

56 M. B 1 о с h. La societe feodale, p. 432-433,

57 J. F r a p p i e r, Vues sur les conceptions courtoises dans les litteratures d'oc et d'oil au XIie siecle.-“Cahiers de civilisation medievale”, II, № 2, 1959, p. 141.

58 Е. К о h 1 e r, Trobadorlyrik und hofischer Roman. Aufsatze zur franzosischen und provenzalischen Literatur des Mittelalters. Berlin, 1962, S. 48, 73.

59 Р. А. Ф р и д м а н, Любовная лирика..., стр. 178.

60 Т а м же, стр. 180, 323, 327.

61 Р. А. Ф р и д м а н, “Кодекс” и “законы” куртуазного служения даме..., стр. 74, след., 83.

62 L. J. P а e t о w, Morale Scolarium of John of Garland, Berkeley, '927, p. 195-196; Petri Cantoris Verbum Abbre-viatum. PL. t. 205, Paris, 1855, col. 78-82.

63 Цит. по: М. В loch, Seigneurie francaise et manoir anglais, Paris, i960, p. 17.

64 К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, М., 1956.. стр. 555.

65 См. т а м ж e, стр. 557.

66 Т а м ж e, стр. 554.

Труд - проклятье или спасение?

67 См. Г. Э и к e н, Цит. соч., стр. 434-435. 6-1

68 Там ж e, стр. 439.

69 См. “Histoire generale du travail. !I. L'age dc 1'artisanat”, pnr pi). Wolff et F. Mauro, Paris, 1960, p. 74.

70 К. Т h о m a s, Work and Leisure in Pre-Industrial Society, - “Past and Present”, 1964, № 29, p. 56.

72 “Aelfric's Colloquy”, cd. by G. N. Garmonsway, London, i939, 219-237.

73 J. G i 1 с h r i s t, The Church and Economic Activity in the Middle A"es, London, 1969, p. 78.

74 J. A. Y u n с k, Economic Conservatism, Papal Finance, and the Medieval Satires on Rome.-“Change in Medieval Society”, ed. by S. Thrupp, London, 1965.

75 E. M a 1 e, L'art religieux du XIII" siecle en France, p. 28, 64 ss., 131.

76 J. L e G о f f, Metier et profession d'apres les manuels de confesseurs au moyen age.-“Beitrage zum Berufsbewusstsein des mitteialterlichen Menschen”, Berlin/1964, S. 49-==60

77 G. Р о s t, K. G i о с a r i n i s and R. К а у. The Medieval Heritage of a Humanistic Ideal: “scicntia donum dei est, unde vend! non potest>'.-“Traditio”, vol. XI, N 4, 1955, p. 232, ft.

78 См.: E. R. С u r t i u s, op. cit., S. 465.

79 0. J о d о g n e, La personnalite de 1'ecrivain d'oil du XII1' p.u XIV siec!e.-“L'humanisme medieval dans les litteratures romanes du XIL'auXIV siec'e”, Paris, !964; F. Tschirch, Das Selostverstandnis des milteialtcrlichen deutschen Dichters.-“Beitrage zum Berufsbewusstsein des mittclalteriichen Menschen”, Berlin, 1964.

80 К. М а р к с и Ф. Энгельс, Из ранних произведении. стр. 536.

81 В. 3 о м б а р т. Буржуа, М., 1924, стр. 12.

82 Там ж e, стр. 3.

83 Ср.: К. Б ю х е р. Работа и ритм, М., 1923, стр. 11-18, 295.

84 К. Т h о m a s, op. cit., p. 55.

85 Д. М. П е т р у ш е в с к и и. Восстание Уота Тайлера, М , 1937, стр. 22.

86 Дж. М и л ь т о н. Потерянный и возвращенный рай, Спб., 1878, стр. 80-81.

87 У и л л ь я м Ленгленд. Видение Уилльяма о Петре Пахаре. Вступит, статья Д. М. Петрушевского, М.-Л., 1941, стр. 19-20.

88 Adalberonis Carmen... PL, t. 141, col. 781-782.

89 S. d e G r a z i a, Of Time, Work and Leisure, New York, 1962, p. 89.

Бог и маммона

91 H. G r u n d m a n n, Adelsbekehrungen im Hochmittelal-ter.-“Adel und Kirche. Festschrift fur Gerd Tellenbach”, Freiburg-Basel-Wien, 1968,

92 С. Н. Булгаков, Основные мотивы философии хозяйства в платонизме и раннем христианстве.- В кн.: “История экономи-ческой мысли” под ред. В. Я- Железнова и А. А. Мануйлова, т. 1, вып. 3, М., 1916, стр. 38.

93 Thomae Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 50, art. 3.

94 I b i d., II, 2, quaest. 77, art. 4.

95 J. L e G о f f, La civilisation de 1'Occident medieval, p. ==326

96 T h о m а е Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 47, art. 10; quaest. 152, art. 4.

97 J. A. S с h u m p e t e r. History of Economic Analysis, London, 1955, d. 85 ff.

98 J. W. Baldwin, The Medieval Theories of the Just Price, Philadelphia, 1959, p. 60.

99 Thomae Aquinatis Summa Theologica, II, 2, quaest. 58, art. 11.

101 Цит. у У. Д ж. Э ш л и. Экономическая история Англии в связи с экономической теорией, М., 1897, стр. 143.

102 Там же, стр. 144.

103 См.: J. Т. N о о n a n, The Scholastic Analysis of Usury, Cambridge, Mass., 1957, p. 38-39.

104 J. W. Bald w i n, op. cit., p. 27-29.

106 Роберт Курсонский, Гийом Оксерский (нач. XIII века). Цит. по: J. Т. N о о n а n, op. cit., р. 39, 41, 43.

107 Т а м же, стр. 43-44 след.

108 д а н т е. Ад, XI, 49-50, 95-96, 109-110.

109 J. T. N о о n a n, op. cit., р. 79.

111 R. D e R о о v e r. The Decline of the Medici Bank.-“The Journal of Economic History”, vol. VII, № 1, 1947, p. 73 ff.; I d e m, The Rise and Decline of the Medici Bank 1397-1494, Cambridge, Mass., 1963, p. 13, ff. 112, 121.

112 H. L а р е у r e, Une Famille de Marchands les Ruiz, Paris, 1955.

113 A. S а р о r i, Le marchand italien au Moyen Age, Paris, 1952, p. XVIII.

114 H. P i r е п п е, Histoire economique et sociale du Moyen Age, P.iris, 1963, p. 99-100, 115.

В поисках человеческой личности

1 L'enfant et la vie familiale sous 1'ancien G e n i с о t, Le XIII" siecle europeen, Paris, 1968, 1 M.-D. С h е п ч, La theologie au douzieme siecle, p. 162.

2 П. Бицилли, Элементы средневековой культуры, стр. 4-5.

3 W. J. В r a n d t, op. cit., p. 33 ff.

5 P a u 1 у s Realencyclopadie der Classischen Altertumswissen-schaft. 37. Halbb., Stuttgart, 1937, col. 1040-1041.

6 M. M a u s s, Une categoric de 1'esprit humain: la notion de personne, celle de “moi”.-“Sociologie et anthropologie”, p. 335-362.

7Thomae Aquinatis Summa Theologica, I, quest. 29, art. 3.

8 См. Personlichkeitsforschung und Personlichkeitstheorie, hrsg. von Ph. Lersch und H. Thomae, Gottingen, 1960, S. 8-9; H. R h e i n-f e 1 d e r, Das Wort “persona”. Geschichte seiner Bedeutungen mit besonderer Berucksichtigung des franzosischen und italienischen Mittelalters, Halle (Saale), 1928.

10 Д a h т е, Ад, IV, 34-36.

11 W. U 1 1 т а n n, Some Observations on the Medieval Evalua-tion of the “Homo Naturalis” and the “Christianus”-“L'homme et son destin d'apres les penseurs du moyen age”, p. 145 ss.

12 W. U 1 1 т а n п, The Individual and Society in the Middle Ages, p. 37.

13 P. L e h m a n n, Autobiographies of the Middle Ages.- “Transactions of the Royal Historical Society”, 5th series, vol. 3, London, 1953, p. 47.

15 L. Z о e p f, Das Heiligen-Leben in lO.Jahrhundert, Leipzig und Berlin, 1908; R. T e u f f e 1, Individuelle Personlichkeits-schilderung in den deutschen Geschichtswerken des 10. und 11 Jahr-hunderts, Berlin, 1914.

16 W. J. Brand t, op. cit., p. 109.

17 H. W i n k e I, Aspekte mittelalterlicher Erziehung, Munchen, 1968,^S._67, 74 ff.

18 Ph. Aries, regime, Paris, 1960.

20 Thomae Aquinatis Contra gentil., HI, 113.- Цит. у E. G i 1 s о n, L'esprit de la philosophic medievale, p. 174-175.

21 А. К r е m p e 1, Hie.rarchie des fins d'une societe d'apres Saint Thomas.

22 L'homme et son destin...”, p. 611-618.