Христианско-монастырская литература раннего средневековья.
Латинская литература англо-саксов.

2.Латинская литература англо-саксов.

Одновременно с принятием англо-саксами христианства, латинский язык как язык богослужения и церковных книг стал у них, как и повсюду в средневековой Европе, орудием клерикального просвещения, языком науки и школы. Основными рассадниками этого просвещения сделались монастыри и монастырские училища: здесь будущие клирики получали основы церковного образования, здесь постепенно организовывались главные центры грамотности и важнейшие книгохранилища, здесь, наконец, развивалась философская и научная мысль, хотя и стесненная, рамками клерикальной идеологии, но все же опиравшаяся еще, незначительной мере, на богатства античной литературы. В состав монастырского образования, в целях лучшего усвоения латинской речи, входило чтение и изучение латинских авторов, иногда специально приспособлявшихся к средневековому христианскому миропониманию; в тех же целях в монастырях поощрялось латинское стихосложение.

В ранних монастырских центрах Англии, в Кенте, Уэссексе, Нортумбрии, в VII и VIII вв. появился целый ряд латинских писателей и поэтов. Имена Альдгельма, Кеолфрида, Татвина, Феликса, - в особенности же Беды и Алкуина, - стали широко известны и за пределами их родины.

Альдгельм (640-709 гг.), брат уэссекского короля Ины, был аббатом одного из первых англо-саксонских монастырей - Мальмсберийского, - а впоследствии епископом Шерборнским. Его латинские сочинения, прозаические и стихотворные, сохранились в значительном количестве списков. Альдгельму принадлежит написанная в прозе "Похвала Девственности" (De laudibus virginitatis sive de virginitate sanctorum), украшенная рядом примеров из библии и легенд о христианских святых. К этому же сюжету Альдгельм обратился еще раз, изложив его в искусно построенных и не лишенных поэзии латинских гекзаметрах (De laude virginum). Однако гораздо большую популярность стяжали ему не эти типично-монастырские произведения, проникнутые идеей христианского аскетизма, но собрание латинских стихотворных "Загадок" (Aenigmata), в которых, наряду с влиянием континентальной латинской литературы, чувствуется также знакомство с народной англо-саксонской поэзией.

Карла Великого, у франков, где его насаждал Алкуин. Загадка не была для англо-саксов простым увеселением. Выросши на основе языческого мифологического мышления, она соответствовала особенностям и формам средневекового сознания и определяла один из важнейших в то время методов школьного преподавания.

"Загадки" Альдгельма состоят из ста латинских стихотворений. Источниками их являются латинские загадки Симфозия (конец V в.) и частично, вероятно, народные загадки. Характерно, что в "Загадках" Альдгельма библейско-экзегетическая тематика далеко не является определяющей. В них много говорится о зверях, растениях, камнях, звездах, различных явлениях природы, а также об утвари, о предметах домашнего обихода и орудиях труда. Писавшие вскоре после Альдгельма, и частично по его образцам, Татвин, архиепископ Кентерберийский, Евсевий, Винфрид-Бонифаций и др. отводили уже гораздо больше места христианским понятиям и усилили элемент назидательности. Загадки Татвина включают, например, такие темы, как "Адам", "Алтарь", "Крест"; они орудуют абстрактными представлениями вроде "Добродетели" или "Пороков". Этот сборник пополнил Евсевий. Он вновь довел количество загадок до ста, как у Альдгельма, причем у него еще больше смешивается наглядное и абстрактное и наблюдается особое пристрастие к противопоставлениям (например, огонь и вода, смерть и жизнь, правда и неправда). Двадцать стихотворных латинских загадок Винфрида-Бонифация (680-755 гг.) посвящены исключительно грехам и христианским добродетелям. В противоположность всем этим авторам, Альдгельм сумел сохранить близость к народной тематике. Он говорит о наиболее распространенных явлениях природы и предметах материального быта, к описаниям которых примешиваются различные наблюдения и размышления. Все эти загадки, как латинские, так и англо-саксонские, имеют исключительный культурно-исторический интерес; они вводят нас в обстановку англо-саксонского дома, монастыря, школы, они знакомят нас с различными сторонами общественной жизни англо-саксов, с уровнем их знаний, с характерными особенностями их представлений о внешнем мире и человеке.

В англо-саксонских загадках, частично созданных под влиянием латинских, наблюдается большое разнообразие поэтических приемов затруднить угадывание. Если загадка не расширяется здесь до настоящего "мифотворчества", то, во всяком случае, не уступает ему в поэтическом способе выражения. Приведем как образец начало одной англо-саксонской загадки:

Я был храбрым бойцом; теперь покрывает меня гордый герой,
Юноша, золотом и серебром,
Изогнутою в спираль проволокой. То целуют меня мужи.
То зову я на бои звонким голосом
Усердных товарищей. Порой носит меня конь:
По лесам, или морской жеребец (корабль)
Везет меня по волнам, блистая украшениями.
Порою девушка, золотом украшенная,
Наполняет мне грудь; то я должен, лишенный украшений,
Валяться голым и безголовым;
То я снова вишу, в чудных украшениях,
Блаженствую на стене, там, где пируют воители и т. д.

Разгадка: бычий рог.

акростихам и телестихам. Так, например, его "Загадкам" предпослано большое стихотворное введение в гекзаметрах: записанные подряд начальные буквы стихов этого введения складываются в акростих: "Aldhelmus cecinit millenis versibus odas" ("Альдгельм сложил тысячу стихотворных од"); то же предложение получается из последних букв каждой стихотворной строки (телестих).

Еще большую славу, чем Альдгельм, правда, не на поприще латинской поэзии, а в качестве ученого, историка и прозаика стяжал во всей средневековой Европе Беда, прозванный Достопочтенным (Beda Venerabilis, 673-735 гг.). То, что мы знаем о его жизни, основано преимущественно на краткой автобиографической заметке, включенной им в его "Церковную историю англов". Родился он на северо-востоке Англии, в нынешнем графстве Дерхем (Durham). В возрасте семи лет он был отдан в знаменитый Веармутский монастырь, а в 682 г. перешел в соседний монастырь, Ярроу, где и провел всю свою жизнь, всецело отдавшись сосредоточенной научной и литературной деятельности. Подобно Альдгельму, Беда был прекрасным латинским стилистом и большим знатоком античной литературы. Любопытна его особая приверженность к Вергилию: он цитирует стихи из "Энеиды" и подражает любимому поэту в небольшой эклоге о наступлении весны.

Беда оставил свыше сорока пяти латинских сочинений на самые разнообразные темы. Здесь встречаются и филологические труды, например "Об орфографии" (De orthographia), руководство к изучению латинского языка с латинско-греческим словарем, "Об искусстве стихосложения" (De arte metrica) и труды по естествознанию, например "О природе вещей" (De natura retum) - космография, содержащая 51 главу: источниками ее были Исидор Севильский и несколько книг (кн. 2-6) "Естественной истории" Плиния, рукопись которой хранилась в монастырской библиотеке; далее идут сочинения по астрономии и хронологии (De temporibus), теологические работы - гомилии и комментарии на книги Ветхого и Нового завета, жития святых, исторические труды, учебные руководства по метеорологии, физике, арифметике, музыке, медицине и т. д. Не забывал Беда также и свой родной англо-саксонский язык; в его сочинениях заметна любовь к народным преданиям и песням; в конце жизни он предпринял перевод на англо-саксонский язык евангелия от Иоанна, до нас не дошедший; последнюю главу этого перевода он диктовал одному из своих учеников в последние часы своей жизни; перед смертью же он произнес несколько англо-саксонских стихов, записанных его учеником Гутбертом. Эти пять стихотворных строк посвящены смерти; по содержанию и форме они, правда, ближе к латинскому гимну, чем к народной англо-саксонской поэзии.

Из всех сочинений Беды наибольшее значение имеет его "Церковная история англов" (Historia ecclestastica gentis angiorum), в пяти книгах, законченная в 731 г. Этот труд одна из основ средневековой историографии и первая история англо-саксов. Задачей Беды было, собственно, дать историю развития христианской церкви в Англии, но он уделил много внимания и политической истории англо-саксонских государств. Наименее самостоятельны в труде Беды вводные главы (1-22), где речь идет об истории Британии от времен Юлия Цезаря и христианской церкви у бриттов до англо-саксонского завоевания; чем ближе, однако, подвигается изложение ко времени самого Беды, тем более оригинальным и ценным становится его труд. Он пользуется документальными историческими свидетельствами, воспоминаниями различных исторических деятелей и нередко включает эти документы в свое повествование. "Церковная история англов" - не сухая средневековая хроника; у Беды заметно стремление дать не простой хронологический перечень событий, но более или менее связный рассказ о них. Изложение отличается живостью, ясностью и зачастую весьма поэтическими подробностями.

рассказывается о саксонском вожде VII в., предлагавшем королю Эадвину принять религию монахов, пришедших из Рима. "Человеческая жизнь, - говорил этот англо-саксонский воин королю, - напоминает мне о тех сборищах, которые ты устраиваешь зимою в зале перед огнем. Внутри тепло, а извне свирепствует буря с проливным дождем или снежным бураном. Представь себе, что воробей влетит в одну дверь и, пролетев сквозь всю залу, исчезнет в другую; пока он находится в зале, он укрыт от бури, но эта спокойная, безопасная минута коротка, и, явившись из стужи, он опять возвращается в стужу. Такова жизнь людей: ее видно в продолжение некоторого времени, но что ей предшествует и что следует за ней - неизвестно".

англо-саксонского письма, хранится ныне, вместе с рядом других средневековых английских рукописей, в Государственной публичной библиотеке Ленинграда. Для уровня латинской христианско-монастырской образованности в Англии VIII в. показательно, что Беда не являлся исключением: почти одновременно с ним на том же поприще трудились и другие деятели, столь же начитанные в классической литературе и совмещавшие интерес к теологии и церковной догматике с увлечением классической поэзией. В VIII в. одним из важнейших центров латинско-христианского просвещения в Англии был город Йорк. Друг Беды, Эгберт, брат короля Нортумбрии Эадберта и йоркский архиепископ (732-766 гг.), основал в Йорке библиотеку, содержавшую богатейшее собрание творений отцов церкви, а также классических писателей. Им же была основана знаменитая школа в Йорке, где получил воспитание Алкуин, впоследствии сам сделавшийся руководителем этой школы, а еще позже ставший одним из главных деятелей так называемого "каролингского возрождения" у франков.

Алкуин (собственно Alchwine, в латинизированной форме - Alcuinus или Albinus; 735-804 гг.) родился в Нортумбрии, может быть в самом Йорке, в знатной англо-саксонской семье. Еще в детстве предназначенный к церковной деятельности, он отдан был в школу при епископской кафедре и скоро обратил на себя внимание своего наставника Эльберта, который, отправляясь в Италию за книгами, взял Алкуина с собою, а затем, сделавшись архиепископом Йоркским (с 766 г.), передал ему управление школой. В 781 г. Алкуин вновь отправился в Рим и во время этой поездки встретился в г. Павии с королем франков Карлом Великим, который пригласил его к своему двору. В 782 г. Алкуин явился к Карлу и тотчас же был назначен руководителем придворной школы и воспитателем королевских сыновей. В первое десятилетие жизни у франков Алкуин довольно часто ездил на родину. Но постепенно связь его с отечеством ослабевала. После убийства нортумбрийского короля Этельреда (796 г.) он решил не возвращаться, в Англию и прожил у франков вплоть до самой смерти. В 796 г. он получил от Карла Великого знаменитое аббатство Мартина Турского. Благодаря трудам Алкуина Турская школа быстро стала образцовой, она собирала в свои стены издалека приезжавших учеников.

Деятельность Алкуина принадлежит, хотя и не в равной степени, истории англо-саксонской и франкской образованности; его разнообразные ученые и литературные труды относятся скорее к истории каролингской, чем англо-саксонской письменности, Но Алкуин всегда чувствовал интерес к истории и поэзии своей родины. Даже в латинских учебных книгах Алкуина, получивших такое распространение на континенте, проскальзывают многие особенности англо-саксонской литературы, например, любовь к загадкам, приспособленным, как и у Альдгельма, Татвина и др., к потребностям школьного преподавания. Алкуину принадлежат три учебника на латинском языке, где он порознь излагает "грамматику", "реторику" и "диалектику", т. е. первый цикл школьной науки того времени (trivium); все они составлены в диалогической форме вопросов и ответов по образцу христианского катехизиса. Первой из этих книг, "Грамматике", предпослано небольшое введение о задачах и целях научного образования, во главе которого, по Алкуину, должна стоять теология. Одним из самых интересных педагогических трудов Алкуина является своеобразное руководство для упражнения логических способностей и развития остроумия, составленное им для сына Карла Великого - Пипина (776-810 гг.); оно носит название "Спор между царственным и благородным юношей Пипином и учителем Альбином" (Disputatio regatis et nobilissimi juvenis Pippini cum Albino Scholastico) и представляет собою замысловатые вопросы с ответами на них. Ср., например: "Пипин: Что такое буква? - Алкуин: Страх истории. - Пипин: Что такое слово? - Алкуин: Изменник души. - Пипин: Кто рождает слово? - Алкуин: Язык. - Пипин: Что такое язык? - Алкуин: Бич воздуха..." и т. д. Здесь отразились те же типичные для средневекового сознания формы логического мышления, с которыми мы уже встретились при характеристике англо-саксонских загадок. Алкуину принадлежит также ряд богословских трудов, два морально-философских трактата и, наконец, много латинских стихотворений и поэм. Крупнейшее поэтическое произведение Алкуина - созданная еще в Англии поэма в латинских гекзаметрах "О королях и епископах Йоркских" (De patribus regibus et sanctis ecclesiae Euboriciensis). Для большей части поэмы важнейшим источником служила "Церковная история" Беды, но так как она доведена лишь до 731 г., а Алкуин повествует также и о своем времени, то последняя часть поэмы в историческом отношении является особенно ценной: отсюда мы узнаем много любопытного об учителях Алкуина, о состоянии йоркской школы, об ее библиотеке, о приемах обучения и т. д. Алкуин написал еще ряд элегических стихотворений; из них наибольший интерес представляет элегия по поводу разорения в 793 г. датчанами англо-саксонского монастыря Линдисфарне (De clade Lindisfarnensis monasterii), одного из крупных культурных центров Англии в VIII столетии.