История литературы Италии. (Главы из т. 1)
От редакции

ОТ РЕДАКЦИИ

«История литературы Италии» давно значится в планах лите­ратуроведческих институтов Академии наук. Первый к ней под­ступ датируется еще 40-ми годами XX века, когда задумывалась и осуществлялась целая серия академических историй зарубежных литератур. Работа, к которой были привлечены крупнейшие уче­ные, велась в Пушкинском доме и, хотя продвинулась довольно далеко (был полностью написан первый том и отдельные главы для других томов), начавшаяся война и блокада не позволили ее продолжить. Памятником этой первой попытки остался план-конспект1, некоторые разработки вошли в вузовский учебник, ко­торый у многих поколений студентов пользовался доброй славой и которому до сих пор не нашлось замены2. Второй подступ дати­руется началом шестидесятых годов: тогда работа остановилась на стадии подробного проспекта, и в итоге русский читатель так до сих пор и не располагает систематическим изложением фактов итальянской литературной истории (если не считать переводных и устаревших историй Гаспари, Де Санктиса и Оветта).

Настоящая попытка, таким образом, третья и совершается она в условиях не таких катастрофических, как первая, но и не слишком благоприятных. В последнее время сам жанр «истории литературы» подвергается весьма сильной критике: на Западе, особенно в англосаксонском регионе, это привело к фактическо­му его отмиранию. Даже в Италии, где традиции данного жанра всегда были настолько прочны, что даже Бенедетто Кроче, прин­ципиальный его противник, не смог их существенно поколебать, восьмидесятые годы породили на свет такой во всех отношениях причудливый феномен, как труд по итальянской литературе изда­тельства Эйнауди, где историческая форма окончательно превра­тилась в форму, т. е. во внешний порядок расположения материа­ла, а порядком структурно-организующим стало расположение по темам и проблемам (например, литератор и общественные ин­ституты, производство и потребление текста, формы текста, ин­терпретации текста и т. д.) 3. Потом, правда, обнаружилось, что историческая форма не противоречит ни новой проблематике, ни новому взгляду, что она совместима и с подходом с позиций ин­тертекстуальности, и с общекультурными ракурсами, и с жанро­вой парадигматикой4. С недавних пор критические высказывания раздаются и у нас, причем со стороны ученых, пользующихся за­служенным авторитетом. Они полагают, в частности, что история литературы не обладает собственным теоретическим содержани­ем и в лучшем случае представляет собой лишь не самым удачным (неудобным для читателя) образом организованный справочник. Справочник, составленный в алфавитном порядке, во всех отно­шениях предпочтительней.

Большинство увидевших у нас свет академических историй литературы было написано в то время, когда считалось, что совет­ские ученые обладают универсальным методологическим ключом ко всем научным проблемам. Применение этого ключа в литера­туроведении не просто предполагало, оно требовало создания ли­тературных историй, ибо конечное объяснение любой духовный феномен находил только в истории, через проявляющиеся в ней объективные закономерности. Объяснение будет тем полнее, чем шире и глубже исторический охват. Сейчас эта универсальная от­мычка потеряна, понятие истории как процесса серьезно скомпро­метировано, вызывает сомнение существование каких-либо общих исторических закономерностей, а история литературы как научный жанр многим представляется не отражением реальной действительности, а лишь языком описания, вполне условным. В том, что история литературы, как и всякая другая история, есть язык описания, сомневаться не приходится, но степень его услов­ности зависит не от большей или меньшей объективности, а ис­ключительно оттого, продолжает ли исторический взгляд на мир входить в число доминант современного сознания. Авторы насто­ящего труда полагают, что он далеко еще не отошел в прошлое, и позволяют себе считать, что понятие «итальянская литература» обладает некоторым содержанием, которое не равно сумме входя­щих в него понятий более конкретного характера (таких, скажем, как творчество каждого из составляющих эту литературу писате­лей). Кроме того и главное, это содержание небезразлично к форме: оно не может быть без существенных потерь абстрагиро­вано от той формы, в которой оно выявлялось в действительнос­ти, т. е. от исторического времени, не может быть адекватно пере­сказано на языке общих категорий. Иными словами, тот комплекс духовно-эстетических смыслов, который стоит за словосочетани­ем «итальянская литература» (как, впрочем, и за всякой другой литературой), может быть раскрыт только в динамике его станов­ления — так, как он и существует.

Такова основная теоретическая задача: показать феномен ита­льянской литературы в процессе его формирования и тем самым его обнаружить. Удалось ли это сделать, решать читателю, кото­рому, помимо настоящего, предстоит увидеть еще три тома (том второй будет посвящен литературе ХV-ХVI веков, том третий —литературе ХVII-ХVIII веков, том четвертый— литературе XIX-XX веков). Авторы выражают сердечную благодарность Россий­скому гуманитарному научному фонду, без финансовой поддерж­ки которого это издание не могло бы осуществиться, и Академии делла Круска (Флоренция), без радушного гостеприимства кото­рой было бы затруднительно, а подчас и попросту невозможно следить за новейшими явлениями научной жизни в Италии.


--------------------------------------------------------------------------------

ПРИМЕЧАНИЯ

несостоявшегося издания, были впоследствии опубликованы в автор­ских сборниках. См.: Шишмарев В. Ф. Избранные статьи. История ита­льянской литературы и итальянского языка. Л., 1972 (статьи «У истоков итальянской литературы», «Латинская литература и народная поэзия Италии», «Итальянская литература второй половины XIV века»); Жир­мунский В. М. Из истории западноевропейских литератур. Л., 1981 («Карло Гоцци»).

2 Алексеев М. П., Жирмунский В. М., Мокульский С. С.,Смирнов А. А. История западноевропейской литературы. Раннее средневековье и Воз­рождение. М., 1947.

3 Letteratura italiana. Dir. A. Asor Rosa. Torino, 1982-1989 (v. 1-9).

(v. 1-2); Storia della civiltà letteraria italiana. Dir. Barberi-Squarotti G. Torino, 1990-1994 (vol. 1-5).