Кабанова И.В. Зарубежная литература. Пособие для учащихся.
Новеллы Д. Боккаччо

Новеллы Д. Боккаччо

Новелла. В принципе новелла давно существовала в средневековой литературе как вставной рассказ в какой-нибудь обширной книге и носила псевдоисторический, ученый характер. Классическая новелла возникла на рубеже XIII–XIV веков в Италии (от ит. novella — новость). Города-коммуны Северной Италии рано начали освобождаться от феодальной зависимости и быстро богатели благодаря быстрому росту торговли и промышленности. Здесь начала рушиться духовная диктатура церкви, а зарождение буржуазных отношений сопровождалось ростом динамизма, оптимизма и индивидуализма во всех сферах общественной и личной жизни. Результатом стал расцвет наук и искусств, а в литературе – сложение новых жанров.

Среди эпических жанров новелла выделяется малым объемом, напряженным, острым сюжетом, духом свободомыслия. Новелла вырастает из анекдотов о метком, остроумном ответе, из рассказов о бурной повседневной жизни городских республик; из устной традиции идет живой, образный разговорный язык новеллы. Новеллы XIII века еще похожи на средневековый жанр безличного нравственного “примера” (exemplum) с его чисто дидактической задачей, но в XIV веке, по мере роста нового мироощущения, новелла начинает воспроизводить индивидуальное речевое сознание, воспринимающее культуру в ее целостности. Таким образом, новелла не просто возникает уже в эпоху авторской литературы, а несет в себе новый образ мира как частного мира отдельного человека.

Для ранней итальянской новеллы характерно объединение в циклы, единство которых задавалось так называемой рамочной конструкцией. Каждая из первых новеллистических книг имеет “обрамляющее” ее повествование, то есть рассказывается некая история, обосновывающая саму ситуацию рассказывания, а в этой обрамляющей ситуации более или менее органично вводятся самые разнообразные новеллы.

Создателем классической новеллы считается великий итальянский гуманист Джованни Боккаччо (1313–1375 гг.), сочетавший в одном лице писателя и ученого-филолога. Сын богатого флорентийского купца, он жил в разных городах Италии, но главным образом во Флоренции, где стал свидетелем великой чумной эпидемии 1348 года. Ее описание и задает обрамляющее повествование в его великой новеллистической книге “Декамерон” (1351 г.). Боккаччо пишет как очевидец: “Весь город пребывал в глубоком унынии и отчаянии, ореол, озарявший законы божеские и человеческие, померк…” Из-за страха перед чумой распадаются семейные и дружеские связи, одни пьянствуют в преддверии близкого конца, другие бегут из города, и во Флоренции воцаряется анархия. В общей конструкции сборника это мрачное начало воспринимается как символ распада старого, устоявшегося мира, и посреди опустелого города в одной из церквей случайно встречаются семь молодых женщин и трое молодых людей. Все они богаты, миловидны, благовоспитанны, связаны между собою дружбой, соседством, родством, и они принимают решение удалиться из зачумленного города в свои загородные поместья, чтобы там ждать участи, что уготовил им Господь. Так как все они образованны, изящны, наделены художественным вкусом, то решают, чтобы скоротать время, рассказывать друг другу каждый день по одной истории, и каждый день выбирают королеву или короля. Таким образом, в течение десяти дней рассказывается по десять новелл, и всего в “Декамероне” (по-гречески “десятидневнике”) сто новелл. В восьми днях королева назначает тему, которую должны проиллюстрировать рассказчики, но темы эти столь общо сформулированы, что никак не препятствуют разнообразию новелл. В этом рамочном повествовании, по словам академика А. Н. Веселовского, “Боккаччо верно схватил психологически верную черту — страсть к жизни у порога смерти”, и в целом сборник носит поразительно жизнеутверждающий, оптимистический характер. К анекдотической фабуле, непосредственности, к прославлению остроумия и находчивости Боккаччо добавил психологизм и сознательный артистизм, дав образец новеллистического жанра.

Новеллы “Декамерона” удивительно пестры по содержанию. Действие большинства из них разворачивается во Флоренции и Неаполе. Боккаччо рисует своих реальных сограждан, живописцев Джотто, Бруно и Буффальмако, епископа Флорентийского, дворян, авантюристов, ремесленников, купцов, нищих — перед читателем предстают все социальные слои Италии XIV века. Герои каждой новеллы названы по имени, почти всегда указывается, откуда они родом, где проживают, — это обилие деталей придает повествованию особую убедительность. Каждая новелла снабжена вначале кратким изложением сюжета, например, новелла девятая второго дня:

Генуэзец Бернабо, которого обманул и обворовал Амброджоло, велит убить свою ни в чем не повинную жену; ей удается спастись, и она, в мужском одеянии, поступает на службу к султану; обнаружив обманщика в Александрии, она вызывает туда Бернабо, обманщик наказан, она же вновь облачается в женское одеяние и, разбогатев, возвращается с мужем в Геную.

Аннотация к новелле пятой шестого дня:

Мессер Форезе да Раббатта и живописец Джотто возвращаются из Муджелло; у обоих прежалкий вид, и по этому поводу они изощряют друг над другом свое остроумие.

Федериго дельи Альбериги влюблен, но ему не отвечают взаимностью; он разоряется ради своей возлюбленной, и у него остается только сокол, которого он за неимением чего-либо еще и подает на обед пришедшей к нему в гости даме его сердца; узнав об этом, дама изменяет к нему свое отношение, выходит за него замуж, и благодаря этому он опять становится богатым человеком.

На этой новелле стоит остановиться подробнее не только потому, что это прекрасный образец искусства Боккаччо, но и потому, что теоретики новеллы находят в ней идеальный образец жанра.

особенно часто рассказывал историю о юном Федериго, сыне мессира Филиппо Альбериги. В систему вымышленных рассказчиков “Декамерона”, каждый из которых, как считается, отражает одну из сторон личности автора, включаются, таким образом, рассказчики подлинные, люди широко известные, что придает рассказываемой новелле особую достоверность в глазах читателя. Федериго влюблен в знатную и добродетельную монну Джованну, не обращающую никакого внимания на пышные празднества, которые он в ее честь устраивает. Растратив свое состояние, Федериго перебирается в Кампи, где находится последнее оставшееся у него именьице, живет охотой на птиц, в чем ему помогает оставшийся у него прекрасный сокол, и хранит любовь к своей даме.

Овдовев, монна Джованна приезжает на лето в свое имение, расположенное по соседству с имением Федериго, и у ее маленького сына, наследника всего состояния, завязываются дружеские отношения с Федериго, но он не решается попросить у него то, чего ему хочется больше всего на свете, — сокола. Только когда он заболевает, мальчик высказывает матери свое желание, и, переборов себя, монна Джованна отправляется к Федериго; прежде же чем высказать свою просьбу, делает вид, что просто зашла к нему в гости. Но у Федериго нечего подать на стол возлюбленной, и в отчаянии он велит служанке зажарить единственное, что есть у него в доме, — сокола. После обеда дама высказывает свою просьбу, в ответ на которую Федериго разражается слезами досады оттого, что не может оказать ей требуемую услугу, и рассказывает все, и дама “в глубине души по достоинству оценила широкую его натуру, которую не в силах была сузить бедность”. Когда после смерти сына, который умер “то ли с горя, что не будет у него сокола, то ли оттого, что болезнь его была неизлечима”, братья Джованны настаивают на ее новом замужестве, она заявляет, что выйдет только за Федериго. “Женившись на любимой женщине, разбогатев, благодаря ей сделавшись рачительным хозяином, он счастливо прожил с ней свою жизнь”.

по сравнению с прочими эпическими жанрами новелла выхватывает из цепочки событий какое-то одно, самое необычное, и изображает его максимально лаконично; очень часто для поэтики новеллы характерно использование той яркой детали, о которой рассуждает Хейзе, но у Боккаччо такого рода детали вовсе не обязательны. Ее функции может выполнять остроумная фраза; новелла подобна анекдоту: неожиданная развязка проливает новый яркий свет на предыдущее повествование, каждая подробность в нем исполнена нового смысла, приобретает то значение, которое не могло быть предугадано читателем в момент первого чтения.

Новелла Боккаччо может быть разного объема: от половины страницы, если это новелла об остроумном быстром ответе, до двух-трех десятков страниц, особенно если это новелла о несчастной, трагической любви. Стремительное развитие действия характерно и для буффонных новелл о проделках гуляк и шутников, как правило, направленных против монахов и попов. Разоблачение лицемерия церковников у Боккаччо — реакция на средневековый аскетизм, монахи и монахини обычно выведены в комическом, весьма неприглядном виде. Второй и пятый дни посвящены новеллам о превратностях фортуны, о разного рода случайностях — в этих новеллах нашла наглядное выражение идея о мире, вышедшем из состояния покоя, находящемся в постоянном движении. И движение это не только в географических перемещениях героев по Европе, движение в “Декамероне” ощущается как возрастание социальной подвижности, как падение средневековых сословных барьеров, а главное — как большая подвижность внутренней жизни персонажей. Все это черты новой литературной эпохи — эпохи Возрождения, памятником периода перехода к которой и стал “Декамерон”.