О.М.Ладыгина. Культура мифа. Введение

Введение

Миф возникает еще на заре человечества и сопровождает его вплоть до наших дней, видоизменяясь, но не теряя собственного значения. Сущность мифа изучалась многими исследователями с позиций литературы, фольклористики, этнологии, философии. Тут предлагается анализ мифа как явления культуры, неотъемлемо с ней связанного, влияющего на нее и находящегося под её влиянием. Этнические, социальные, культурологические процессы находят свое отражение в трансформациях мифа, позволяя судить о том, как они протекали и какой отпечаток накладывали на менталитет народов.

Легенды о Круглом Столе короля Артура возникают еще в период господства кельтов в Северной Европе, отвечая особенностям мышления и верований кельтов под действием определенных исторических событий - опасности со стороны германских племен, породившей необходимость в героизации одного из военачальников.

Современные историки делят развитие англосаксонской Англии на два периода - с середины V по IX век и с IX по середину XI века. Ранешний период разглядывают как время разложения родоплеменного строя и зарождения частей феодальных отношений (это касается, в частности, экономики и социальной структуры общества). ранешний период (I-V вв.) Характеризуется безусловным господством в Западной Европе кельтской группы варварских племен, с которыми в это время ведет борьбу Западная Римская империя.

На исходе VIII века вышло вторжение скандинавов, которые захватили значительную часть Англии. Это способствовало консолидации ряда варварских королевств в единое раннефеодальное правительство. В 1066 году Англия была завоевана герцогом Нормандии Вильгельмом - потомком скандинавских викингов и вассалом французского короля. Дальнейший период принято считать относящимся к высокому средневековью.

Переход от государственных родоплеменных отношений к верно структурированным феодальным был тесновато связан с формированием этнической группы англосаксов, а позже - англичан. Разумеется влияние влившихся в него этнических группировок - саксов, скандинавов, позднее норманнов - на изменение социальной структуры рассматриваемого общества. Правительство на местности Британии скоро развивалось, обретая свои классические формы. Все эти процессы ярко отразились в легендах о Круглом Столе короля Артура и их эволюции.

Миф «вбирает в себя» все особенности культуры, характерные для того либо другого общества в тот либо другой исторический период: это касается и этических норм, и материальной культуры, и религии. В легендах о Круглом Столе короля Артура, наряду с сохранившимися кельтскими мифологическими элементами, есть нормы куртуазного вежества, привнесенные нормандцами, идеалы, проповедуемые христианством, и т.д., Что делает миф очень многослойным. Анализ его слоев дает ключ к пониманию менталитета народов, населявших английские острова, а также того влияния, которое оказывали на него социокультурные процессы, происходившие в Британии.

того, был автор французом, англичанином либо германцем, в его произведении выходила на первый план та либо другая тема (романтические дела, героические подвиги либо моральные нормы); резко отличались характеры персонажей, стиль написания произведений. Особенности государственной культуры ярко появляются в мифотворчестве.

Несмотря на богатство книг, посвященных данной теме, до сих пор легенды о Круглом Столе короля Артура изучались в основном литературоведами (таковыми, как В.Шерер, А.Мортон, А.Д.Михайлов, Е.М.Мелетинский и др.). Это очень специализированный подход, не рассматривающий особенности мифологичности данных легенд.

В данной книге предпринята попытка проследить, как культурологические особенности социума, его становления и развития преломляются в мифотворчестве, разглядеть миф в качестве парадокса культуры и разобрать, как конфигурации, происходившие на английских островах с V по XV век, показывались в таком явлении, как миф.

Вся наша жизнь, в той либо другой степени, пронизана легендами, и исследование отражения их в повседневности, а также мифотворчества как в прошедшем, так и в реальном является одной из важнейших задач культурологической и социальных наук.