Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература.
Контрольные вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Важнейшие события социально-политической жизни Европы XVII века. Литературные направления этой эпохи и их основные представители.

2. Литература Италии XVII века. Кризис гуманистических идеалов. Итальянское барокко (маринизм). Политическая острота и злободневность поэзии Ф. Тести, В. Филикайя, А. Тассони.

3. Классицизм XVII века: философская база, эстетические принципы, основные представители.

4. Французский классицизм и его связь с общественно-политической жизнью страны. Основные принципы классицистической эстетики в поэме-трактате Н. Буало «Поэтическое искусство».

5. Драматургические принципы П. Корнеля. Приоритет государственных интересов в трагедии «Сид».

6. Творчество Ж. Расина – новый этап в развитии французской классицистической драмы.

7. Конфликт долга и чувства в трагедии Ж. Расина «Андромаха» и его разрешение.

8. Трагедия Ж. Расина «Федра»: суть трагического конфликта, отказ от идеального героя.

9. Основные черты классицистической комедии Ж. -Б. Мольера (связь с традициями народного театра, заданность характера главного героя, «три единства» и др.).

10. Антиклерикальная сатира Ж. -Б. Мольера («Тартюф», «Дон Жуан»). Тартюф – концентрированное выражение религиозного фанатизма, лицемерия и ханжества.

11. Критика нарождающейся буржуазии в комедиях Ж. -Б. Мольера «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной».

12. Элементы социальной и бытовой сатиры в творчестве Ж. Лафонтена; философские мотивы его басен («Звери во время чумы», «Волк и лиса», «Петух и лиса», «Муж, жена и вор», «Состарившийся лев» и др.).

13. Лопе де Вега как реформатор испанского театра XVII века. Эстетические взгляды драматурга.

14. Философский смысл пьесы П. Кальдерона «Жизнь есть сон».

15. Немецкая литература XVII века. Роман И. Гриммельсгаузена «Симплиций Симплициссимус» как художественное воплощение немецкой действительности периода Тридцатилетней войны. Пародирование «высокого» барокко.

16. Жизнь и творчество Дж. Мильтона. Противоречия между бунтарским духом и религиозным содержанием в поэме «Потерянный рай».

17. Общая характеристика эпохи Просвещения. Историческое своеобразие просветительского движения в различных странах Западной Европы.

18. Основные жанры эпохи Просвещения. Усиление роли прозаических жанров (просветительского романа, философской повести), развитие жанра трактата. Публицистичность прозы. Драматургическая реформа. Судьба поэтических жанров.

19. Взаимодействие формы и содержания в «Персидских письмах»

Ш. Монтескье.

20. Жизненный и творческий путь Вольтера. Философские и социально-политические взгляды писателя.

21. Театр Вольтера как «школа добродетели». Разоблачение религиозного фанатизма в трагедии «Магомет, или Фанатизм».

22. Жанровая специфика философских повестей Вольтера (идеологическая заостренность, фантастика, аллегоризм и др.). Проблема исторического оптимизма в повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм».

«Энциклопедия» и ее значение.

24. Проблематика романа «Монахиня» и повести «Племянник Рамо» Д. Дидро.

25. Жизненный и творческий путь Ж. -Ж. Руссо. Философские воззрения писателя (трактаты «Рассуждение о науках и искусствах», «Общественный договор», роман-трактат «Эмиль, или О воспитании»).

26. Ж. -Ж. Руссо и европейский сентиментализм. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» как энциклопедия руссоизма.

27. Творческие достижения П. Бомарше. Историческое значение и художественные особенности его комедий «Сивильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро».

29. Утверждение принципов просветительской морали в творчестве поэта-классициста А. Попа. Роль сатирико-нравоучительных журналов «Болтун», «Зритель», «Опекун» в развитии английской просветительской мысли.

30. Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» как первый роман приключенческо-биографического жанра. Робинзон Крузо – воплощение идеи волевой активной личности.

31. Сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности в романе Д. Свифта «Путешествие Гулливера». Политические и философские взгляды писателя. Гротеск и ирония в романе.

32. Английская литература второй трети XVIII века. Сэмюэль Ричардсон в истории литературы. Чувство как главный организующий центр его романов.

«История Тома Джонса, найденыша» – реалистическая картина социальной действительности Англии XVIII века.

34. Философская и эстетическая программа сентиментализма. Сравнительная характеристика сентиментализма и классицизма.

35. Английская литература последней трети XVIII века. Романы Л. Стерна как сентименталистское переосмысление традиций просветительского романа. Художественное своеобразие романа «Сентиментальное путешествие».

36. Поэзия английского сентиментализма (Д. Томсон, Э. Юнг, Т. Грей,

О. Голдсмит).

38. Английская драма XVIII века. Творчество Р. Шеридана. Сатирическая комедия нравов «Школа злословия» в решении просветительских задач.

39. Пьесы Г. Э. Лессинга «Эмилия Галотти» и «Натан Мудрый»: традиции и новаторство.

40. Литература периода «Бури и натиска» (Гердер, Фосс, Шубарт, Клингер и др.).

41. Жизнь и творчество И. -В. Гёте. Штюрмерские идеи раннего периода (стихотворения «Ганимед», «Прометей», драма «Гец фон Берлихинген с железной рукой» и др.).

«Страдания юного Вертера».

43. История создания и художественное своеобразие трагедии И. -В. Гёте «Фауст».

44. Трагическая история любви Фауста и Маргариты в трагедии Гёте «Фауст».

45. Идейный смысл «Прологов» в «Фаусте» Гёте. Многозначность образа Мефистофеля.

46. Драматический путь Фауста как символическое воплощение вечной борьбы добра и зла в человеке и его неукротимого стремления к познанию.

48. Драматургия Ф. Шиллера. Историческая и нравственная проблематика.

49. Специфика конфликта в драме Ф. Шиллера «Разбойники».

50. Итальянская литература XVIII века. Творческое наследие Карло Гольдони и Карло Гоцци.