КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Социально-исторический контекст античной литературы, ее периодизация, место в истории мировой литературы.
2. Древнегреческая литература, разнообразие ее фольклорных, мифологических источников. Архаический период. Долитературный этап.
3. Раннелитературный этап. Миф о троянской войне и его художественное осмысление у Гомера. Социально-историческая обусловленность эпической направленности «Илиады» и «Одиссеи».
4. Поэма «Илиада» как героический эпос. Развитие сюжета, основной конфликт, центральные персонажи.
5. Индивидуальное и общее в героях «Илиады», художественные особенности их раскрытия. Отношение автора к грекам и троянцам.
6. Боги и герои в «Илиаде». Понимание Гомером героического начала, гражданский пафос поэмы.
7. Определяющие черты героики «Одиссеи». Своеобразие поэмы в сопоставлении с «Илиадой».
8. Соотношение мифологических и исторических элементов в поэмах Гомера, особенности его манеры повествования и эпического стиля. Основные теории «гомеровского вопроса».
9. Социальные основы дидактического эпоса, новаторство его предметной изобразительности.
10. «Труды и дни» Гесиода – гимн труду и обличение несправедливости.
11. Послегомеровский эпос. Киклические поэмы. Упадок героической поэмы и переход к лирике.
12. Общая характеристика древнегреческой лирики, ее основные виды.
13. Древнегреческая элегия, ее разновидности. Основные представители жанра элегии.
14. Особенности ямбического жанра и его виднейшие творцы.
15. Мелическая поэзия (сольная и хоровая), ее виды и главные авторы.
16. Общая характеристика греческой литературы аттического (классического) периода. Социально-исторические и художественные предпосылки возникновения драматических жанров.
17. Общественная роль театра в Древней Греции. Организация театрального дела. Структура античной драмы (трагедии).
18. Эпоха Эсхила. Греко-персидские войны, укрепление рабовладельческой демократии в Афинах и особенности ранней трагедии Эсхила («Персы», «Семеро против Фив»).
19. «Прикованный Прометей» Эсхила, основные персонажи, их расстановка в трагическом конфликте.
20. Эсхил – поэт афинского полиса. Трилогия «Орестейя», смысловые акценты каждой из частей и ее финала.
21. Предельная обостренность трагического мироощущения у Софокла. Трагедии «Царь Эдип», «Антигона».
22. Трагедия «Электра». Трагический герой и драматургическое мастерство Софокла. Искусство перипетии.
23. Расширение трагического конфликта и роль личностного начала человека у Еврипида. Трагедия «Медея».
24. Еврипид – «философ на сцене». Отражение в его трагедиях идеологического кризиса эпохи Пелопонесской войны. Трагедия «Ипполит».
25. Героический образ в драматургии Еврипида. «Ифигения в Авлиде», замена перипетии интригой.
26. Характеристика жанра «древней аттической комедии». Изображение несостоятельности афинской демократии в комедиях Аристофана
(«Всадники»).
(«Ахарняне», «Мир»).
28. Основная проблематика, комизм центральных персонажей и агона
Правды и Кривды в комедии Аристофана «Облака».
29. Особенности построения, расстановки персонажей комедии Аристофана «Лягушки». Отражение в ней литературных взглядов писателя.
30. Основные направления в развитии прозаических жанров в V–IV вв. до н. э. «Пир» Платона.
31. Главные теоретические положения «Поэтики» Аристотеля, ее значение для дальнейшего развития науки о литературе.
32. Основные черты общественно-политического развития и идеологии эпохи эллинизма. «Новая аттическая комедия», особенности жанра, круг сюжетов, характерные образы.
33. Комедия Менандра «Третейский суд». Отражение в ней нравственных и социальных проблем эпохи эллинизма.
34. Комедия Менандра «Брюзга» как образец «новой аттической комедии». Центральные характеры, конфликт произведения.
35. Определяющие черты александрийской поэзии. Творчество Каллимаха.
36. Общественно-историческое развитие Древнего Рима и периодизация литературы. Долитературный период, основные виды римского фольклора.
37. Литература периода расцвета римского полиса, ранние авторы. Маски и сюжеты римской комедии, ее отношение к «новой аттической комедии».
38. Римская действительность в комедиях Плавта. «Горшок», образы Эвклиона и Мегадора.
39. Комедии Плавта «Хвастливый воин», «Псевдол». Характерные образы комедии паллиаты (воин, парасит, раб, юноша и др.).
40. Характерные черты драматургии Теренция. Комедия «Братья», проблема воспитания и ее актуальность в Риме II в. до н. э.
42. Лукреций – философ-материалист, его поэма «О природе вещей». Литературная программа неотериков. Искренность тона, изящество стиля, богатство метрики поэзии Катулла.
43. Римская литература периода становления империи (принципата Августа), связь ее с событиями в стране. Официальное и оппозиционные течения в поэзии.
44. Творчество Вергилия. Общественно-политические установки поэта в
«Энеиде», ее центральные персонажи.
«Энеиды», ее соотнесенность с гомеровским эпосом. Образ Энея в поэме Вергилия.
46. Качественно новые черты эпоса Вергилия. Психологизм образов и динамика повествования в «Энеиде», переосмысление героики.
47. Философские установки и литературная критика в «Сатирах» Горация. Разнообразие содержания сборника «Оды».
48. Своеобразие жизненной и творческой позиции Овидия, его поэма «Метаморфозы». Роль формальных элементов у поэта. Пушкин об Овидии.
49. Римская и греческая литературы периода средиземноморской империи. Основная направленность творчества Плутарха.
«Вольтера классической древности» – Лукиана.
51. Утверждение жанра романа в поздней греческой литературе. «Дафнис и Хлоя» Лонга, его значение для последующих эпох.
52. Роль философии стоицизма в творчестве Сенеки. Центральные образы, своеобразие стиля трагедий драматурга.
«Сатирикон». Басни Федра.
54. Демократическая сатира Ювенала. Стихотворные эпиграммы Марциала.
«Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея. Композиция, тематика, основные объекты сатиры романа.
56. Античность в духовной жизни и литературе последующих эпох. Ее роль в истории русской и белорусской культур.