Лапин И.Л., Голубович Н.В.: Зарубежная литература.
Контрольные вопросы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Социально-исторический контекст античной литературы, ее периодизация, место в истории мировой литературы.

2. Древнегреческая литература, разнообразие ее фольклорных, мифологических источников. Архаический период. Долитературный этап.

3. Раннелитературный этап. Миф о троянской войне и его художественное осмысление у Гомера. Социально-историческая обусловленность эпической направленности «Илиады» и «Одиссеи».

4. Поэма «Илиада» как героический эпос. Развитие сюжета, основной конфликт, центральные персонажи.

5. Индивидуальное и общее в героях «Илиады», художественные особенности их раскрытия. Отношение автора к грекам и троянцам.

6. Боги и герои в «Илиаде». Понимание Гомером героического начала, гражданский пафос поэмы.

7. Определяющие черты героики «Одиссеи». Своеобразие поэмы в сопоставлении с «Илиадой».

8. Соотношение мифологических и исторических элементов в поэмах Гомера, особенности его манеры повествования и эпического стиля. Основные теории «гомеровского вопроса».

9. Социальные основы дидактического эпоса, новаторство его предметной изобразительности.

10. «Труды и дни» Гесиода – гимн труду и обличение несправедливости.

11. Послегомеровский эпос. Киклические поэмы. Упадок героической поэмы и переход к лирике.

12. Общая характеристика древнегреческой лирики, ее основные виды.

13. Древнегреческая элегия, ее разновидности. Основные представители жанра элегии.

14. Особенности ямбического жанра и его виднейшие творцы.

15. Мелическая поэзия (сольная и хоровая), ее виды и главные авторы.

16. Общая характеристика греческой литературы аттического (классического) периода. Социально-исторические и художественные предпосылки возникновения драматических жанров.

17. Общественная роль театра в Древней Греции. Организация театрального дела. Структура античной драмы (трагедии).

18. Эпоха Эсхила. Греко-персидские войны, укрепление рабовладельческой демократии в Афинах и особенности ранней трагедии Эсхила («Персы», «Семеро против Фив»).

19. «Прикованный Прометей» Эсхила, основные персонажи, их расстановка в трагическом конфликте.

20. Эсхил – поэт афинского полиса. Трилогия «Орестейя», смысловые акценты каждой из частей и ее финала.

21. Предельная обостренность трагического мироощущения у Софокла. Трагедии «Царь Эдип», «Антигона».

22. Трагедия «Электра». Трагический герой и драматургическое мастерство Софокла. Искусство перипетии.

23. Расширение трагического конфликта и роль личностного начала человека у Еврипида. Трагедия «Медея».

24. Еврипид – «философ на сцене». Отражение в его трагедиях идеологического кризиса эпохи Пелопонесской войны. Трагедия «Ипполит».

25. Героический образ в драматургии Еврипида. «Ифигения в Авлиде», замена перипетии интригой.

26. Характеристика жанра «древней аттической комедии». Изображение несостоятельности афинской демократии в комедиях Аристофана

(«Всадники»).

(«Ахарняне», «Мир»).

28. Основная проблематика, комизм центральных персонажей и агона

Правды и Кривды в комедии Аристофана «Облака».

29. Особенности построения, расстановки персонажей комедии Аристофана «Лягушки». Отражение в ней литературных взглядов писателя.

30. Основные направления в развитии прозаических жанров в V–IV вв. до н. э. «Пир» Платона.

31. Главные теоретические положения «Поэтики» Аристотеля, ее значение для дальнейшего развития науки о литературе.

32. Основные черты общественно-политического развития и идеологии эпохи эллинизма. «Новая аттическая комедия», особенности жанра, круг сюжетов, характерные образы.

33. Комедия Менандра «Третейский суд». Отражение в ней нравственных и социальных проблем эпохи эллинизма.

34. Комедия Менандра «Брюзга» как образец «новой аттической комедии». Центральные характеры, конфликт произведения.

35. Определяющие черты александрийской поэзии. Творчество Каллимаха.

36. Общественно-историческое развитие Древнего Рима и периодизация литературы. Долитературный период, основные виды римского фольклора.

37. Литература периода расцвета римского полиса, ранние авторы. Маски и сюжеты римской комедии, ее отношение к «новой аттической комедии».

38. Римская действительность в комедиях Плавта. «Горшок», образы Эвклиона и Мегадора.

39. Комедии Плавта «Хвастливый воин», «Псевдол». Характерные образы комедии паллиаты (воин, парасит, раб, юноша и др.).

40. Характерные черты драматургии Теренция. Комедия «Братья», проблема воспитания и ее актуальность в Риме II в. до н. э.

42. Лукреций – философ-материалист, его поэма «О природе вещей». Литературная программа неотериков. Искренность тона, изящество стиля, богатство метрики поэзии Катулла.

43. Римская литература периода становления империи (принципата Августа), связь ее с событиями в стране. Официальное и оппозиционные течения в поэзии.

44. Творчество Вергилия. Общественно-политические установки поэта в

«Энеиде», ее центральные персонажи.

«Энеиды», ее соотнесенность с гомеровским эпосом. Образ Энея в поэме Вергилия.

46. Качественно новые черты эпоса Вергилия. Психологизм образов и динамика повествования в «Энеиде», переосмысление героики.

47. Философские установки и литературная критика в «Сатирах» Горация. Разнообразие содержания сборника «Оды».

48. Своеобразие жизненной и творческой позиции Овидия, его поэма «Метаморфозы». Роль формальных элементов у поэта. Пушкин об Овидии.

49. Римская и греческая литературы периода средиземноморской империи. Основная направленность творчества Плутарха.

«Вольтера классической древности» – Лукиана.

51. Утверждение жанра романа в поздней греческой литературе. «Дафнис и Хлоя» Лонга, его значение для последующих эпох.

52. Роль философии стоицизма в творчестве Сенеки. Центральные образы, своеобразие стиля трагедий драматурга.

«Сатирикон». Басни Федра.

54. Демократическая сатира Ювенала. Стихотворные эпиграммы Марциала.

«Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея. Композиция, тематика, основные объекты сатиры романа.

56. Античность в духовной жизни и литературе последующих эпох. Ее роль в истории русской и белорусской культур.