Лапин И.Л.: Компендиум истории зарубежной литературы
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное издание рассматривает два начальных и завершающий курсы университетской программы по истории зарубежной литературы. Рассчитанное в первую очередь на оказание помощи в самостоятельной работе студентов, оно сконцентрировано на материале, важном как для приобретения необходимых знаний по изучаемому предмету, так и для выработки профессиональных навыков постижения закономерностей движения искусства слова. Являющееся всего лишь компендиумом, оно не претендует на полноту отражения всей сложности и неоднозначности литературного процесса, но в то же время стремится системно обозначить его узловые моменты в истоках и актуальном состоянии.

Курс античной словесности открывает историко-литературную подготовку филолога, отчего вполне естественные трудности, обусловленные архаичностью, сложностью да и малоизвестностью многих из рассматриваемых художественных явлений, усугубляются еще и необходимостью обновления, уточнения теоретических представлений о специфике литературы, путях ее изучения и преподавания. Поскольку он осваивается параллельно с такими родственными дисциплинами, как устное народное творчество и введение в литературоведение, особую актуальность обретают межпредметные связи, и прежде всего – взаимоувязанность литературы и фольклора, согласованность в понимании утвердившихся в нашей науке категорий. Активно использовавшая мифологический материал, античная литература дает великолепные примеры трансформации его образов и сюжетов в собственно художественных целях, для создания всего многообразия ставших классическими родовых и жанровых форм. В пособии специально привлекается внимание к строгим характеристикам этих форм, их дальнейшим модификациям и переходам.

и уважения как за их особый вклад в сохранение и освоение античного наследия, так и за формирование разветвленных основ всей новоевропейской словесности. Без их художественного опыта титанам Возрождения вряд ли удалось бы так глубоко и многогранно отобразить свою эпоху, драматические коллизии крушения феодальной формации, утопические мечтания и нарастающие разочарования новой.

–XXI веков, сконцентрирован на характеристике общих наиболее резонансных для нашей эпохи художественных течений, творчества виднейших авторов отдельных стран. Если на поверхности уже с первых лет двадцатый век был вызывающе резок в своем отрицании опыта предшественников, глубинное движение его художественной культуры отличается усложненной взаимоувязанностью традиций и новаторства, наследования и ниспровержения. Бескомпромиссные манифесты, хлесткие лозунги, дерзкие творческие находки авангардистов, вопреки их ожиданиям, вовсе не убивали классику. Им приходилось соседствовать с показавшими себя не в меньшей степени оригинальными и новаторскими достижениями художников на путях, проложенных античностью, классицизмом, романтизмом, реализмом, натурализмом, символизмом.

Мир, некоторое время двуполярный, затем как бы оказавшийся во власти одной сверхдержавы, сегодня все увереннее демонстрирует многовекторность социально-экономического и духовного развития. Возрастает влияние коллективных решений ООН, стран Движения неприсоединения, самодостаточных региональных организаций. Как никогда обозначилось поликультурное начало искусства, вобравшее и небывалую динамику взаимоосвоения литературами наиболее заметных художественных открытий, и постоянно нарастающее количество переводов, и востребованность творчества писателей буквально всех континентов. Неудивительно поэтому, что заметная активизация в эти десятилетия постмодернистских изысков, резко обострившая поляризацию элитарной и массовой культуры, не подменила и не обеднила разнонаправленность современного искусства, его гуманизирующую суть.

Издание нацелено не только на изложение программного материала, но и на разрушение определенных стереотипов его восприятия, деления художественных достижений на эталонные и сомнительные. Концептуальной основой пособия является сопоставительный подход, последовательная соотнесенность мировоззренческих, культурологических, исторических и поэтологических критериев анализа. Намеренно не модернизируя, но и не архаизируя классику, не замыкаясь в рамках методологии какой-либо одной научной школы, автор максимально учитывает современные историко-теоретические наработки искусствознания и литературоведения. Во всех случаях реализуется принципиальная установка – обозначить вклад литературы в гуманизацию человека и общества, компактно и доступно представить пути западной словесности от мифопоэтических начал до наших дней, предполагая их углубленную детализацию уже с использованием учебников и учебных пособий, списки которых даются в конце каждого раздела.