Логиш С. В. Сборник статей.
Алессандро Пикколомини

Библиотека итальянской литературы

Alessandro Piccolomini

1508 - 1579

Алессандро Пикколомини

– АЛЕССАНДРО ПИККОЛОМИНИ

(Сиена, 1508 – 1579)

Итальянский писатель, философ и астроном. Родился в знатной семье, получил гуманитарное образование в Сиенском университете и предпринял церковную карьеру. В 1531 г. стал членом «Академии Оглушенных» под псевдонимом «Пораженный» (Stordito). Занимался переводами латинских и греческих произведений на вольгаре и театральной деятельностью Академии. Принял участие в дискуссиях о жанре трактата о любви и отношении к женщине, написав по этому поводу собственный трактат «О благородстве и совершенстве женщин» («Della nobiltà et eccellenza delle donne», 1545) и «Диалог об изящных манерах женщин» («Il dialogo della bella creanza delle donne»), более известный под названием «Раффаэлла» («La Raffaella», 1539).

экспериментриует с возможностями жанра диалога, уделяя основное внимание не философско-диалектическим сентенциям, а свободным рассуждениям, характерным для спонтанного диалога. Цель диалога остается в том, чтобы убедить молодую женщину принять знаки внимания, при этом обе собеседницы не принадлежат к высшему сословию. Темы, которых касается сводня (не избегать увеселений в молодости, обращать внимание на изысканную одежду, управлять домом, уметь себя вести при встречах и поддерживать разговор, позволять себе увлечения на стороне, уметь выбирать поклонников), складываются в настоящую педагогическую «программу», которую должна усвоить женщина, желающая участвовать в общественной жизни. Это некая форма феминизма, которая становится основой для оправдания супружеской неверности; она укладывается в рамки светской морали, далекой от духовных и религиозных ценностей и направленной прежде всего на то, чтобы не выйти за рамки «скромности и чести», т. е. правил социальной условности.

В диалог присутствует определенный элемент театрализации (присутствие междометий, восклицаний, намеки на обстоятельства, при которых происходит разговор и т. п.) приводит читателя к мысли о том, что перед ним разыгрывается комедия с элементами поучения, а не привычный диалог серьезной («диалектической») тематики.

«любовных» обстоятельствах и его социальные последствия, значительно отличает диалог Пикколомини от современных ему трактатов о любви, отличавшихся философскими размышлениями, синтезом духовных ценностей, опиравшемся на широко распространенные идеи платонизма, и склонностью к аристократизму установок и стилистики. Все эти черты в «Раффаэлле» отсутствуют, и произведение (вместе, напр., с некоторыми текстами П. Аретино) занимает особое место в развитии жанра трактата-диалога в классицистической прозе 16 века.

Переехав в Падую, занялся философскими и естественно-научными исследованиями, посещая лекции по астрономии и математике. В 1543 г. издал книгу «О неподвижных звездах» («De le stelle fisse »), в которой впервые были приведены полные карты 47 созвездий Птолемея. Посещал собрания местной «Академии Воспламененных», на которых выступал с лекциями на моральную тематику, на основе которых был написан трактат «О назначении всей жизни человека, рожденного благородным и в свободном городе» («De la instituzione di tutta la vita de l’huomo nato nobile, e in città libera», 1542, переизд. 1560). В 1543 г. Некоторое время посещал лекции в Болонском университете. Вернувшись в Сиену, написал комедию «Александр» («Alessandro», 1545); в 1546 г. переехал в Рим, где остался на службе в Римской курии вплоть до 1558 г. Написал комментарии к произведениям Аристотеля и два трактата популярного характера; занялся поэтическим творчеством в жанре петраркисткого сонета (сборник «Сто сонетов» - «Cento Sonetti», 1549). В 1558 г. был рукоположен в священники и вернулся в Сиену, где получил должность помощника архиепископа. Последние годы жизни посвятил переводам и интерпретации «Риторики» и «Поэтики» Аристотеля. Умер в Сиене в 1579 г. в сане кардинала.

© С. В. Логиш, 20. 02. 2007



Opere / Произведения

La Raffaella / Раффаэлла