Логиш С. В. Сборник статей.
Анджело Бельоко (Рудзанте)

ANGELO BEOLCO (RUZZANTE)

АНДЖЕЛО БЕОЛЬКО (РУДЗАНТЕ)

(~1502 - 1542)

Анджело Беолько родился в окрестностях Падуи, вероятно, в 1502 г. Вошел в историю литературы под псевдонимом Рудзанте (в пер. с итал. “ruzzare” значит «резвиться, весело носиться»). Бедный крестьянин становится главным героем его произведений, а сам Беолько воплощает собственные образы на сцене. Он был незаконнорожденным сыном врача, получил хорошее воспитание и посещал круг образованных людей, особенно когда стал управляющим венецианского аристократа Альвизе Корнаро, поддерживавшего его интерес к театру и заказывавшего Беолько многочисленные произведения.

«Пастораль» («La Pastoral»), затем комедию «Бетия» («La Betia»), тоже в стихах (1524-25). Позднее Беолько создаст еще пять комедий, «Диалоги» и две «Речи» в прозе. Между 1520 и 1526 гг., с помощью своего покровителя, создает труппу полупрофессиональных актеров, с которой активно выступает в Венеции, а также лично занимается постановкой своих произведений на вилле Корнаро в Падуе, где была специально устроена каменная лоджия с деревянным помостом. Возможно, идея постановки спектаклей пришла Беолько после бесед с Ариосто, с которым он затем будет сотрудничать в Ферраре в 1529-1532 гг. Умер Беолько в доме Корнаро в 1542 г., будучи уже широко известным автором и актером.

Личность Рудзанте выделяется своей оригинальностью, антиконформизмом в плане использования языка и в значительной степени новаторским выбором ситуаций для отображения в пьесах. После смерти драматурга его театр очень скоро получил широкую известность, однако уже во второй половине 17 века он оказался полностью забытым и почти полностью исчез из репертуара итальянских театров, - возможно, по причине языковой оригинальности (пьесы Рудзанте были написаны на падуанском диалекте), которая резко отличала его от всей театральной традиции Чинквеченто. В отличие от того, что происходило в литературе позднего Возрождения, в которой литературная практика, основанная на тосканском варианте итальянского языка, все более превалировала над различного рода экспериментами (в частности, над поэзией Берни и его последователей, над многоязычием в целом), для театра Рудзанте языковое отличие стало как раз принципиальной отличительной чертой.

В тематическом плане Рудзанте пытался рассматривать и некоторые значительные исторические и социальные вопросы: в частности, изображение крестьянской культуры, традиционно противопоставленной и находящейся в подчинении государства и церкви, предоставляло одновременно большие возможности и материал для исследования. Противостояние города и деревни, социальное и экономическое неравенство между нищетой крестьянского мира и богатством тех, кто жил в городе, приводит к своего рода столкновению между языком культуры (тосканским итальянским) и языком природы (диалектом).

© S. V. Loguich, 24. 9. 2002

Opere / Произведения

- La Betia / Бетия

- Il Parlamento de Ruzzante / Вернувшийся с войны

- Bilora / Билора

- Moscheta / Москетта

- La Vaccaria / Комедия коров

- L'Anconitana / Анконитанка

Materiale critico / Критические материалы

- L. Caretti, G. Luti. Il Cinquecento. Ruzzante



- http://www.zzz. it/zzz/library/liberliber/www.liberliber. it/biblioteca/r/ruzzante/

- http://www.lapadania.com/2001/maggio/31/31052001p11a1.htm

- http://www.cyberia. it/flash/biblio/autori/beolco. htm