Логиш С. В. Сборник статей.
Джорджо Вазари

GIORGIO VASARI

ДЖОРДЖО ВАЗАРИ

(1511 - 1574)

Джорджо Вазари, автор первого в Европе фундаментального труда по истории искусства, актуального и в наше время, родился в городе Ареццо, невдалеке от Флоренции. Обучается ремеслу художника во Флоренции, в мастерской Андреа дель Сарто, а ювелирному делу и скульптуре – у Баччо Бандинелли. Совсем еще юным Вазари входит в круг семейства Медичи, завязывая дружеские отношения с будущими кардиналом Ипполито и герцогом Алессандро. В 16-летнем возрасте он становится свидетелем кризиса, охватившего всю Италию («Римский мешок» 1527 г.), а затем попыток восстановить прежние общественные устои, во время понтификата Климента VII и одновременной реставрации власти Медичи во Флоренции.

«фабрики» Уффици, призванной стать свидетельством возрождения великолепия медицейского двора. Умирает Вазари в 1574 г., на пике своей славы и карьеры.

Художник многогранного дарования, Вазари оставил много выдающихся живописных полотен, архитектурных сооружений, однако его имя наиболее тесно связано с первой историей итальянского искусства, «Жизнеописаниями знаменитейших итальянских живописцев, ваятелей и зодчих от Чимабуэ до наших дней» («Le vite de’ piu eccellenti architetti, pittori et scultori italiani da Cimabue insino a’ tempi nostri»), опубликованной в 1550 г. и расширенной во втором издании 1568 г. (названном «Джунтина» - от имени издателя Джунти).

В своде «Жизнеописаний» собраны более 200 биографий художников, скульпторов и архитекторов, от Чимабуэ до современников Вазари, включая его собственную (в хронологическом плане они доведены до 1567 г.). Книга была написана по совету кардинала Фарнезе и историка Паоло Джовио и стала плодом длительного и кропотливого труда по поиску документов и прямых свидетельств, которые собирались автором многие годы. Произведение разделено на три части. В первой автор отмечает основные черты периода становления («fanciullezza») итальянского искусства, от Чимабуэ до конца Треченто. Вторая часть посвящена «юношескому возрасту» («giovinezza»), от Якопо делла Кверча до конца Кваттроченто; наконец, в третьей части речь идет о персоналиях Чинквеченто, в течении которого искусство достигает своей «зрелости» («maturita’») в творчестве Микеланджело.

Вазари полагает, что искусство должно подражать природе, и рассматривает развитие искусства, основываясь на данной концепции. По его мнению, средневековое искусство постепенно освобождалось от условностей и искусственности с тем, чтобы на рубеже 14 и 15 вв. перейти к естественному изображению внешнего мира, к совершенствованию технических приемов, благодаря новым трудам по анатомии и перспективе, чтобы достичь полной свободы выразительных средств и владения стилем в произведениях Микеланджело. Именно этой фигурой завершается исторический процесс, в ходе которого искусство достигло совершенства. Уже у своих современников, неспособных подняться до уровня мастера, Вазари отмечает признаки неизбежного упадка.

Во втором издании «Жизнеописаний» Вазари очень внимательно подходит к достоверности собранных данных; в стилистическом плане одной из его целей является ясность изложения, которая основывается на использовании технически правильного, однако доступного читателю словаря; язык «Жизнеописаний» живой, иногда почти разговорный, далекий от академизма. Несмотря на некоторую предвзятость (например, в том, что произведение искусства представляется Вазари прямым следствием природного нрава художника; в недооценке некоторых исторических периодов – в частности, Средневековья), Вазари вошел в историю искусства и литературы как крупнейший критик, незаурядный рассказчик, оставивший после себя первый свод биографий Нового времени.

© S. V. Loguich, 9. 2002

Opere / Произведения

- Le vite de’ piu eccellenti architetti, pittori et scultori italiani da Cimabue insino a' tempi nostri / Жизнеописания знаменитейших итальянских живописцев, ваятелей и зодчих от Чимабуэ до наших дней

Links / Ссылки

- http://www.mega. it/eng/egui/pers/vasa.htm

- http://www.kfki. hu/~arthp/bio/v/vasari/biograph.html - биография

- http://www.liberliber. it/biblioteca/v/vasari/

- http://galileo. imss. firenze. it/multi/luoghi/personag/ivasari.html