Логиш С. В. Сборник статей.
Джованни Пико делла Мирандола

Библиотека итальянской литературы - 15 век

Giovanni Pico della Mirandola

1463-1494

Джованни Пико делла Мирандола

– ДЖОВАННИ ПИКО ДЕЛЛА МИРАНДОЛА

(Мирандола, Модена, 1463 - Флоренция, 1494)

Итальянский гуманист, философ и литератор. Родился в городке Мирандола, рядом с г. Модена, в старинной и знатной семье. Учился в Болонье, Ферраре, Падуе, затем в Париже и, наконец, во Флоренции, посещая курсы литературы и философии и интересуясь более всего иностранными языками и иудаистской доктриной. Способность усваивать знания из различных наук и исключительная память, о которой слагали легенды, позволили Пико в течение его недолгой жизни овладеть по-настоящему энциклопедическим запасом знаний. Находясь в дружеских отношениях с Марсилио Фичино, Анджело Полициано и Лоренцо де Медичи, он знакомится с Джироламо Савонаролой, становится его почитателем и в последние годы жизни находится под его сильным влиянием. Активно участвует в деятельности Платоновской академии и оказывает на нее решающее влияние.

В 1485 г. Пико едет в Париж слушать лекции в Сорбонне. Именно там у него рождается замысел фундаментального произведения, в котором смогут переплестись различные линии развития культуры. Вернувшись в Италию, в 1486 г. в Риме он печатает сочинение «Философские, каббалистические и богословские выводы» («Conclusiones philosophicae, cabalisticae et theologicae»), - ряд тезисов, направленных на то, чтобы объединить различные философские и религиозные теории. Тезисы должны были обсуждаться учеными мужами всего мира на диспуте, организованном автором, однако тому воспрепятствовало осуждение со стороны папского двора. В 1487 г. Пико делла Мирандола, после неудачной попытки защитить свое произведение, написав «Апологию» («Apologia») и вызвав еще больший гнев папы, вынужден бежать из Рима во Францию. Проведя там некоторое время в заключении, он переезжает во Фьезоле и находится под защитой Лоренцо де Медичи. Умирает в 1494 г., совсем молодым, - возможно, от яда.

Литературное творчество Пико ограничивается рядом сонетов на латыни и на вольгаре, которые не представляют большого интереса, особенно в сравнении с его философскими произведениями. «Речь о достоинстве человека» («Oratio de hominis dignitate») – это прославление достоинства человека в рамках мироздания, которое он обретает от свободы мысли и сознания, дарованного ему Богом. Человек, являющийся связующим звеном между «звериностью» животных и божественностью, не обладает, подобно другим живым существам, природной сущностью, поставленной в очень жесткие рамки, а, благодаря свободе воли, может выбирать, согласно собственной воле и чувствам, «место, положение и дары» («quella sede, quell’aspetto, quei doni»), которые пожелает. Поэтому свобода позволяет человеку опуститься до звериного существования либо «возродиться» в поисках и в постижении моральных ценностей.

«Книге Бытия», озаглавленном «Гептапл» («Heptaplus») и посвященном Лоренцо Великолепному, Пико пытается объяснить устройство Вселенной, выстраивая целый ряд аллегорических интерпретаций герметических и неоплатонических доктрин. В этом его произведении также возносится хвала человеку, поскольку он гармонично сочетает в себе качества земного мира и мира небесного и божественного и поэтому – единственный из творений Божиих – причастен к природе ангелов и способен подняться до Бога.

«О сущем и едином» («De Ente et Uno»), посвящая его Анджело Полициано, а в 1494 г. начинает работу над книгой «Беседы о божественной астрологии» («Disputationes adversus astrologiam divinatricem »), которая была прервана преждевременной смертью. В этом произведении, которое впоследствии перевел и подытожил Савонарола, автор опровергает достоинства астрологии, подчеркивая различие между научной стороной изучения звездных тел и колдовской интерпретацией их влияния. Он предвосхищает точку зрения, которая получит широкое распространение в следующем столетии, согласно которой рациональный поиск, основанный на опыте, является наиболее надежным способом достижения научного знания. Эта концепция является основополагающей и для современной науки.

Платона и Аристотеля, - обнаруживая в каждом из них постулаты христианства, - все это ставит Пико делла Мирандола наравне с Марсилио Фичино, вместе с которым он занимает ведущее место среди участников Платоновской академии, хотя Пико и отличается от Фичино своим отношением к магии и астрологии.

В творчестве Пико спор о человеке достигает своей наивысшей точки, но в то же время «выходит за рамки истории», с тем чтобы развиваться в метафизической перспективе. Его творчество знаменует окончательное преодоление гражданского гуманизма.

© С. В. Логиш, 07. 2004