Логиш С. В. Сборник статей.
Фольгоре да Сан-Джиминьяно

Библиотека итальянской литературы - 13 век

Folgore da San Gimignano

~1270-~1330

Фольгоре да Сан-Джиминьяно


FOLGORE DA SAN GIMIGNANO –
ФОЛЬГОРЕ ДА САН-ДЖИМИНЬЯНО

(Сан-Джиминьяно, ~1270 – ~1330)

Итальянский поэт. Согласно имеющимся немногочисленным биографическим сведениям, его настоящее имя – Якопо ди Микеле (Jacopo di Michele). Фольгоре – псевдоним, означавший свет (от «fulgore»). Известно, что он участвовал в военных действиях за свою коммуну, вначале как пехотинец, а затем как рыцарь.

Из его творчества известны в настоящее время 32 сонета, 14 из которых составляют венок, посвященный месяцам года (12 месяцев, вводный и заключительный сонеты), 8 сонетов посвящены дням недели; 5 являются частью другого венка, более широкого, посвященного некоему флорентийцу по случаю его посвящения в рыцари; 4 написаны против гибеллинов, которых поэт обвиняет в упадке города; наконец, последний посвящен сетованиям на то, что исчезла «любезность» (cortesia), т. е. щедрость, отступив перед натиском жадности.

перечисляет все то, что необходимо изысканной придворной компании для приятного времяпрепровождения: яства, изысканные предметы обихода, развлечения на каждое время года; по той же схеме написан венок сонетов о днях недели.

Поэтическая модель, на которую равняется Фольгоре, - это плацер (plazer), один из традиционных жанров провансальской куртуазной лирики. Его характерная черта заключалась в том, чтобы описать некую частную, мелкую, почти видимую и осязаемую деталь таким образом, чтобы превратить это непосредственное восприятие в неопределенный, фантастический, магический мир при помощи утонченной словесной игры. В текстах такого рода преобладают существительные с конкретным значением, сопровождаемые прилагательными с неопределенной и в то же время суггестивной семантикой. Подбор лексических средств у Фольгоре далек от утонченности, однако его тексты лишены некоторой огрубленности и тривиальности, присущей шуточной поэзии своего времени; он наделен музыкальностью, приятен, как и забавы веселой компании, описанной в его сонетах. Его поэзия предназначена богатой, образованной и утонченной публике, идеалом которой стал такой же утонченный, рафинированный и беззаботный образ жизни, на который ранее могла претендовать только потомственная аристократия.

© С. В. Логиш, 04. 2005

*

Sonetti / Сонеты

*

История литературы Италии. В 4 т. Т. 1.

*