Логиш С. В. Сборник статей.
Гаспара Стампа

Библиотека итальянской литературы - 16 век

Gaspara Stampa

1523-1554

Гаспара Стампа

GASPARA STAMPA – ГАСПАРА СТАМПА
(1523 - 1554)

Итальянская поэтесса. Родилась в Падуе в 1523 г. в семье миланской знати, занявшейся торговлей. В 1531 г., после смерти отца, переезжает в Венецию вместе с матерью и другими детьми. Становится высокосветской куртизанкой, вращается в изысканном обществе знатных людей, художников, которое ценит ее за редкую красоту и способность «очаровывать» окружающих. Ее краткая жизнь свободной раскованной женщины проходит чередой мимолетных и страстных романов, из которой выделяются драматические отношения с графом Коллатино ди Коллальто на протяжении 1548-1551 гг., прерванные с его стороны. Умирает Гаспара Стампа в 1554 г. в Венеции, а вскоре после этого сестра Кассандра публикует ее стихотворения.

Сборник Гаспары Стампа «Стихотворения» («Rime”), посвященный одному из крупнейших поэтов эпохи Джованни Делла Каза, состоит из 311 поэтических композиций, в число которых входят сонеты, мадригалы, канцоны, секстины, капитулы, и в основном повествует о любовной истории к Коллатино ди Коллальто. Поэтесса рассказывает о моментах счастья, тревогах и переживаниях, ревности и подозрениях, превращающихся в конечном итоге в мучительную уверенность одиночества и покинутости. Общая схема этого поэтического любовного дневника опирается на поэзию Петрарки: книга открывается вступительным сонетом «О вы, кто слушает эти тихие строки…» («Voi, ch’ascoltate in queste meste rime…» - ср. у Петрарки: « Voi, ch’ascoltate in rime sparse il suono...») и завершается стихотворением, тема которого – раскаяние в том, что было.

Цитаты из Петрарки в стихах Гаспары Стампа очень многочисленны, но поэтессе не удается в полной мере придерживаться необходимой стилистики, и она использует лексику и схемы Петрарки достаточно поверхностно и упрощенно. Ее стихам придает очарование искренность вдохновения, которая проявляется прежде всего в силе и переживаниях страсти,- тогда ее тексты достигают настоящего драматизма. Человечность ее поэзии возникает и из осознания своего положения куртизанки, которая не защищена институтом брака или же приемлемыми социальными условиями, но при этом исповедальность порывов души, весьма интересная с точки зрения человеческой и психологической, мешает достичь стилистического совершенства, поскольку препятствует полному контролю над средствами поэтической выразительности и нарушает равновесие формы стиха.

– «жить пылая и не чувствовать боли» (“viver ardendo e non sentire il male” ) изберет своим жизненным принципом один из автобиографических персонажей Габриэле Д'Аннунцио, Стелио Эффрена, главный герой романа «Огонь» («Il fuoco»), чтобы подчеркнуть свое особенное отношение к жизни.

© С. В. Логиш, 11. 2003

Materiale critico / Критический материал

- Раздел о поэзии 16 века в "Истории всемирной литературы" (Н. И. Голенишев-Кутузов)

Opere / Произведения

Links / Ссылки

http://www.letteraturaalfemminile. it/gaspara_stampa.htm - краткий очерк (итал.)

http://www.ciaocacao. it/cortigiana.htm - статья о венецианских куртизанках (рус.)

http://en.wikipedia.org/wiki/Gaspara_Stampa - краткий очерк (англ.)

http://www.librodenotas.com/almacen/Archivos/001472.html - очерк творчества (исп.) NB!

http://intm.ru/2006/05/07/pro_venecianskikh_kurtizanok__poznavatelno.html - еще одна статья о куртизанках (рус.)

http://www.korazym.org/news1.asp?Id=20188 - краткое эссе (итал.)