Логиш С. В. Сборник статей.
Колуччо Салутати

Библиотека итальянской литературы - 15 век

Coluccio Salutati

1331-1406

Колуччо Салутати

COLUCCIO SALUTATI – КОЛУЧЧО САЛУТАТИ

(Стиньяно-ин-Вальдиньеволе, Пистойя, 1331 - Флоренция, 1406)

Итальянский писатель-гуманист. Родился в маленьком городке Стиньяно в окрестностях Пистойи, затем семья вынуждена была переехать в Болонью, в изгнание по политическим мотивам. Там Салутати получил юридическое образование и стал нотариусом. После недолгого пребывания в различных итальянских городах, в 1374 г. он поселяется во Флоренции и получает должность канцелярия городской коммуны, на которой останется до конца жизни. Благодаря ему флорентийской синьорией было принято решение пригласить на преподавание греческой литературы во Флорентийский университет «Ло Студио» известного византийского ученого Мануила Хризолора (1397 г.). Уже этот факт стал свидетельством большого интереса Салутати к гуманистическим идеям и к серьезному изучению классической античной литературы.

Первым творческим результатом филологических исследований Салутати становится переработка писем Цицерона, а также собрание произведений Овидия, Сенеки, Григория Великого и Св. Августина.

Важной частью творческого наследия гуманиста является его эпистолярий, вначале собранный в четырнадцати книгах, а затем объединенный в пяти. В письмах Салутати рассматривает самые разные темы, от самых злободневных до вопросов из области литературы и философии. Как и многие интеллектуалы своего времени, которые вынуждены жить в условиях становления синьорий и в то же время оставаться преданными идеалам республиканского строя, Салутати участвует в полемике о тирании и права на свободу, высказываясь при этом весьма решительно. Он осуждает тиранический государственный строй и противопоставляет ему идеал свободы (libertas), поскольку она является божественным даром и должна защищаться даже ценой жизни. Как в свое время Петрарка, Салутати также основывает свою идею о федерации государств на примерах из истории античного Рима.

В других письмах он с гуманистическим пылом высказывается по поводу острых вопросов своего времени. Например, против доминиканского проповедника Джованни Доминичи (Giovanni Dominici, ок. 1357-1419), враждебно относившегося в античной поэзии и к языческой культуре, - Салутати противопоставляет ему большое культурное и общественное значение античного наследия и гуманистических исследований.

Перу Салутати принадлежат также многочисленные трактаты. В трактате «О жизни в миру и монашестве» («De saeculo et religione», 1381) он восхваляет аскетический образ жизни, поскольку он является лучшим путем к достижению спокойствия духа, и противопоставляет его фальши и тщеславию светской жизни, полной искушений и зол. В трактате «О роке, судьбе и случайности» («De fato, fortuna et casu», 1396-99) писатель разрабатывает концепцию, более всего занимавшую умы гуманистов: он опирается на утверждение, что мысль о смерти не должна являться препятствием для деятельности человека и его стремления к полной самореализации. Убеждение в том, что человек должен участвовать в жизни общества, не противоречит глубокой религиозности писателя: в активной, деятельной жизни он видит один из путей достижения «славы Божией», и в подтверждение своей мысли неоднократно приводит примеры из Библии.

В трактате «О достоинстве права и медицины» («De nobilitate legum et medicinae», 1400) он пишет о положительной роли законов, необходимых для того, чтобы упорядочивать сожительство людей, конечная цель которых заключается в общем благосостоянии,- эта тема была распространена и оживленно обсуждалась в 13-14 вв. (достаточно вспомнить произведения Данте).

В 1400 г. вопрос одного из студентов в Падуе, интересовавшегося причинами, по которым Данте приговорил Брута и Кассия к мукам в аду, побуждает Салутати к написанию трактата «О тиране» («De tyranno»,1400), в котором он очевидно противоречит своим собственным убеждениям республиканца. Он утверждает, что осуждение Брута и Кассия было справедливым, так как в некоторые периоды истории монархия необходима, поэтому убийцы Цезаря пытались противостоять исторической необходимости монархического правления. Незавершенным осталось его сочинение «О подвигах Геракла» («De laboribus Herculis», первая ред. 1383).

Салутати сочетает филологические изыскания с гуманистической деятельностью, присущей человеку, активно участвующему в жизни общества и осознающего свои интеллектуальные способности. Человек, по мнению Салутати, ответственен за собственные поступки, связан с другими людьми стремлением к всеобщему братству и стремится утвердить принципы справедливости и честности.

Он большой почитатель творчества Данте, Петрарки и Боккаччо, сравнивая их роль в культуре с ролью античных авторов.

В стилистике его произведений, особенно писем, очевидно прекрасное знание античной литературы, - выделяются прежде всего лексическое богатство и диалектическая строгость рассуждений и выводов.

© С. В. Логиш, 09. 2004

Библиография:

—IV. Roma, 1891—1911; v. III. 1896; v. IV, p. I, 1905.

* Ullman B. L. The humanism of Coluccio Salutati. Padova: Antenore, 1963.

* Will R. C. Colluccio Salutati and his public letters. Geneve: Droz, 1976.