Логиш С. В. Сборник статей.
Микеланджело Буонарроти

Библиотека итальянской литературы

Michelangelo Buonarroti

1475-1564

Микеланджело Буонарроти

MICHELANGELO BUONARROTI – МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ
(Капрезе, 1475 - Рим, 1564)

Итальянский живописец, скульптор, архитектор, поэт. Родился в 1475 в городке Капрезе, в Казентино, в семье подеста Кьюзи и Капрезе. Еще ребенком попал во Флоренцию, а в 1488 г. был отправлен учиться разным искусствам а мастерскую Доменико Гирландайо. В скором времени, однако, оставляет ее и поступает в академию для молодых художников, учрежденную Лоренцо де Медичи. В дальнейшем с Лоренцо у молодого художника складываются дружеские отношения, Микеланджело пользуется его покровительством. В 1494 г. он уезжает из Флоренции и отправляется вначале в Болонью, а в 1496 г. переезжает в Рим. Уже за первые десять лет своей деятельности в Вечном Городе он становится одним из лучших художников своего времени, е6t65ще не достигнув тридцатилетнего возраста. Для базилики Св. Петра в Риме он создает скульптурную композицию «Пьета», «Тондо Дони» по заказу флорентийского семейства Дони и статую Давида.

В 1505 г. Микеланджело получает заказ на создание грандиозного мавзолея папы Юлия II, - этот проект после долгих и мучительных лет работы останется незавершенным. В 1508 г. заключен контракт на роспись плафона Сикстинской капеллы в Ватикане, и Микеланджело завершает работу над фресками за четыре года тяжелейшего труда и в одиночестве. После «римского мешка» 1527 г. и изгнания Медичи из Флоренции Микеланджело играет важную роль в правительстве Флорентийской республики, а затем папа Климент VII просит его вернуться в Рим. В 1536 г. Микеланджело начинает работу над фреской «Страшный суд» в Сикстинской капелле и получает указание возглавить строительство базилики Св. Петра. Решающим шагом и одним из самых значительных архитектурных элементов здания стал купол, построенный по проекту Микеланджело.

Скульптурные композиции последних лет, прежде всего «Пьета Ронданини», отражают напряженные размышления художника о судьбе человека: в них Микеланджело отказывается от какой бы то ни было формальной красоты, подчиняя художественный замысел стремлению к свободе. Фигуративный поиск тесно связан с его философскими размышлениями и поэзией. Многогранная личность Микеланджело – это синтез параболы Возрождения.

Кроме скульптуры, живописи и архитектуры, очень важное место в творчестве Микеланджело занимала поэзия. Его книга «Стихотворения» («Rime») была опубликована только в 1623 г. стараниями внука, который, впрочем, внес в нее собственные исправления с намерением «улучшить» текст. Только благодаря подробному критическому и текстологическому анализу, проведенному уже в 19 веке, удалось восстановить ее первоначальную форму. Канцоньере включает все литературные произведения Микеланджело и состоит более чем из 200 стихотворений (более ста незавершенных текстов и фрагментов), над которыми автор работал на протяжении многих лет. Первые тексты относятся к 1502-03 гг., однако смысловой центр книги составляют тексты периода зрелости и старости; они связаны с именами двух людей, к которым Микеланджело питал очень сильную привязанность: Томмазо Кавальери и Витториа Колонна. Наиболее распространенными метрическими формами в книге являются мадригал и сонет, включены также несколько эпитафий.

Тематика стихотворений Микеланджело очень широка. В стихах, посвященных Томмазо Кавальери и Виттории Колонна, доминируют любовные мотивы неоплатонического характера, однако, после смерти В. Колонна в 1547 г., появляется тема богоискательства, которая в поздних текстах приобретает мрачное звучание, в них ощутимо осознание собственной греховности и проклятия, наводящее на мысль о проповедях Савонаролы. В некоторых Микеланджело размышляет о собственном искусстве, пытаясь рассмотреть его в теоретической перспективе, анализируя отношения, складывающиеся между художником и материей, из которой он творит, - например, между мрамором и скульптором, вдыхающим в него жизнь.

В других стихотворениях поэт с горечью отмечает, что искусство – как и все то, что привлекает человека и накладывает отпечаток на его жизнь, - есть всего лишь форма, которой суждено распасться в момент смерти. Это наиболее часто встречающийся и напряженный мотив его поэзии. Он понимает человеческое существование как постоянное противоречие и страдание и рассматривает финал жизни почти как освобождение и обретение мира и спокойствия. Часто мысль о смерти связана у Микеланджело с образом темноты и ночи, которую поэт называет «тенью смерти» («ombra della morte»).

Юношеские стихотворения поэта еще близки к дантовским «каменным рифмам» и к «Канцоньере» Петрарки, но уже в них Микеланджело отвергает жесткие формулы манерного петраркизма и идеальную поэзию, основанную на формальном равновесии и изяществе, на которой настаивал Пьетро Бембо. Тексты периода зрелости уже совершенно свободны от каких бы то ни было ограничений. Их стиль напряженный и нервный, язык очень конкретен, как будто автор пытается выразить через него тревогу, которая терзает его и причину которой он не может объяснить даже себе самому. От этого рождается жесткая, тяжелая для восприятия поэзия, насыщенная, тем не менее, большим зарядом энергии и напоминающая пластическую напряженность скульптурных произведений Микеланджело. Силу поэзии Микеланджело определил Франческо Берни, в противовес многим бесформенным и вялым петраркистам эпохи, следующей фразой: «Он говорит вещи, а вы – слова» («Ei dice cose, e voi parole»).

документом, помогающим понять сложную личность автора, полную противоречий человека и художника, которому ум, чувственность и творческие способности позволили достичь высочайших результатов как в искусстве, так и в поэзии.

© С. В. Логиш, 11. 2003

- Poesie / Стихотворения (пер. А. Эфроса)

Materiale critico / Критический материал